Одной из ключевых функций политических партий является идеологическая, связанная с разработкой, распространением в обществе и отстаиванием своего мировоззрения, которое основано на ключевых ценностях выбранной данной партией идеологии и отражено в ее программных документах. В рамки реализации этой функции входит также политическое просвещение партиями своих членов и потенциальных сторонников.
Тем самым партии выступают в качестве носителей и проводников определенных идеологических трендов, ключевые ценности которых либо являются органической частью сознания и мировоззрения представителей тех или иных социальных слоев и групп, либо сформулированы самими партиями для установления и закрепления своего влияния среди данных слоев и групп.
В современной политической науке партии по критерию идейных оснований их деятельности делятся на следующие три группы:
1. Доктринальные партии, которые опираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, а также стремление смоделировать общество с соответствующими идеологическими установками и претворить их в жизнь.
2. Прагматические партии, ориентированные на практическую целесообразность действий, поиск любых возможностей для достижения конкретных целей, широкий спектр идей и общественных проблем с целью расширения численности своих членов и сторонников.
Данные партии, как правило, избегают позиционирования с точки зрения своей принадлежности к определенной идеологии и принятия догматизированных и претендующих на строгую научность программ, а также не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам.
3. Харизматические партии, которые объединяются вокруг персон конкретных политических лидеров и действуют фактически как группы их поддержки.
Вместе с тем политическая практика различных стран мира знает сочетание в деятельности определенных партий элементов харизматического лидерства, вплоть до вождизма, с одной стороны, и идеологической направленности, или политического прагматизма, с другой стороны. Применительно к партийной системе Казахстана рассматриваемая классификация партий выглядит следующим образом: К доктринальным партиям можно отнести:
а) партии, чья приверженность к определенной идеологии изначально отражена в их названиях и программных документах. Это Коммунистическая партия Казахстана (КПК), Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК), Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл» и Общенациональная социал-демократическая партия «Азат»;
б) партии, отошедшие от политического прагматизма и выбравшие определенное идеологическое позиционирование. К данной категории относятся Партия зеленых «Руханият» и Демократическая партия «Адилет».
Прагматическими партиями являются Демократическая партия Казахстана «Ак жол» и официально находящаяся в процессе государственной регистрации Народная партия «Алга!».
В качестве харизматических партий следует рассматривать Народно-демократическую партию «Нур Отан» и Партию патриотов Казахстана.
Учитывая, что продолжительное время Казахстан развивался в составе Союза ССР, где господствовала коммунистическая идеология (марксизм-ленинизм), в первую очередь целесообразно рассмотреть ценностные ориентиры партий, которые провозглашают себя ее приверженцами.
Общими характерными чертами идеологии КПК и КНПК являются демонстрация приверженности идеалам теории и практики коммунизма, с одной стороны, и признание негативных моментов в процессе социалистического строительства в бывшем СССР, с другой стороны. Последнее обстоятельство фактически объединяет их с таким течением в коммунистической идеологии, как еврокоммунизм, исповедуемый коммунистическими партиями Западной Европы в 1970–1980-х годах и сопряженный с критикой советской модели социализма.
Критикуя принятый с обретением Казахстаном независимости путь формирования системы капитализма, обе компартии считают, что она приняла криминальные формы. Альтернативой этой системе они провозглашают общество свободы и социальной справедливости на основе принципов научного социализма. При этом КНПК к атрибутам данного общества дополнительно относит подлинное народовластие, широкую духовность и процветающую экономику на базе научно-технического прогресса.
Следует также отметить, что казахстанские компартии ушли от таких крайностей в теории и практике марксизма-ленинизма, как полное уничтожение института частной собственности, отрицание многоукладности в политике, экономике и духовной сфере, политических прав и свобод граждан, максимальный контроль государства над обществом, вплоть до личной жизни человека. Данное обстоятельство обусловлено тенденцией социал-демократизации коммунистической идеологии, которая наблюдается с начала 1990-х годов практически во всех бывших социалистических странах мира. Вместе с тем у рассматриваемых партий имеются некоторые разные подходы к тем или иным вопросам развития общества и государства. В частности, Компартия Казахстана в процессе реализации своей стратегической цели – построения социалистического государства – сочетает концепции защиты человека и коллективизма. В последнем случае акцент делается на идею о коллективных интересах граждан, которая противопоставляется нарастающему в условиях капиталистической системы культивированию индивидуализма.
В отличие от этого КНПК использует концепцию коллективизма в основном применительно к процессу внутрипартийного строительства, а не развития общества. В данном случае акцент делается на приоритет партийных масс, которые признаются основой партии. При этом аппарат и органы партии должны реализовывать политическую волю партийных масс. Тогда как последние, в свою очередь, призваны осуществлять контроль за деятельностью данных органов и противодействовать их бюрократизации.
Хотя обе компартии утверждают о необходимости достижения социального равенства граждан Казахстана, КНПК не дает четкого представления об этом. В отличие от нее КПК предлагает наделить трудящихся любой категории как создателей материальных и духовных благ статусом одного из субъектов бизнеса. По ее мнению, это позволит уравнять этих людей с предпринимателями и потребителями, а также ликвидировать эксплуатацию человека человеком.
Роль и влияние коммунистической идеологии в партийной системе Казахстана следует оценивать неоднозначно. С одной стороны, она продолжительное время была официальной государственной идеологией и, во многом благодаря этому, стала одним из первых идейно-политических течений уже постсоветского периода. При этом определенные коммунистические идеи популярны среди пенсионеров и других социально уязвимых слоев населения, испытывающих ностальгию по социальному благополучию советского времени.
Среди приверженцев коммунизма наблюдаются также представители молодежи. Показательным в этом плане является создание в апреле 2009 года республиканского общественного объединения «Коммунистический союз молодежи», который фактически является молодежным крылом КНПК.
С другой стороны, идейно-политическая неоднородность, присущая коммунизму в целом, нашла свое отражение и в Казахстане. В частности, помимо КПК и КНПК, чьи установки подверглись заметному влиянию социал-демократии, на политическом поле страны действуют в неформальном виде такие объединения, как Алматинский городской комитет Компартии Казахстана (марксистско-ленинская платформа) во главе с Арсением Аполимовым; «Социалистическое сопротивление Казахстана», позиционирующее себя секцией международной организации «Комитет за рабочий интернационал» и приверженцем троцкизма (председатель Айнур Курманов); и Рабочее движение Казахстана «Солидарность» (сопредседатели Сахиб Жанабаева, Айнур Курманов). Такое разнообразие идейно-политических течений коммунизма и, как следствие, разобщенность соответствующих организаций, подкрепляемая чисто субъективными факторами, способствует сужению социальной базы рассматриваемой идеологии в целом.
Относительно социал-демократической идеологии нужно отметить, что она в Казахстане сложилась одновременно с коммунистической в качестве ее политической альтернативы, а затем самостоятельного идейно-политического течения, оказавшего влияние на ценностные ориентиры различных политических партий, включая Компартию Казахстана.
Формированию и развитию социал-демократической идеологии в республике способствовала деятельность в первой половине 1990-х годов Социал-демократической партии Казахстана и Социалистической партии Казахстана. В 2001 году намерение позиционировать себя в качестве социал-демократической официально выразила Республиканская политическая партия «Отан». Правда, впоследствии, преобразованная в НДП «Нур Отан», данная партия отошла от рассматриваемой идейно-политической ориентации.
Действующие сегодня социал-демократические партии – ОСДП «Азат» и КСДП «Ауыл» в равной мере демонстрируют свою приверженность трем основополагающим ценностям социал-демократии – свободе, справедливости и солидарности. Вместе с тем каждая из них интерпретирует данные ценности по-своему.
В частности, для КСДП «Ауыл» достаточно понимания свободы как возможности самореализации личности в любой сфере человеческой жизнедеятельности. В отличие от нее ОСДП «Азат» рассматривает свободу в контексте, во-первых, прав человека, которые должны неукоснительно соблюдаться и быть защищены, а, во-вторых, недопущения эксплуатации и любой иной, унизительной для человеческого достоинства, зависимости одних людей от других. При этом свобода, по мнению этой партии, должна быть всеобщим достижением и распространяться на все сферы жизни общества.
Справедливость рассматривается КСДП «Ауыл» сквозь призму равной для всех свободы и равной ответственности перед законом. ОСДП «Азат» дополняет равноправие граждан признанием равной ценности всех людей в условиях свободного развития индивидуальности. Кроме того, справедливость, по ее мнению, предполагает такое распределение благ и ресурсов, которое обусловлено трудом и способностями человека.
Наконец, солидарность в трактовке КСДП «Ауыл» заключается в том, что каждому человеку в обществе необходимы уважение, поддержка и помощь других людей. Тогда как ОСДП «Азат» определяет данную ценность гораздо шире, а именно как: а) естественное проявление человечности, выражение гуманизма и чувства сострадания к жертвам несправедливости; б) взаимную помощь и взаимную ответственность людей в достижении общих целей и интересов; в) готовность каждого человека защищать достоинство и права другого как свои собственные; г) оказание помощи и поддержки тем членам общества, которые оказались в бедственном положении и лишены возможности удовлетворять свои насущные потребности.
Обе партии привержены реформизму, отрицающему революционный путь общественных преобразований и предполагающему сотрудничество всех слоев и групп общества. В частности, КСДП «Ауыл» в этом плане выступает, во-первых, за развитие неконфронтационной политической культуры, а также ведение политической борьбы за что-то, а не против кого-то. Во-вторых, за эволюционные методы проведения реформ, основанных на принципах гуманизма, социальной справедливости, общественной солидарности и партнерства.
ОСДП «Азат» также выражает свою приверженность проведению политических, экономических и социальных реформ, способствующих движению Казахстана вперед по пути прогресса и демократии. Общественное согласие же она рассматривает как основу подлинной политической стабильности. Одно из главных условий для достижения этой стабильности данная партия видит в обеспечении ответственности власти перед обществом, которая должна быть выражена в ее сменяемости.
Характерный для социал-демократов подход относительно ограниченного государственного регулирования экономики нашел у ОСДП «Азат» свое выражение в намерениях партии добиваться внедрения апробированных в рыночных условиях институтов государственного участия в экономике, вплоть до введения государственной монополии в отдельных отраслях. Государство, в частности, должно владеть контрольными пакетами акций предприятий стратегических отраслей промышленности.
Несколько иной акцент по поводу данного вопроса сделан КСДП «Ауыл». По ее мнению, участие государства в экономике призвано обеспечить, во-первых, паритетность и равные условия для конкуренции производителей, и, во-вторых, действенную государственную поддержку реформ в аграрном секторе экономики.
Различие в подходах у обеих партий социал-демократической ориентации наблюдается также относительно социальной политики государства. Так, ОСДП «Азат» считает, что эта политика должна быть основана не только на адресной социальной помощи, но и на распределении среди населения доходов с учетом социальной справедливости.
По мнению же КСДП «Ауыл», утверждение принципов социальной справедливости должно быть достигнуто путем поддержания в обществе равных условий для развития потенциальных возможностей всех и каждого. Такой подход предполагает оказание гражданам поддержки в их стремлении самим обеспечивать свои интересы на основе свободного высокоэффективного труда. Тогда как гарантийной социальной защиты они могут добиваться только тогда, когда в силу объективных причин не могут сами решить свои проблемы.
В целом ОСДП «Азат» более соответствует своему идейно-политическому позиционированию, нежели КСДП «Ауыл». Последняя откровенно признает, что она представляет интересы жителей сельских населенных пунктов и трудящихся в аграрном секторе экономики. В связи с этим программа данной партии преимущественно отражает взгляды и меры, направленные на удовлетворение потребностей указанной категории граждан.
Исходя из этого, КСДП «Ауыл», хотя и входит в категорию партий левоцентристского политического спектра, однако не является чисто социал-демократической партией. Ее следует отнести к такой разновидности политических партий, которые ориентированы на представление и защиту социальных групп с учетом определенного вида их деятельности. В данном случае речь идет об аграрных партиях, представляющих интересы крестьянства и фермеров.
Те или иные ценности и идеи социал-демократии заимствованы в Казахстане не только коммунистами, но и политическими партиями, не имеющими четкой идеологической ориентации. Так, например, ДПК «Ак жол» своими ценностями помимо независимости и демократии провозглашает свободу и справедливость. В первом случае речь идет не только о провозглашении прав человека в Конституции и законах страны, но и об обязательном наличии условий для их реализации каждым гражданином.
Что касается справедливости, то помимо наличия отвечающих социал-демократической идеологии общества равных возможностей, равенства всех перед законом и права каждого гражданина на достойную жизнь, ДПК «Ак жол» вкладывает в это понятие разумное распределение национального дохода в интересах всех граждан, не ограничивающее инициативу и не порождающее иждивенчества, ответственность государства перед обществом, независимость суда при отправлении правосудия и эффективную, последовательную борьбу с коррупцией и преступностью.
Социал-демократические принципы и идеи также присутствуют в программе НП «Алга!». Партия отвергает революционный путь достижения государственной власти в пользу эволюционного. Она выступает за социальную ориентацию экономики, бесплатное и качественное образование и здравоохранение, государственную поддержку социально незащищенного населения, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, привлечение широких кругов предпринимателей, профсоюзов и НПО к обсуждению управленческих решений и т.д.
Говоря о других политических партиях, нужно отметить, что под воздействием фактора нового электорального цикла, в том числе связанного с проведением в 2012 году парламентских и местных выборов, некоторые из них осуществили в 2009–2010 годах переформатирование не только организационной, но и идеологической составляющей своей деятельности.
На этой волне совершенно новую идеологию – зеленую идею – казахстанскому обществу предложила партия «Руханият», которая создавалась и в последующем функционировала на внеидеологической основе. Однако 16 марта 2010 года решением 7-го съезда данная партия была переименована в Партию зеленых «Руханият». Съезд также принял новую политическую платформу партии «Экология души» и произвел смену ее руководящего состава, включая избрание новым председателем партии Серикжана Мамбе-талина.
В частности, своими стратегическими целями Партия зеленых «Рухани-ят» провозглашает:
1) содействие устойчивому развитию и процветанию Казахстана как сильного независимого демократического правового государства на базе гуманистических идеалов и ценностей, выработанных человечеством за многовековую историю, основанных на уважении прав человека, экологической ответственности, свободе, справедливости, гендерном равенстве, плюрализме мнений и отказе от насилия;
2) становление и развитие казахстанского общества, здорового не только физически, но и духовно;
3) содействие развитию зеленой идеи как составной части национальной идеи Казахстана.
Идеологической основой Партии зеленых «Руханият» являются основные принципы Глобальной хартии зеленых, принятой на первом собрании представителей партий зеленых из 70 стран мира в Канберре (Австралия) в апреле 2001 года. Вопросы экологии и охраны окружающей среды в той или иной степени представлены в программах практически всех действующих казахстанских партий. Однако взятие «Руханиятом» за основу своей идеологии зеленой идеи выгодно отличает эту партию от других, поскольку она сделала ставку на экологические ценности, которые близки и актуальны практически для всех граждан республики, независимо от социальной, этнической и иной принадлежности.
Помимо этого Партия зеленых «Руханият» заняла фактически свободную в идейно-политическом отношении нишу на партийном поле Казахстана. Хотя в 2005 и 2006 годах были проведены учредительные съезды Республиканской экологической партии «Менін Қазақстаным» и Партии зеленых «Табигат» соответственно, однако в силу неизвестных обстоятельств данные партии не получили своего дальнейшего развития. Действующие же в республике многочисленные экологические организации (типа «Зеленое спасение», «Каспий та-бигаты» и т. д.) осуществляют в основном узкоориентированную и, что важно, деполитизированную деятельность. Все это дает «Руханият» хорошие возможности для мобилизации своих потенциальных сторонников среди представителей различных слоев и групп населения Казахстана.
В политической науке коммунистические, социал-демократические, аграрные и зеленые партии относятся к левоцентристскому политическому спектру. Тогда как партиями правоцентристского спектра принято считать те, которые позиционируют себя в качестве либеральных, консервативных, а также конфессиональных.
На сегодняшний день единственной казахстанской партией, которую можно отнести к правоцентристскому политическому спектру, является ДП «Адилет». Созданная в 2004 году под названием тогда еще Демократической партии Казахстана, она продолжительное время действовала на прагматической основе. Однако с утверждением 29 апреля 2008 года на очередном съезде новой редакции своей программы ДП «Адилет» стала позиционировать себя партией правоцентристской ориентации, находящейся на позициях социал-либерализма.
Таким образом, первоначально идеология данной партии была основана на сочетании ценностей либерализма и социал-демократии. При этом центральное место здесь занимает такая категория, как справедливость, предполагающая равенство всех граждан перед законом, а также обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, соучастия в управлении производством и делами общества.
Вместе с тем в программе ДП «Адилет» присутствуют тезисы, близкие к идеологии консерватизма. Это, в частности, сочетание традиций и современности в развитии общества, сильная государственная власть, укрепление политической стабильности, взаимная ответственность государства и граждан, укрепление семьи как высшей социальной ценности. В развитие данной идейно-политической ориентации 25 января 2011 года ДП «Адилет» приняла политическую платформу «Путь к справедливости». В рамках данного документа партия приняла решение позиционировать себя в контексте ценностей социал-консерватизма.
Социальный консерватизм представляет собой одно из течений современного консерватизма. В его основе лежит представление о том, что государство призвано неуклонно заботиться о материальном благосостоянии населения и о постоянном росте этого благосостояния. При этом главным средством реализации социальных функций государства является эффективное развитие экономики на базе общих для современного консерватизма принципов. Другой ключевой идеей социального консерватизма является признание сохранения верности национальной культуре как необходимого условия общественного прогресса.
ДП «Адилет» сформулировала свой вариант социального консерватизма, который отличается следующими чертами:
1) продолжение «разумного» консерватизма в идеях великих казахских просветителей Ч. Валиханова, Абая и деятелей партии «Алаш» начала XX века;
2) сохранение и воспроизводство опыта прошлого, препятствующего забвению традиций и базовых цивилизационных и культурных ценностей;
3) не отрицание нового, а утверждение вечного;
4) утверждение порядка, стабильности, преемственности, авторитета и свободы исключительно на основе законности;
5) противостояние в процессе защиты индивидуальности стремлениям к уравниванию человеческих личностей и культурных различий;
6) активность в вопросах сохранения всего ценного и проверенного временем;
7) отрицание пассивности общества и государственной власти как потенциального источника революций;
8) неприятие как диктатуры сверху, так и диктатуры снизу (диктатуры массы);
9) незыблемость справедливости.
Апеллируя к таким ценностям социал-демократии, как свобода и справедливость, ДП «Адилет» говорит о необходимости обеспечения их устойчивого баланса на основе законности.
Еще одной примечательностью программных установок ДП «Адилет» является приверженность этой партии идее политической модернизации. В частности, она выступает за совершенствование разделения полномочий между различными органами государственной власти и обновление системы сдержек и противовесов между ними. ДП «Адилет» также придерживается мнения о необходимости перехода от демократии представительства к демократии реального участия. Хотя все эти идеи не свойственны консерватизму.
Сочетание таких установок, как, например, демократические права и свободы и политический плюрализм, с одной стороны, и сильное и дееспособное государство, с другой стороны, позволяет утверждать о том, что социальный консерватизм ДП «Адилет» имеет немало общего с неоконсерватизмом, отличающимся заметной склонностью к либеральным ценностям. В целом, социальный консерватизм в Казахстане фактически пока еще находится на стадии своего формирования, в связи с этим не имеет какого-либо влияния в партийной системе республики. Таким образом, можно выделить следующие основные моменты, характеризующие соотношение различных политических идеологий на партийном поле Казахстана.
1. По уровню своей институционализации, социальной привлекательности и временным рамкам развития в партийной системе Казахстана преобладают идейно-политические установки партий левоцентристского политического спектра (коммунисты, социал-демократы, аграрии и зеленые).
2. Наибольшее влияние при этом имеет социал-демократическая идеология, что подтверждает наличие ее тех или иных ценностных установок и ориентиров в программах других партий, причем как действующих на вне-идеологической основе, так и имеющих совсем другую идеологию.
3. Правоцентристский спектр партийной системы Казахстана в идеологическом отношении представлен только социальным консерватизмом в формулировке ДП «Адилет». При этом отход данной партии от прежних ценностных установок и ориентиров социал-демократического характера дает основание утверждать о ее принципиальном позиционировании в контексте выбранной идеологии. Данное обстоятельство, в свою очередь, создает определенные предпосылки для дальнейшего развития социального консерватизма в казахстанском обществе.
4. Доминирование в партийной системе Казахстана НДП «Нур Отан», которую можно рассматривать как партию харизматического типа, свидетельствует о низком на текущий момент времени уровне востребованности рассмотренных выше идейно-политических течений в казахстанском обществе.
Это обстоятельство дает НДП «Нур Отан» хорошие возможности для продвижения занимаемой ею позиции центризма на уровень идейно-политической концепции, определяющей мировоззренческую и практическую составляющую деятельности данной партии.