Обретение Республикой Казахстан независимости и суверенитета послужило, для проведения коренных преобразований в сфере массовой информации, являющейся своего рода общественной трибуной происходящих в стране радикальных перемен. Процессы рыночного реформирования экономики, демократизации политической системы и общественных отношений, становления гражданского общества формируют новые потребности в свободном информационном обмене, в получении оперативной и многоплановой информации о состоянии дел и событиях во всех сферах жизни республики. Наличие же развитых, организационно сильных и свободных средств массовой информации — один из основных показателей демократического общества. Информационная политика Республики Казахстан в современных условиях имеет свою законодательную, политическую и социальную базу. В пункте 1 статьи 20 Конституции РК гарантирована свобода слова и творчества, запрещена цензура, закреплено право каждого получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Вместе с тем существуют и ограничения, принятые в международной практике. Пунктом 3 статьи 20 Конституции РК не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения институционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Указанные свободы, права и ограничения воспроизведены и в статье 2 Закона РК «О средствах массовой информации». За двадцать лет независимости Республики Казахстан развитие информационной политики на медийном рынке можно разделить на несколько условных этапов.
Первый этап — постсоветский, преимущество государственной монополии на средства массовой информации (до 1992 года), когда практически не существовало независимых СМИ.
Второй этап — этап становления и роста (1992 — 1996 годы), определенный отход государства от безусловного доминирования на информационном пространстве и бурное развитие негосударственных СМИ, сокращение доли государственных СМИ в общем количестве.
Третий этап — (1997-2006) либеральный, характеризующийся качественными и количественными изменениями на рынке масс-медиа, массовой приватизацией бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Этот этап развития отечественного информационного пространства начался в 1996 — 1997 гг.
Четвертый этап — (с 2007 года) можно утверждать, что информационный рынок Казахстана вступил в фазу стабильного роста. Сыграли свою роль экономическая— поддержка государством СМИ. Приняты меры по повышению конкурентоспособности отечественного медиарынка. С 2001 г. по 2004 г. периодические издания были освобождены от НДС, а продукция телевизионных и радиокомпаний облагалась по «нулевой ставке» НДС. В течение последних пяти лет почти ежегодно уменьшались размеры плат за использование радиочастот, а в 2002 году годовые платы за их использование были вовсе отменены. Теперь компании-лицензиары уплачивают только сбор при первоначальной выдаче разрешения на номинал РЧС. С целью получения частот для телевизионного и радиовещания в конкурсной Комиссии по предоставлению права использования радиочастот представлены Парламент, международные, казахстанские общественные объединения. При этом работа Комиссии широко освещается средствами массовой информации, что также оказывает благотворное влияние на развитие информационного поля. Национальный рынок СМИ становится сегментом общего товарного рынка, в котором функционируют те же правила, что и в экономике в целом. В республике существует целый ряд достаточно крепких и сильных СМИ, информационных медиахолдингов, что является одним из безусловных достижений проводимых социально-экономических и демократических преобразований. Одним из важнейших инструментов реализации прав и свобод граждан на информацию являются масс-медиа. В Казахстане за прошедшие годы проведены кардинальные преобразования в сфере деятельности средств массовой информации. Произошло разгосударствление сектора СМИ, результатом чего стало то, что на сегодня более 80% СМИ являются негосударственными. Либерализация и рыночные реформы привели к количественному и качественному росту СМИ. Казахстан сегодня по темпам развития СМИ опережает большинство стран Центральной Азии и Закавказья. О лидерстве Казахстана по развитию медийной инфраструктуры говорит факт проведения в стране ежегодного Евразийского медиа-форума. На 11 языках наций и народностей, проживающих в стране, публикуются газеты и журналы, транслируются теле- и радиопрограммы. Кроме основных языков (казахского и русского), СМИ выходят на украинском, польском, немецком, корейском, уйгурском, турецком, дунганском и других языках. СМИ этнических меньшинств получают финансовую поддержку от правительства. В Казахстане динамично развиваются Интернет и кабельное телевидение. Современные информационные технологии широко используются на информационном рынке; Национальные ТВ и радиостанции транслируются через национальную спутниковую систему. В 2002 году был создан шутниковый канал CaspioNet (оператор Eutelsat). На всей территории Республики посредством кабельного И спутникового каналов транслируются программы ВВС, CNN, Deutsche Welle, радиостанции «Свобода», польского канала Polonia, российские и другие теле- и радиоканалы.
В Министерстве иностранных дел Республики Казахстан аккредитованы более 150 представителей зарубежных СМИ из 20 стран, включая такие самые крупные новостные агентства, как ВВС, Associated Press, Интерфакс, France Press, Reuters, ITAR-TASS. Разнообразие тем, изданий и языков способствует быстрому развитию СМИ. Плодотворно работают такие общественные объединения по защите прав журналистов, как Конгресс журналистов Казахстана, Союз журналистов Казахстана, Ассоциации телерадиовещателей Казахстана, представительства международных организаций: ОБСЕ, Международного бюро по правам человека, Internews network, «Аділ сөз».
В освещение тематики о правах человека в Казахстане вовлечены 60 республиканских печатных изданий, информационное агентство «Казинформ», телеканалы «Казахстан», «Хабар», «31 канал», «Эра ТВ», «Рахат ТВ», выполняющие государственный заказ на проведение государственной информационной политики. При формировании государственного заказа были предусмотрены следующие тематические направления:
Объективное и целенаправленное освещение ситуации в сфере прав человека проводят общенациональные газеты и негосударственные. СМИ «Еге-мен Қазакстан», «Казахстанская правда», «Айқын», «Литер», «Экспресс К», «Заң газеті», «Юридическая газета», «Московский комсомолец в Казахстане» под специальными рубриками «Мемлекет», «Кұқъқтық реформа кадамдары», «Человек и закон», «Парламент», «Актуально», «Ситуация», «Под напряжением», «Закон и право», «Право человека», «Необходимо знать», «Внимание» и т.д. Данная тематика также широко освещается в информационно-аналитических, интерактивных программах ведущих республиканских телеканалов, выполняющих государственный заказ. В этом плане следует особо отметить «Жеті кун», «Бетпе бет» на телеканале «Хабар»; «Айна-апта», «Назар» на телеканале РТРК «Казахстан»; «Собственное мнение», «Центр внимания» на телеканале «31 канал»; «Панорама недели» на телеканале «Рахат»; «Большой рейтинг» на канале «Телевидение города Астаны».
С целью выработки оптимальной модели деятельности СМИ на основе принципов свободы слова и независимости, проводится целенаправленная работа по взаимодействию с общественными объединениями, ассоциациями, международными организациями, иститутами масс-исследований по вопросам развития средств массовой информации. В Казахстане также используются законодательно утвержденные методы поддержки масс-медиа, направленные на создание благоприятных экономических условий для выполнения СМИ своей общественно полезной миссии, обеспечения свободы слова и массовой информации. В числе первых законов суверенного Казахстана был Закон «О печати и других средствах массовой информации» 1991 года, новизна и демократичность норм которого послужили мощным фактором бурного развития казахстанской прессы, а также принятый в 1999 году Закон «О средствах массовой информации», в разработке которого участвовали представители международных организаций, средств массовой информации, неправительственных организаций. Данный закон запрещает цензуру и вмешательство в деятельность организаций СМИ со стороны государственных должностных лиц, направлен на защиту прав журналистов. Казахстан придерживается мнения, что обеспечение прав и свобод граждан в получении и распространении информации является необходимым условием построения демократического государства. В республике сформированы основные элементы информационного рынка. К ним можно отнести появление доминирующего сегмента негосударственных СМИ, значительную дифференциацию информационного тематического поля, создание и работу достаточно крупных медиакомпаний. Собственниками 218 изданий являются общественные объединения. 17 принадлежат религиозным объединениям. Преимущественную долю собственников негосударственных СМИ (48%) составляют ТОО. В апреле 2007 года Мажилис Парламента РК начал работу над законопроектом «О средствах массовой информации», разработанным некоммерческими организациями в области СМИ.