26 октября 2009 года на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент РК Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости принятия Доктрины национального единства Казахстана, проект которой до этого был разработан и роздан для ознакомления участникам данного мероприятия. Очевидно, что на фоне антикризисной деятельности государства и его органов возникла необходимость не только решить обострившиеся в условиях кризиса социальные и экономические проблемы и вопросы, но и сохранить и продолжать укреплять стабильность и согласие в обществе. По словам Главы государства, «.. .те страны, которые сохраняют сплоченность и единство нации, успешнее противодействуют кризису, развиваются стабильно и достигают новых вершин» [28].
Что касается самой Доктрины национального единства Казахстана, то она представлялась Президенту, во-первых, как обобщение уже имеющегося достаточного опыта по линии укрепления гражданственности, межэтнического и межконфессионального согласия и т. д. Во-вторых, как основа для реализации среднесрочных и долгосрочных стратегий национальной политики и дальнейшего укрепления политической стабильности в стране. И, в-третьих, с точки зрения ответов на следующие три вопроса:
1. Что мы понимаем под национальным единством?
2. Почему нам важно укреплять национальное единство?
3. Что является основой национального единства?
При этом Президент сам и ответил на эти свои вопросы. Прежде всего национальное единство он отождествил с сообществом сплоченных этнических, религиозных и других социокультурных групп, проживающих в Казахстане. Кроме того, с учетом зарубежного опыта, данное единство предполагает совместное созидание общего государства, толерантность, гражданство и обязательное знание государственного языка соответствующей страны. Вместе с тем Глава государства дал понять, что движение казахстанского общества в данном направлении идет и торопиться здесь не следует.
Укрепление национального единства, по мнению Назарбаева, важно с точки зрения обеспечения внутренней и внешней безопасности Казахстана и, как следствие, поступательного развития страны и поддержания благополучия всех граждан. Наконец, в основу национального единства Президент отнес следующие три фактора:
1) общая для всех казахстанцев история, включая ее драматические страницы;
2) общие для всех этносов республики ценности и традиции, включая почитание старших, уважение к семье, заботу о детях, радушное гостеприимство, добрососедство и т. д.;
3) общее будущее.
Среди же конкретных направлений деятельности по обеспечению национального единства Главой государства были названы развитие гражданской идентичности и толерантности в обществе через систему образования и воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в СМИ и повышение правовой культуры казахстанцев, постепенное овладение населением страны государственным языком, поддержание межконфессионального согласия, повышение эффективности работы Ассамблеи народа Казахстана и всех этнокультурных объединений. В целом, «…укрепив национальное единство, мы сделаем сильнее наше государство. Именно поэтому единство является нашим стратегическим выбором» [29].
Сама Доктрина национального единства Казахстана была доработана и одобрена на состоявшемся 19 апреля 2010 года заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана (АНК). В первую очередь этот документ исходит из того, что на современном этапе развития Казахстана достигнутые за годы его независимости общественное согласие и межэтническая толерантность должны перейти на качественно новый уровень — национальное единство, основанное на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов. В качестве же таковых принципов доктрина устанавливает следующие.
1. «Одна страна — одна судьба». В основе данного принципа лежит осознание общности судьбы каждого гражданина и его Родины — Республики Казахстан. Тем самым национальное единство базируется на высокой степени соотнесения гражданами себя, независимо от своей этнической и иной принадлежности, с Казахстаном и его будущим. Как следует из доктрины, «Наша великая цель — независимо от своего этнического происхождения, сплотиться и стать Великой Нацией, бережно сохранив и передав нашим потомкам самое дорогое, что у нас есть — суверенный и независимый Казахстан. Во имя этого мы должны преодолеть все предрассудки и надуманные барьеры, которые до сих пор мешают нашему единству» [30].
2. «Разное происхождение — равные возможности». Данный принцип национального единства предполагает равенство возможностей для всех граждан республики, независимо от их этнической принадлежности, вероисповедания, социального положения и иных признаков. В связи с этим он исключает наличие у казахстанцев изначальных преимуществ друг перед другом. При этом реализация этого принципа, в частности, предполагает:
а) дальнейшее совершенствование механизмов реализации гражданского равноправия;
б) ускоренное формирование среднего класса как социальной базы укрепления национального единства;
в) обеспечение равного уровня жизни и культуры сельских жителей и горожан, а также коренных граждан республики и вновь прибывших из-за рубежа соотечественников (оралманов).
3. «Развитие национального духа». Данный принцип основан на укреплении и развитии «Духа Нации» как объединяющего и укрепляющего начала. Его реализация, в частности, включает в себя такие моменты, как:
а) приоритетность развития и распространения государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства. При этом овладение государственным языком признается долгом и обязанностью каждого гражданина республики;
б) сохранение и укрепление традиций, духовных и нравственных ценностей и мировоззренческих устоев, нацеленных на сплоченность нации, государства, общества и семьи;
в) забота о национальных ценностях и достоянии;
г) воспитание молодого поколения в духе взаимного уважения, патриотизма, честного служения Родине и своему народу;
д) постоянное совершенствование каждым гражданином своих знаний, навыков, способностей, профессионализма и конкурентоспособности;
е) совместная последовательная работа граждан по дальнейшей модернизации всех сфер жизнедеятельности общества;
ж) создание интеллектуальной нации как залога успешной конкурентоспособности Казахстана.
В то же время рассматриваемая доктрина прежде всего не раскрывает сущности такого основополагающего понятия, как «нация». В связи с этим она не дает ответа на вопросы, что такое нация, каковы ее критерии, есть ли она вообще в Казахстане или ее еще только предстоит создать и т. д. Кроме того, в доктрине недостаточно раскрыты социально-экономические и практически совсем отсутствуют политические аспекты обеспечения национального единства. Хотя представляется, что такое явление, как национальное единство, должно иметь не только этнокультурное и конфессиональное, но и социальное, политическое и экономическое измерение. С учетом всего этого в Доктрину национального единства Казахстана следует внести соответствующие коррективы.