Тогызкумалак — это оставшаяся в наследство, в истории от наших великих предков интеллектуальная игра, насчитывающая 4 тысячелетнюю историю, в настоящее время известная всему миру и имеющая не менее важное значение, чем другие всемирно известные интеллектуальные игры. Эта игра — материальное воплощение личности казахов и их древних предков — хуннов и древних тюрков. Мировоззренческие особенности, правила и варианты игры стати для исследователей неоценимым этнографическим источником о духовной жизни тюркских народов. В соответствии с географией издания тех или иных трудов, исследования можно систематизировать на российские, европейские, американские и среднеазиатские.
Среди российских исследователей, первым автором, писавшим о тогызкумалаке, стал этнотраф Н.Пантусов. Его статья «Киргизская игра тогызкумалак» увидела свет в 1906 году в городе Казани. Известный тюрколог С. Аманжолов по поводу этой статьи писал: «Пантусовское описание чересчур дико, порой неверно, а потому оно не привлекло внимание общественности, да и не могло привлечь». Естественно, Пантусова, как этнографа, привлекала, не сама, игра, а ее правила. Ученый в этом случае попытался дать ознакомительную характеристику национальной игры. После него следующим российским этнографом, исследовавшим тогызкумалак, была Асия Попова. Она, путешествуя по казахским арам Баянолгея, что на востоке Монголии, собрала обширный материал о неизвестном в Казахстане у нее тугулаахе, есенкоргооле и тогызкумалаке. Собранные материалы были опубликованы во Франции. Асия Попова считала, что все перечисленные игры являются наследием казахов, а также указывала, что в тогызкумалак играют и в Афганистане, и расширила область распространения самой игры. Еще одна работа, заслуживающая внимания, это книга И.Зелинской под названием «Домино, нарды, кости», изданная в 2004 году в Москве. Здесь автор утверждает, что тогызкумалак произошел от египетского калаха и приводит мысли, доказывающие эти утверждения.
Неподтвержденные идеи исследователя из России И.Зелинской продолжаются в исследованиях, проведенных в Америке. Например, гипотезу К.Скотта можно вообще назвать тучной фантастакой, так как он пытается доказать, что тогызкумалак является одним из видов африканской игры вари, пришедшей в Среднюю Азию вместе с исламом и благодаря ему распространившейся по всему Казахстану. Вот что пишет К.Скотт о нашей национальной игре: «Это очень интересный географический и антропологический случай. Для этой игры, очень похожей на вари, используется фруктовые косточки либо галька. Это присуще всем африканским играм. Средняя Азия — страна степей и песков. Большая часть территории — земля и песок, и только в немногих местах встречается зелень. Традционная культура казахов основывается на животноводстве, они пасут мелкий рогатый скот. Эти животные производят безопасные катышки и в отсутствие гальки их используют для игры в тогызкумалак» [61. Сразу видно, что у этого исследователя напрочь отсутствуют знания о кочевой цивилизации и культуре казахов. Тем не менее, у очень многих складываются такие же мысли, как и у этого американца: многие исследователи все еще рассматривают игру тогызкумалак, как «игру пастухов», а кумалак — как: «результат жизнедеятельности овец».
Есть данные о тогызкумалаке и в книге LRuss «The Complete Mancala Games Book: How to Play the World’s Oldest Board Games».
Тогызкумалак — это прежде всего мировоззрение народа, и только потом творчество, спорт, наука.. Если российские и американские ученые рассматривают тогызкумалак только как этнографическую особенность, то европейцы дают более справедливую оценку тогызкумалаку, как национальному наследию и умственному творчеству, имеющему свои традиционные особенности, присущие только определенному народу. По этому поводу наиболее ценные и точные материалы даны в книге, написанной X.Machastchek в 1972 году «Zugum Zug: Die Zauberwelt der Brettspiele» и в 1984 году «Stein um Stein: Exotik der Brettspiele» (Камень за камнем: экзотический мир настольных игр) [7]. В разделе книги, касающимся национального искусства, говорится, что среди игр, схожих с игрой «боб», в Казахстане и Кыргызстане известна и официально зарегистрирована игра «тогызкумалак», причем в этом регионе в эту игру играли не менее, чем 4 тыс. лет назад. Эти слова полностью уничтожают бездоказательные идеи И.Зелинской и К.Скотта. Существует множество прямых доказательств, что тогызкумалак — это наследие казахского народа, и что африканская и арабская культура не имеют к нему никакого отношения.
Вопрос распространения тогызкумалака на мировом уровне не ограничивается исследованиями, упомянутыми выше. Книга А. Алмаши «Путешествие в сердце Азии» имеет огромную ценность как исторический труд, помогающий понять природу тогызкумалака на основе данных о тогузкоргооле. В этой книге ученый отдельно рассматривал игровые виды развлечений киргизов в свободное время. Кроме того, ученый приводит рисунок доски для игры в тотузкоргоол и объясняет правила. Написанные правила показывают, что тогътзкумалак и тотузкоргоол по существу две разные игры.
В рамках Средней Азии первый и наиболее ценный труд был подготовлен известным тюркологом С. Аманжоловым. В книге «Тогызкумалак», увидевшей свет в 1936 году, ученый приводит доказательства того, что игра, основанная на традициях и обрядах кочевников, очень часто встречается у казахского и киргизского народов. Киргизские ученые К. Айдаркулов, А. Чылымов, М.Киизбаев, Т.Орозобаков в своих трудах дают реальное подтверждение тому, что игра с древнейших времен является неотъемлемой частью жизни кочевников и неоценимым интеллектуальным наследием.
Автором более полных работ об игре тогызкумалак является А.Акшораев. Начиная с вьшущенной в 1979 году книги «Тогызкумалак», ученый издал пять работ — три на казахском языке и две на русском — и множество статей. Особое место занимает и изданная в российском журнале «Наука, и жизнь» большая статья о нашей национальной игре. В своих трудах А.Акшораев объективно рассматривает теоретические основы игры, ее стратегические и тактические особенности. Несмотря на то, что в настоящий момент необходимо пересмотреть некоторые вопросы, затронутые автором и касающиеся цивилизации и развития игры, мысли и идеи ныне покойного ААкшораева имеют неоценимое значение.
С научной точки зрения наиболее известные исследовательские и просветительские труды были подготовлены М. Танекеевым. Подтверждением этому могут служить его сравнительные исследования тогызкумалака и игр, родственных с манкала, определение и разъяснение особенностей каждой из них, хронологическая классификация первых примеров досок для игры, а так же то, что он одним из первых привлек внимание иностранных ученых к нашей национальной игре.