Гражданское воспитание в современном мире является одной из наиболее значимых ценностей общества. Само слово «воспитание» подсказывает нам, что это непрерывно возобновляющееся приобретение человеком необходимых в общественной жизни опыта, знаний, качеств личности. Воспитание, по утверждению В.Г. Белинского, — это великое дело: им решается участь человека. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества -особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
Глубокий смысл патриотизма представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации- Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.
Гражданское воспитание выступает в качестве одного из факторов развития общества и государства, атрибутов их жизнеспособности. Патриотическая идея является наиболее мощным мотивом сплочения самых различных социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и других групп и общностей, источником консолидации общества и укрепления государства. Это с особой силой проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей и испытаний, обострения внешних опасностей и угроз.
Гражданское воспитание подростков заключается в формировании у них мироощущения и мировоззрения, развитии сознательной общественной активности, дисциплины, побуждения руководствоваться ими в повседневной жизни. В основном у подростков развиваются те качества, которые были заложены в младшем школьном возрасте. От общих понятий «гражданин», «Родина», «Отечество», «воин-защитник» подросток старшего возраста вырастает до собственных нравственно-этических ценностей.
Социально ориентированное государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального сотрудничества и гражданского согласия. Оно берет на себя ответственность за поддержание стабильного социально-экономического положения своих граждан и социального мира в обществе. Многие индустриально развитые страны сегодня стремятся реализовать такой подход в государственном строительстве. При подобном подходе государство понимается как механизм управления делами общества, т.е. регулирования общественных отношений и учета интересов различных групп населения, снятия или смягчения противоречий и поиска гражданского согласия, иными словами, как механизм, осуществляющий функцию интегрирования общества, в котором сталкиваются групповые интересы не только на классовой основе, но и на национальной, конфессиональной, экономической и др. При этом государство воспринимается не как безликое коллектив-
ное сообщество граждан, в котором индивидуальность растворена, а как объединение свободных индивидов на солидарной основе. Этот синтез нелегок и непрост, так как часто речь идет о противоположных идеях. Нелегко примирить, например, конкуренцию и рынок с некоторыми идеями о ликвидации эксплуатации и с участием в управлении производителей; идею социального партнерства — с прибылью как мотивацией к труду и т. д. Либеральное государство не оглядывается на «социальный вопрос», который должно было решать социалистическое государство, а последнее не обеспечивало свободу человеку и творчество (в том числе и экономическо-производительное), поэтому поиск путей синтеза внешне полярных идей труден, но необходим. Концепция правового государства сегодня должна дополняться и корректироваться, по крайней мере, минимальными элементами социального государства, хотя вполне очевидно, что фактические гарантии, особенно социально-экономических прав и свобод, зависят не только от принятых подходов и декларируемых принципов, но и от реальных возможностей самого государства.
Постепенно возрождается сложившаяся в прежние годы система форм и методов военно-патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп. Разворачивая сегодня практическую работу, необходимо добиваться единства взглядов на педагогически целесообразное использование этих форм и методов в школе, внешкольных учреждениях (дополнительного образования) и жилых массивах (по месту жительства) и др., учитывая специфику их деятельности, привлекая к участию семьи воспитанников.
Актуальность проблемы гражданского воспитания в данной ситуации становится приоритетной и определяется, по мнению многих авторов, следующими обстоятельствами:
— современным социальным и духовным кризисом общества, негативно влияющим на морально-психологическое состояние молодежи, что выражается в конфликтности базовых социальных ценностей, в духовном разрыве с недавним историческим прошлым, в конфликте поколений;
— девальвацией традиционных ценностей (гражданственность, долг, честь, совесть. правда), стиранием критериев добра и зла и криминализации морали;
— усилившимися процессами маргинализации, невостребованности молодых специалистов, безработицы, что приводит к утрате веры в будущее, лишает самоуважения, притупляет волю к поиску жизненного идеала;
— падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения, проявляющимся в резком ухудшении его социально-нравственных и иных характеристик;
— издержками в выработке и проведении в жизнь идеологии реформ, сопровождаемых деформациями в работе с молодежью, особенно ярко проявляющимися в переоценке роли образования и явной недооценке роли воспитания;
— нарастанием прагматизма, не подкрепленного гражданскими убеждениями, который формирует у некоторой части молодежи цинизм, жестокость, поклонение культу насилия.
Существующие проблемы и другие факторы отражают остроту назревших проблем, серьезность положения, необходимость разработки государственных и локальных программ, способных противостоять различного рода дестабилизирующим факторам и опасностям. Сегодня, как никогда, важно осознать, что проблема гражданского разложения общества реально существует, необходимо пересмотреть и подойти конструктивно к опыту нашего общества, и образования в частности, в деле гражданского воспитания молодежи, некогда мощном и продуктивном процессе, однако чрезмерно идеологизированном, пересмотреть и наполнить новым содержанием, сохраняя преемственность и верность национальным традициям. Необходима система целостного, непрерывного социально-педагогического процесса гражданского воспитания.
Проблема гражданского воспитания является предметом большого числа исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение философской, психологической и педагогической литературы по этой проблематике позволило утвердиться в важности и значимости вопроса гражданского воспитания на современном этапе развития.
Развитие демократических государств и гражданского общества — это история гражданского и нравственного поступка, который определяет добродетельный выбор целей и действий граждан. Выбор добродетельного
поступка гражданина является предпосылкой становления гражданских добродетелей. Основанием нравственного выбора выступают добродетели гражданина, которые содержат особые ориентиры, заключающиеся в противостоянии добродетели пороку. Нравственное самосознание, а впоследствии гражданское самосознание как элемент гражданственности, выступающей в виде интегративного качества гражданина, стало выделяться на ранних этапах социальной жизни. Еще на заре становления гражданского общества в Древней Греции появилась потребность передавать гражданские добродетели из поколения в поколение, осуществлять гражданское воспитание.
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Основные цели гражданского воспитания в школе:
— повышение чувства ответственности за свои поступки, действия:
— формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина-патриота своей Родины:
— социализация личности.
Методологическая актуальность определяется необходимостью развития традиций социально и индивидуально-ориентированного воспитания, использованием взаимосвязи педагогики с другими науками для построения основ применения гражданских добродетелей в гражданском воспитании младших школьников и потребностью совершенствования понятийно-терминологического аппарата в области гражданского воспитания.
Сегодня общество и государство заинтересованы в гражданском воспитании подрастающего поколения. Педагогическая наука выявила изменчивый характер отношений детей и взрослых, вызванный социальными переменами, расшатыванием традиционных механизмов передачи гражданских и нравственных ценностей. Многообразие методик гражданского воспитания, целей и методологических оснований воспитательных систем образовательных учреждений требует от науки обозначения существенных положений, знание которых позволит воспитателю планировать и оценивать свою деятельность в области воспитания гражданских добродетелей у школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Прутченков А. Парадоксы гражданского образования в современной России / А. Прутченков, Т. Новикова // Высшая школа. — 2006.-№10.-С. 2-5.
2. Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе : Дисс. … д-ра пед. наук / Гаязов А.С. -Бирск, 1996. — 145 с.
3 Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Год 2002 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. -Махачкала: [б.и], 2004. — 39 с.
4 Сластенин В А. Педагогика : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Слас-тенина. М.: Академия, 2002.-567 с. — (Высш. образование).
5 Танюхин Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников : Дисс. … канд. пед. наук/ Танюхин Ю.А.-СПб., 1997.-189 с.
6 Ермоленко Н.В. О воспитании нравственности, гражданственности и патриотизма в процессе обучения в военном вузе // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов.