Ключевые слова: инновационное развитие, интеграция, образования, науки, производства, инновационная экономика, технопарки, технополисы, инновационные центры, кластеры. Объективность и неизбежность процессов глобализации экономики обусловили активизацию инновационных процессов, инновационные прорывы в нано технологиях практически во всех странах мирового сообщества с целью достижения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ в социально — экономическом и политическом развитии. В этих условиях в XXI веке происходит переход от «индустриального общества», с господством материального (физического) капитала к «постиндустриальному», с главенствующей ролью нематериальных ресурсов, инновационной экономике. Развитие инновационной экономики является не просто важной, а коренной проблемой антикризисной политики. Уровень и размах инновационной деятельности — показатель эффективности государственного управления. Переход экономики на инновационный путь требует перестройки, структурного сдвига всей экономики, реального выхода к модели, позволяющей достичь опережающего инновационного развития. Однако процессы развития инновационной экономики сдерживаются с одной стороны нерешенностью проблем финансирования науки, модернизации базы научных исследований, с другой стороны — проблемами подготовки инновационно восприимчивых кадров специалистов, недостаточной инновационной восприимчивостью бизнеса и его финансовыми возможностями.
В то время как ряд технологий, которые представляют интерес для бизнеса в отдаленной перспективе (после 2017-го г.), наука готова предложить раньше (в 2013—2015 гг.), то разработка только 15—20% технологий финансируется бизнесом, а более чем в 60% разработок бизнес участвовать вообще не готов.
Наука влияет на производство и технологии не только посредством генерации идей, но и по другим каналам — через экономику, организацию, интеграционные процессы и т.д. В формировании культуры наукоемкого производства, основанного на знаниях, важное место принадлежит образованию, поскольку при современном производстве высокой сложности становится очевидным, что чем квалифицированнее работник, чем выше его общая культура и качество его труда. Вместе с тем современное модернизованное производство не может развиваться изолированно, все в большей мере усиливаются интеграционные связи по всей воспроизводственной цепи в территориальном аспекте. При этом наука становится основой, а образование — ключевой сферой модернизационной стратегии. Объективно необходимыми становятся интеграционные связи науки, образования и производственных систем. В этой связи разработка теории, методологии и практики управления инновационным развитием регионов, интеграционной связности науки, образования и производства не только отдельных регионов, но и трансграничных территорий является актуальной проблемой, не получившей должного внимания в современной экономической литературе.
Модернизация региональной экономики возможна на основе создания региональных зон роста, в которых есть тройной фокус физического, человеческого и социального капиталов.
Формирование инновационной экономики в России и Казахстане является комплексной экономической, социальной и политической задачей, решение которой возможно на пути создания, развития и интеграции региональных зон роста при концентрации в них физического, человеческого и социального капиталов. Инновации неизбежно связаны с инвестициями. Решить проблему инвестиционного обеспечения невозможно единовременно и даже за короткий период времени. Поэтому начинать формирование инновационной экономики необходимо именно с создания опорных зон российской инновационной системы в регионах, а не с переформатирования всей экономики России одновременно. Институциональные изменения, которые неизнеизбежны в процессе формирования инновационной экономики, — сложный и, как правило, встречающий сопротивление процесс [2].
Под инновационной деятельностью, по нашему мнению, следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике “под ключ” производственно-технических достижений — инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. В научной интерпретации — инновационная экономика — это экономика знаний и высококачественного человеческого капитала [2,3,4]. Нам представляется, что инновационная экономика обусловлена экономической политикой и включает семь основных составляющих, которые необходимо создавать и развивать до конкурентоспособного уровня по мировым критериям:
— образование;
— наука;
— человеческий капитал в целом, включая высокое качество жизни и специалистов высшей квалификации;
— инновационную систему, которая включает: законодательную базу; материальные составляющие инновационной системы (центры трансфера технологий, технопарки, технополисы, инновационные центры, кластеры, территории освоения высоких технологий, венчурный бизнес и другое);
— инновационную промышленность, реализующую новшества;
— инновационное сельское хозяйство и агропромышленный комплекс;
— благоприятную среду функционирования человеческого капитала.
При этом базовой платформой инновационной экономики в современном обществе объективно является образование. Следовательно, очередной этап — поиск перспективных направлений его развития. В России реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа. Стратегия их развития основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса. Однако пока их развитие сдерживает бремя ограничивающих факторов.
Во-первых, в настоящее время идет процесс накопления опыта и информации по инновационным университетам с неизменной ссылкой на зарубежные аналоги (как правило, стран с иной правовой системой, нежели в России). Во-вторых, университет нового типа предполагает обязательную интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности.
Инновационные технологии в вузе (т.е. технологии, основанные на нововведениях) несмотря на их правовую неопределенность в содержательном плане — это, прежде всего условие повышения качества образования, а, следовательно, возможность повысить конкурентоспособность конкретного вуза на рынке образовательных услуг.
Качество образования — это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. В программном документе ЮНЕСКО качество высшего образования выдвинуто на роль “общего знаменателя” реформ высшего образования [1].
Поскольку качество профессионального образования можно повысить путем интеграции образовательной и научной деятельности, на первом этапе достижения этой цели задача должна быть поставлена гораздо проще — вернуть науку в высшие учебные заведения. В результате будут сформированы академические инновационные университеты, продуманы и внедрены инновационные технологии в вузовское образование. В условиях формирования в России конкурентоспособной системы генерации, распространения и использования знаний это позволит решить необходимую задачу — превратить вузовское образование в процесс не только учебно-образовательный, но и научно-познавательный. Его составляющая — обучение студентов (“думающую рабочую силу” в будущем) не только научным знаниям как таковым, но и методологии их получения и применения, чтобы привить им способность к непрерывному самообразованию и профессиональному росту в условиях системной трансформации общества, участие в научных исследованиях и разработках. Лишь следуя этому, можно будет говорить о самодостаточности образования как социального института и его качестве.
Неоспорим тезис о том, что научная основа преподавания — это тот самый фундамент, без которого невозможно представить образование вообще и современное образование, в частности.
В результате реализации комплекса мониторинговых исследований, выявлены проблемы, которые могут стать препятствием на пути создания новой модели образования.
Таким образом, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, инвестиции в систему образования, выработка новых технологий вовлечения бизнеса в развитие научных исследований, государственные гарантии и поддержка научно-технических разработок — все это позволит осуществить переход российской и казахской экономик на инновационный путь развития [5]. Решение проблем интеграционной связности науки, образования и производства на более высоком уровне целесообразно в условиях формирования региональных научно — образовательных кластеров трансграничных территорий.
Нами обоснованы методические аспекты, разработана модель научно — образовательного кластера трансграничных территорий, основанная на создании ядер развития, кластерных цепочек ценностей, рационализации государственной поддержки инновационной инфраструктуры науки и образования, позволяющая создать конкурентоспособный кластер, сформированы научно-практические положения построения организационно — экономического механизма и обоснованы факторы развития научно — образовательного кластера трансграничных территорий, реализации стратегии инновационного развития территорий.
Библиографический список
1. Материалы Второго Международного Конгресса ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию «Образование и подготовка на протяжении всей жизни: мост в будущее». г. Сеул, Республика Корея, 26-30 апреля 1999 г., Астана, Министерство здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан. — Астана, 1999. — 88 с.
Министерство образования и науки российской федерации // актуальные документы 2010-10-07 17:54:01
2. Гордеев, Д. А. Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности в Российской Федерации / Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. — 2009. — 3(21). — С. 52-58.
3. Гуриева Л.К. Национальная инновационная система России: модели и инфраструктура WWW-Документ URL http://www.viu-online.ru/science/publ/bulleten92002/page12.html
4. Бойко И.В. Инновационная экономика: мировой опыт и Россия ЭКО. 2002.-NIL-С. 170-178.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010г.г.// Экономика образования №1, 2006.