Новейшие информационные технологии, преломляясь через призму политики, становятся политическими технологиями, особенно востребованными на рынке PR-услугами. В их основе лежит принцип обработки, хранения и передачи информации с использованием современных информационных технологий, в первую очередь Интернета. Сетевые ресурсы стали неотъемлемым оружием политической борьбы за электорат, средством влияния на массовое и индивидуальное сознание. Попытаемся охарактеризовать отечественную информационную инфраструктуру на примере интернет — ресурсов политических партий Казахстана, как про властных, так и оппозиционных. Что понимается под виртуальным пространством республики? По оценкам экспертов, Казахстан не входит в число стран с развитой информационной инфраструктурой. В настоящее время показатель компьютерной грамотности составляет порядка пяти процентов, или 750 тысяч человек, активного населения.
Если говорить об электронных СМИ, то исходя из существующего понятия, к которым в отечественном законодательстве относят теле- и радиоканалы, веб — сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях, таковые в Республике Казахстан составляют 212 единиц. Собственно же веб — ресурсы в казахстанском сегменте сети насчитывают 2700 сайтов, содержащихся в каталоге портала site.kz, а по оценке составителя энциклопедии казахстанского Интернета А. Ляхова называется цифра в 4,5 — 5 тысяч сайтов. И это далеко не полные данные, так как ежемесячно количество доменов казахстанского Интернета увеличивается в 1,3 раза. Важно отметить, что ввиду неразвитости и недостаточной информативности веб — ресурсов в Кагпе1, казахстанские пользователи Интернета в 90 процентах случаев выходят на внешние ресурсы сети.
И, тем не менее, отечественный сегмент всемирной паутины имеет большие перспективы. Рассматривая ход осуществления государственной информационной политики, можно выделить следующие этапные моменты. В 1998 году постановлением Правительства одобрена «Концепция единого информационного пространства Республики Казахстан». В 2001 году в РК была принята, но, к сожалению, не полностью выполнена пятилетняя государственная программа развития информационной инфраструктуры Республики Казахстан, направленная на формирование во всех сферах общественной жизни новых технологических укладов, базирующихся на использовании современных информационных технологий, и обеспечение информационной безопасности.
Ее логическим продолжением является «Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 годы», одобренная Указом Главы государства 18 августа 2006 года. В последнем документе информационная политика тесно увязана со стратегией вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Среди очевидных достижений — успешное начало внедрения проекта «электронного правительства», который должен существенно расширить сферу информационных услуг. Вместе с тем аналитиками отмечаются «узкие» места в развитии ИТ в Казахстане, которые сводятся к таким факторам: — отсутствию конкурентной среды среди интернет — провайдеров; — засилью любительского уровня разработки и оформления веб — сайтов; профессиональному «голоду» на работников информационного рынка; — малоинформативности и отсутствию интерактивных услуг; — высоким ценам за услуги Интернета; — отсутствию координации между политикой информатизации и государственной политикой в области СМИ, связи и телекоммуникаций. Общественностью неизменно поднимается проблема контроля государства за Интернетом. Так, факт введения новых правил в 2005 году, требующих наличия от сайтов в зоне kz не менее двух серверов на территории Казахстана, увязывается с попыткой закрыть скандальный сайт британского комика Саши Барона Коэна. Неоднократно в печати отмечается намерение Министерства культуры и информации усилить государственный контроль над Интернетом, хотя власти заявили о плане ужесточения контроля лишь за теми сайтами, которые «не гнушаются низкопробной клеветы и прямой лжи» в адрес высших государственных чиновников. Представители оппозиции и независимых СМИ также констатируют блокировку казахстанскими провайдерами отдельных сайтов критической направленности, к которым применяется тактика «замедления» доступа, или же они не загружаются вовсе.
В контексте нормативно — правового обеспечения информационных процессов отметим наличие в проекте «Концепции развития гражданского общества Республики Казахстан», разработанного Институтом национальных исследований под эгидой ДПК «Акжол», пункта-пожелания о разработке и принятии закона «О свободе слова, получения и распространения информации в Республике Казахстан», одним из важнейших тезисов которого является «сведение до минимума, в основном к соответствию с Конституцией РК, оснований и возможностей ограничения прав граждан Республики Казахстан на свободу слова, получение и распространение информации».
Заслуживает быть отмеченным, что не все политические партии, зарегистрированные в Республике Казахстан, имеют свои сетевые ресурсы. У некоторых их не было вовсе (Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл», Аграрная партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана, Партия «Руханият», Партия Справедливости «Әділет», Коммунистическая Народная партия Казахстана), у других партий ранее существовал собственный вебсайт, который ныне не функционирует. В частности, Гражданская партия Казахстана имела такие версии сайта, как и которые в настоящее время не поддерживаются даже в виде архива. Несколько вариантов модернизации претерпел интернет-портал Республиканской политической партии «Отан», который находился по следующим адресам: www.otan.nursat.kz; www.party.kz-otan; www.otan.kz . В последнее время «Отан» поддерживает свой идентичный по содержанию сайт одновременно по двум последним адресам. Кстати, интересно отметить, что впервые и до сих пор только единственные в Казахстане имели ранее собственные странички в сети региональные отделения отановцев, в частности, в Семипалатинске. Дизайн — оформление нового сайта «Отана» несколько усложнено национальной символикой, и к тому же на главной странице отсутствует символика партии. Структурное содержание сайта вполне традиционно, хотя в технологическом плане для ведущей политической партии несложно было бы ввести дополнительные интерактивные услуги, особенно действенную обратную связь. Вызывают вопросы и языки сайта, которых два — казахский и русский. Обычно «многоязычие» сайта подразумевает параллельное существование идентичных информационных материалов на соответствующих языках. В данном случае разработчики пошли по пути совмещения на одном поле материалов на казахском и русском языках без их дублирования, что, в конечном счете, привело к определенным информационным пробелам для посетителей сайта. С другой стороны, учитывая международный аспект деятельности «Отана» и имиджевую составляющую, непонятно отсутствие его англоязычной версии. Более благоприятное впечатление производит личная страничка на этом же сайте исполняющего обязанности Председателя партии Б.Т.Жумагулова проанонсированная на английском, русском и казахском языках, но, фактически, работающая только на русском языке. Страничка украшена символикой партии, ее содержание намного интереснее и динамичнее «материнского» сайта, хотя наблюдается дублирование новостных материалов. Видимо, разработчикам и координаторам сайта следует руководствоваться общепартийными интересами и попытаться найти оптимальную пропорцию между основной страницей и личной страничкой Б.Жумагулова как в оформительском решении, так и по содержательной части, отметая возможные упреки в возвеличивании деятельности и. о. лидера партии. Возвращаясь к анализу содержания партийного сайта, отметим превалирование перепечаток газетных публикаций, несоответствие названия разделов и их реального содержания. Так, отсутствие материалов из регионов почему-то компенсируется размещением материала о заседании республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом. Другой пример; информация о встрече Президента Н.Назарбаева с председателем ДШС «Ак. жол» А.Байменовым дается по информации веб-сайта «Nomad», а не государственного официоза. В разделе полемики практически отсутствует прямой диалог, мнения людей, их по непонятным причинам заменяют безликие газетные публикации. Избирательный подход применен и к размещаемым на сайте персоналиям — биографиям руководства «Отана». Есть нарекания и по содержанию архива, его неполноте, отсутствию текстов основных партийных документов в их динамике. Не выполняет своего предназначения раздел «Библиотека», содержащий всего восемь наименований электронных версий книг и бюллетеней, которые к тому же не открываются посетителям. Официальный сайт Республиканской партии «Асар» (до известных трансформаций в области отечественного партийного строительства) был более продвинут по сравнению с отановским. Его адрес в сети www.asar.kz и одновременно он открывался на www.раrty.asar.kz. В нем было расширено применение интерактивных услуг; существовала возможность просмотра видеоматериалов, фоторепортажей, активно использовался принцип обратной связи. Имелись, но временно не работали, поисковик и меню. Материалы на сайте преимущественно подавались на русском языке и изредка — на казахском.