В промышленности не удалось обеспечить существенную перестройку отраслевой структуры капитальных вложений. Снизилась доля затрат на развитие машиностроения и легкой промышленности при неуклонном увеличении доли топливных отраслей. Рост удельного веса затрат на добывающую промышленность был обусловлен масштабами развития нефтегазовых отраслей. Снижение доли затрат на машиностроение и легкую промышленность было следствием недостаточности темпов роста средств, выделяемых на эти дели из фонда накопления за счет реноваций. Вследствие низкой нормы амортизации существенное увеличение объема инвестиций трудно достижимо.
Медленно улучшаются показатели технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений. Об этом свидетельствуют итоги за 1980-1990 гг. В прошедшем пятилетии наблюдалось некоторое снижение доли затрат на СМР лишь в промышленности и сельском хозяйстве. В самой промышленности она повысилась во всех отраслях кроме цветной металлургии, машиностроения и отраслей группы «Б». Следовательно, снижение доли СМР по промышленности в целом будет обеспечено главным образом за счет структурных сдвигов (за счет снижения в капитальных вложениях доли энергетики и металлургии, а также роста доли топливной промышленности, имеющей более низкий удельный вес СМР).
Вследствие этого в текущем пятилетии значительно возросла доля производственных капитальных вложений, направляемых на строительство. Высока доля новостроек в электроэнергетике (72 %) и топливной промышленности (71 %). По сравнению с 1985 г. снизилась доля затрат на техническое перевооружение и реконструкцию в топливной промышленности (с 32 до 22 %), цветной металлургии (с 66 до 27 %), машиностроении (с 43 до 36 %), промышленности строительных материалов (с 38 до 30 %), легкой и пищевой промышленности (с 60 соответственно до 55,2 и 54,4 %).
Недостаточен был ввод в действие производственных мощностей. За анализируемый период введена лишь треть запланированных мощностей в электроэнергетике, половина — в коксохимии, 60 % — в металлургическом машиностроении. По-прежнему высоки сроки возведения объектов в других отраслях народного хозяйства, растет сметная стоимость единицы вновь вводимых мощностей. Оценка движения сметных цен по капитальным вложениям показывает, что они возросли не более чем в 1,2-1,3 раза. Следовательно, главным источником удорожания единицы мощностей является строительная индустрия.
Инвестиционный процесс происходит по многочисленным самостоятельным направлениям, его участники разобщены, а инвестиционный экономический механизм не нацеливает на достижение высоких конечных результатов. Это проявляется, прежде всего, в функционировании строительного комплекса, а одной из главных причин низкой эффективности деятельности организаций является их многоведомственность. В республике строительство собственными силами ведут более 50 различных министерств и ведомств, которые имеют в своем подчинении свыше 1,2 тыс. строительно-монтажных организаций. Хотя у них сосредоточено до 37 % всей численности строителей и значительная доля основных фондов, они выполняют всего около 13-14 % общего объема подрядных работ. Ведомственная разобщенность, неэффективная система управления строительством и предприятиями строительной индустрии приводят к низкой рентабельности.
Возможности строительства сдерживаются и отсутствием хозяйственного механизма, позволяющего своевременно вводить в действие мощности, объекты и основные фонды. Действующий механизм не оказывает заметного влияния и на предприятия промышленности строительных материалов и конструкций. Коэффициент использования действующих мощностей на предприятиях находится в диапазоне по отдельным видам производств от 83 до 50 и уменьшился по многим видам. Отмечено и снижение фондоотдачи (при росте фондовооруженности) с 105 до 73 коп. по промышленности строительных конструкций и деталей. Уровень применения их в республике на 1 млн руб. СМР по традиционным видам (не говоря о новых) был ниже среднесоюзного на 10-20 %. Это сказывается на степени полносборности строительства, которая также ниже сред-несоюзной на 7 %.
Существующие в Казахстане предприятия строительной индустрии большей частью оснащены устаревшим оборудованием, более 50 % которого находится в эксплуатации свыше 15 лет. Многие годы подавляющая часть капитальных вложений направлялась на новое строительство при старой технической базе. В результате происходило накопление устаревших фондов. На предприятиях строй-индустрии выбытие ОПФ не превышает 2 % против 4 -5 %, необходимых для нормального функционирования. Республика испытывает острый дефицит в ряде строительных материалов, прежде всего в нерудных, теплоизоляционных, отделочных и некоторых санитарно-тех-нических изделиях. Доля гравия и щебня, мелких фракций в общем выпуске нерудных материалов составляет вместо требуемых 45-50 % всего 20-25 %, пустотелого кирпича вместо 30-35 около 15 %, ячеистых бетонов и бетонов на базе искусственных пористых заполнителей вместо 40-45 только 10 %.
Необходимо указать на диспропорцию между производством конструкционных строительных материалов и материалов для отделки и санитарно-технического оборудования зданий. Объемы выпуска эффективных отделочных материалов не обеспечивают современное индустриальное строительство, вследствие чего затраты труда на отделочных и послемонтажных работах в 3-5 раз больше, чем на возведение основных конструкций зданий. В целом темпы развития промышленности строительных материалов республики не соответствуют темпам наращивания объемов СМР и по расчетам примерно на 10 % отстают в своем развитии от ежегодно увеличивающихся объемов строительства. В этом плане показательны объемы производства, потребности ввоза и вывоза строительных материалов и конструкций (табл. 14).
В политике и практике использования инвестиций нет должных ориентиров-оптимизаторов на уровне республики, регионов, предприятий, отражающих системно показатели технического перевооружения и реконструкции, эффективность, этапы и сроки их реализации. В 1990 г. фондоотдача снизилась на 3 пункта при росте материалоемкости и некотором снижении энерго- и металлоемкости. Низкий технический уровень обусловил тяжелые условия труда на многих участках и повлек за собой превращение свыше 20 городов в зоны экологического бедствия.
В целом промышленность республики в большей мере выполняла роль расточительного сырьевого придатка ряда регионов бывш. СССР. Доля машиностроения в ней составляет всего 17 против 28 % в среднем по странам бывш. СССР. Только 14 % бюджета республики формируется за счет платежей от прибыли государственных предприятий и организаций. Фиксированные цены на сырьевые ресурсы, высокие отчисления от налогов на прибыль, концентрации валютных доходов в руках центральных ведомств создают дополнительные трудности экономического подъема.
На период 1991-1995 гг. в республике предусмотрена целевая программа модернизации экономики, крупных изменений в структуре и уровне производства с учетом потребительского спроса и рыночных отношений. В частности, намечено сократить долю капиталовложений в горнодобывающую и перерабатывающую сырье отрасли (достигшую 85 %), увеличить долю социальной сферы с 28 до 34 %, увеличить объем вложений в производство товаров народного потребления в 3,4 раза (при росте общих промышленных вложений на 125 %), в перерабатывающие отрасли агропромышленного комплекса — в 1,5 раза, а также в сферу производства строительных материалов, легкой промышленности. Этот крупный маневр должен опираться на некоторое повышение доли машиностроения, отраслей, определяющих НТП. По оценкам, за предстоящее пятилетие доля промышленности, строительства и приоритетных отраслей возрастет.
Использование предплановых разработок в Казахстане и модели роста национального дохода дает возможность определить его увеличение примерно на 17 млрд руб. При этом норма накопления может снизиться с 29-30 до 21 %. По имеющимся разработкам в республике совокупный общественный продукт увеличится к 1995 г. в 1,24, национальный доход в 1,27, производительность общественного тРУда в 1,25 раза при снижении материале-, металло- и энергоемкости. Рост общественных фондов потребления составит 40 % при повышении объема продукции группы «Б» на 30 % (а группы «А» на 24 %), рост обеспеченности региона в товарных ресурсах — с 80 почти до 90 %, увеличение производства непродовольственных (без легкой промышленности) товаров на душу населения — почти в 2 раза относительно 1990 г.
Все это характеризует перспективы развития экономики Казахстана. Ее ведущие направления, исходя из анализа возможностей народного хозяйства и новых тенденций социального прогресса, должны предусматривать быстрое устранение кризисных тенденций, самостоятельный поиск и осуществление наиболее выгодных для Казахстана и других стран СНГ вариантов развития производительных сил, превращения НТП в решающий фактор ресурсоэкономного развития производства, осуществление технологического прорыва в 90-х годах к мировым рубежам с целью углубления социальной ориентации экономики и достижения нового уровня благосостояния народа.
Из изложенного следует, что основными приоритетами новой инвестиционной политики служат:
в области методологии — ориентация всех звеньев экономики на достижение ее максимальной эффективности на всех уровнях — предприятия, региона, республики;
в области использования инвестиций — нахождение и реализация с использованием научных разработок, изменения форм собственности и регулирования рыночных отношений самых выгодных вариантов;
внедрение в ходе технического перевооружения прогрессивных технико-технологических систем в промышленности, в частности глубокой переработки сырья и накопившихся отходов, и сфере производства товаров народного потребления;
создание научной системы мотиваций и санкций по мере достижения эффекта или допущенного ущерба, прежде всего за счет развития рыночных отношений, охватывающих весь процесс расширенного воспроизводства.
Стратегическими целями такой новой инвестиционной политики выступают наибольшая реализация социальных ценностей, создание и использование предпосылок самого эффективного из возможных вариантов социально-экономического развития на всех этапах перехода к рыночным отношениям.
Для преодоления кризисного состояния экономики, ее стабилизации и перехода к регулируемым рыночным отношениям в Казахстане следует определить систему факторов ускоренного создания ОПФ нового качества и комплексно использовать инвестиционный потенциал для социальной переориентации народного хозяйства республики. Методологически следует исходить из того, что достижение наилучших социально-значимых результатов является определяющим критерием качественного экономического роста. Этот теоретический вывод должен всесторонне учитываться при выборе научно-целевого подхода при формировании новой инвестиционной политики в условиях становления рыночных структур и с учетом достижений НТП, с тем чтобы они в максимальной степени работали на человека.
В связи с медленным возрастанием доли интенсивных факторов в воспроизводственном процессе необходим качественный скачок. Это требует коренного изменения методологии определения источников и ресурсов экономического роста, научного обоснования соответствующих инвестиционных затрат для планомерного перехода к фондосбе-регающим направлениям интенсификации производства, обеспечения качественного структурного динамизма народного хозяйства республики и ее регионов, комплексного внедрения эффективной ресурсосберегающей техники и технологии. Однако механизм внедрения ввиду сугубого техницизма и по другим причинам не эффективен, а более трети капитальных вложений в промышленности Казахстана направляется на компенсацию удорожания новой техники.
Для преодоления негативной тенденции роста капиталоемкости продукции при создании более сложной техники высокой производительности и новейших технологических систем нужен новый государственный и рыночный механизм регулирования всего цикла «наука-производство», который сработает за счет дополнительных инвестиций, материальных и трудовых затрат при их оптимизации для ресурсосберегающего типа развития. При этом следует увеличить как минимум в 3-5 раз долю затрат на экономические обоснования в общем объеме конструкторских расчетов, а соотношение инженеров-техников и инженеров-экономистов в соответствующих структурах довести примерно до 10:1 (в настоящее время 30:1). Для усиления роли долговременного и комплексного прогнозирования необходимо соединить процессы повышения «наукоемкос-ти» производства, оптимизировать инвестиционные затраты и государства, и предприятий на НИОКР, реализацию достижений НТП с тем, чтобы ценообразование на новую технику, отражая экономические отношения, стимулировало интересы ее потребителей и производителей.
Концепция поддержания относительно высокого уровня инвестиционной активности (но в оптимальных пределах) способствует социальной переориентации экономики Казахстана, развитию материальной базы непроизводственной сферы, строительству жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры. Регулируемое устойчивое наращивание инвестиционных ресурсов, воплощающих наивысшие достижения НТП, объективно зависит от уровня накопления и его эффективной материализации. Это создает предпосылки для повышения доли национального дохода, направляемой на личное потребление, на рост производства предметов потребления, и приведет к изменению качественной структуры фонда накопления, пропорций между его производственной и непроизводственной частями, к сбалансированности инвестиций между ними, между I и II подразделениями общественного производства, а в промышленности между группами «А» и «Б».
Как отмечалось, критерием оптимальности соотношения «накопление — потребление» может служить максимизация национального дохода республики при соответствии его структуры цели непрерывного повышения благосостояния трудящихся, роста доходов на душу населения. Система социальных факторов должна быть отражена в качественно новой рационализации структуры фонда потребления и его использования. В этом заключена диалектика разрешения противоречий фондонакопления и фондопотребления при углубляющемся процессе развития многообразия форм собственности. Всесторонний учет потребностей может быть реализован в системе построения оптимизационных моделей пропорции «накопление — потребление», которые исключают максимизацию и минимизацию одного из компонентов национального дохода и предполагают тенденцию их взаимообусловленного роста. Динамика факторов интенсификации воспроизводства: фондоемкости, трудоемкости, фондовооруженности труда и его производительности сопряжена с изменениями «интенсивных» значений национального дохода Казахстана, его капиталоемкости, уровнем инвестиционного лага и определения коэффициентов обновления ОПФ для эффективного использования инвестиционных ресурсов республики и ее регионов.
Методология использования переменных нормативных коэффициентов для определения вида производственной функции позволяет, во-первых, рассматривать связи между показателями не жестко однозначно, а с выбором оптимального значения из интервала их допустимых значений; во-вторых, учитывать временной лаг в моделях по интенсификации обновления ОПФ и обосновывать комбинированные коэффициенты, отражающие качественные показатели экономического развития, в частности коэффициент взаимосвязи показателей капиталоемкости национального дохода и нормы накопления, который позволяет в рамках полученного оптимального решения варьировать уровни нормы накопления в зависимости от ресурсосберегающей капиталоемкости и наоборот; в-третьих, с помощью моделирования создавать возможность проводить анализ адекватности системы реальным социально-экономическим процессам, как для их имитирования за 1970-1990 гг., так и прогнозного варианта расчета на 1991-2000 гг.
Исключительно важной -проблемой является технологическое обновление производства предприятий Казахстана. В ее реализации имеются значительные трудности. Их преодоление возможно, если трудовые коллективы будут заинтересованы выиграть, используя новейшие научно-технические достижения, соперничество в рыночных отношениях на всех уповнях. Нужны надежные ориентиры организации производства при переходе к рынку. Пока у нас не разработан должным образом инструментарий выбора критериев определения объемов и структуры инвестиций, необходимых для оптимального научно-технического развития предприятий и территорий.
Сложившийся подход оценки обновления техники по отдельным процессам и показателям не учитывает ряд объективных трудностей. Во-первых, всегда следует иметь в виду совокупность экономических и социальных целей конкретных инвестиций на конкретной территории. При общей их социальной направленности часть может служить промежуточным, а часть — конечным задачам. Цели могут быть тактическими и стратегическими. К примеру, подтянуть уровень развития ряда отраслей, регионов до среднего республиканского или до мирового уровня, превзойти их, соответственно подняв благосостояние людей. Естественно ? ограниченность ресурсов остро побуждает коллектив искать наилучшее сочетание целей по сравнению с другими вариантами.
Сложность выбора критериев связана, во-вторых, с характером отдачи инвестиций — все они только потенциальная возможность лучшего развития. И опять встает проблема искать компромисс, а именно текущего и будущего благосостояния. Особенно это касается вложений в науку, крупные объекты индустрии. Решение проблемы осложняется, в-третьих, трудностями сложившегося учета затрат и эффекта. Инвестиции разновременны и получают в ходе воспроизводства разную оценку. Различен эффект во времени и пространстве, вычислить его сложно, особенно если он проявляется в смежных отраслях.
Все это говорит о потребности комплексно взвешенного подхода к оценке обновления как с позиций предприятия, отрасли, территории, так и народного хозяйства в целом. Кроме того, необходимо реализовать принцип предпочтительности эффектов, очередности, устанавливаемой производителями и потребителями с учетом разных вариантов. Так, в отдельных случаях более желательно получение материальных благ, чем улучшение условий труда, в других, особенно в химически вредных производствах, наоборот. Вариации зависят от многих объективных и субъективных условий. Например, в Японии более высокая норма накоплений, чем у нас. Но благодаря интенсивности использования инвестиций идет ежегодный прирост реального благосостояния общества.
Выбор критериев для определения темпов роста инвестиций на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий призваны осуществлять научные и руководящие хозяйственные органы непосредственно предприятия. Они должны принять в расчет общие приоритеты развития экономики Казахстана в 90-х годах, республиканскую инвестиционную политику, в частности в области нового строительства, достигнутый уровень и источники накоплений, возможности роста эффективности НТП и потребности рынка. Все это предпосылки конкретных расчетов и поисков оптимальных структур. Так, указанные выше приоритеты распределения республиканских инвестиций ориентируют на растущую эффективность всей экономики, особенно за счет создания новейшей техники, технологии и формирования кадров нового типа. Они служат общими условиями и нового строительства, и технического перевооружения предприятий.
Техническое перевооружение и реконструкция на основе НТП осуществляются в условиях реформы самими предприятиями и за их счет, что вносит много нового и именно снизу в разработку программы экономического и социального развития республики. Искусство управления сводится к тому, чтобы стимулировать приближение технического обновления предприятий к достижению наибольшей реальной народнохозяйственной эффективности.
Каким же образом следует на новом этапе развить методологию и методику использования инвестиций в техническое перевооружение и обновление?
С позиций углубления социальной ориентации экономики надо прежде всего тщательнее оценивать конкретные потребительные ценности, достигаемые за счет НТП. Курс на создание благ, обеспечивающих творчество людей, является важным стратегическим параметром социальной ориентации перестройки. В связи с этим необходимо одновременно решать проблему условий труда, экологии. И данное решение должно быть самым эффективным и предпочтительным по срокам как для коллектива, так и для страны в целом. При этом методы выбора комплексных критериев (экономических и социальных) в их наибольшем потребительном значении призваны включать заделы для будущего развития.
Конкретный путь реализации комплексного подхода — поиск и использование резервов предприятий и регионов на основе сравнения альтернативных предложений. В основу формирования предприятиями конкурсных сценариев технического перевооружения практически могут быть положены «Методические рекомендации по оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса», утвержденные постановлением ГКНТ СССР и Президиумом АН СССР, а также разработанные на этой базе в 1990 г. временные методические рекомендации по отраслям. В этих документах предложен определенный инструментарий оценки экономической эффективности научно-технических мероприятий, лучшие из которых следует рекомендовать для включения в планы развития предприятий и территорий; отражать в планах и отчетах показатели экономически самостоятельных предприятий; учитывать в практике формирования цен на продукцию; использовать для материального стимулирования.
Основным критерием выбора варианта принято считать наибольшее превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных (единовременных и текущих) затрат за весь период осуществления мероприятия НТП с учетом фактора времени. Правомерно ставится задача народнохозяйственного подхода путем анализа всех позитивных и негативных результатов (включая социальные, экологические) за весь цикл с учетом неравномерности затрат и результатов. Рекомендуется установление цен на продукцию отдельного предприятия на основе эффекта, аккумулирующего результаты ее использования.
В этом аспекте важное значение имеют теоретические разработки, основанные на методологии В.В.Новожилова [23], позволяющие учесть движение стоимостных показателей, вызванное рынком1. Экономическая потребность в обновлении возрастает при внедрении прогрессивного и более капиталоемкого оборудования. Темпы обновления тем выше, чем значительнее инвестиции (при прочих равных условиях) и чем меньше капиталоемкость старой техники. Особенно важен этот вывод при использовании новейших достижений НТП, когда капиталоэконом-ная техника становится существенным или определяющим фактором.
Рассмотренный принцип расчета объема инвестиций в техническое перевооружение предприятия ориентирован на оптимизацию в пределах производства данной продукции. Он учитывает несколько вариантов, возможные потери для народного хозяйства и предприятия в процессе обновления ОПФ на базе науки и техники, что особо важно для перспектив инвестиционной политики.
Такой подход правомерен при обусловленных ограничениях, но вместе с тем может быть широко применим, ибо при достижении необходимой номенклатуры продукции во всех отраслях возможна итерация вариантов с новыми инвестициями, несущими в себе «возрастающую» производительную силу науки. Однако надо обратить внимание и на его недостатки, связанные с ограничениями, вызванными отсутствием внешней конкуренции, гибкого ценового механизма, полного учета социальных факторов и др. Поэтому нужен целевой социально-экономический анализ, учет системы слагаемых. В частности, при формировании цен по средним издержкам производства нельзя ограничиваться хозрасчетными интересами предприятия при выборе политики технического перевооружения.
Эффективность и темпы технического перевооружения тем выше, чем больше используется инвестиций в пределах их оптимального объема, учитывающего степень износа наличных фондов. Этот критерий тем значительнее, чем больше преобразующие возможности науки и технологических новшеств. Поэтому научный анализ, рыночный механизм, включающий банковскую систему, способствуют достижению наибольшего социально-экономического эффекта технического обновления производственного потенциала республики.
С позиций большей полноты обоснования следует при выборе вариантов технического обновления в качестве базовых показателей строго брать лучшие стабильные характеристики заменяемых фондов. При тождестве экономических эффектов вариантов лучшим считать тот, при котором реализуется совокупность других потребностей.
Методики предлагают ряд известных формул, в том числе приведения разновременных затрат, оценки экологического ущерба и т.п. При выборе вариантов технического обновления, которые не связаны с большими вложениями в менее производительные фонды, этот коэффициент должен быть, по оценкам, в пределах 0,2-0,3. В то же время удовлетворенность нормативом как прогрессивно средней эффективностью не может быть оправдана, ибо в нем отражены крупные недостатки процесса капитального строительства. При этом следует учитывать и то, что серьезные изъяны современного инструментария состоят в невозможности с помощью указанных методик прогнозировать объем и структуру перспективных инвестиций, отвечающих нарастающим темпам обновления техники, а также в недооценке рыночных отношений, способных вносить жесткие коррективы во все расчеты, базирующиеся на нормативах и экспертных оценках.
Ресурсосберегающий тип развития требует разработки новой инвестиционной стратегии при переходе к рыночным структурам, углубления инвестиционного сотрудничества стран бывш. СССР, выхода на мировой рынок. Практическое воплощение материализации капитальных вложений происходит в процессе функционирования фон-досоздающих отраслей инвестиционного комплекса. Однако его состав и целевая ориентация производства еще не нашли должного отражения в теории и на практике. Здесь следует исходить из более полного учета общественного разделения труда в ходе обновления основных фондов, когда в их создании участвуют не только проектные и промышленно-строительные подразделения комплекса, но и отрасли инвестиционного машиностроения.
Ресурсы инвестиций целесообразно использовать при оптимизации капитальных затрат до уровня, обеспечивающего народнохозяйственную эффективность и прибыль. Инвестирование таких систем как научно-производственные комплексы, крупные исследовательские центры и др. способствуют реализации фундаментальных научных разработок, в том числе на стыке наук; необходимо инвестирование наукоемких производств, новейшие технологии, производственная аппаратура и оборудование уже разработаны на основе наивысших достижений НТП. Следует также направлять инвестиционные ресурсы для технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий на прогрессивной технико-технологической основе.
Важнейшим приоритетом являются перераспределение капитальных вложений в пользу отраслей, обеспечивающих ускорение НТП, а также рациональное соотношение между инвестициями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли. Ресурсосбережение становится одним из главных критериев инвестиционной политики, важнейшими направлениями которой являются максимальное использование инвестиционного потенциала и коренная перестройка процессов капитального строительства. Система стратегических параметров инвестиционной политики предопределена особенностями воспроизводства ОПФ и потенциальными возможностями фондосоздающих отраслей экономики Казахстана при переходе к рынку. Важно использовать обоснованную «модель» инвестиционного коэффициента, представляющего собой отношение прироста конечного общественного продукта к инвестициям, вызвавшим этот прирост. В этой связи целесообразно в ближайшей перспективе повысить долю машин и оборудования в общих инвестициях до 42— 45 %, в том числе в производственных инвестициях до 52—55%. Анализ показал, что ежегодно заменяется из-за ветхости и износа всего 1,2-1,5% ОПФ, в то время как по срокам службы и нормам амортизации их должно выбывать не менее 4-5%. Для сравнения отметим, что в США, ФРГ и Японии эти показатели составляют 6—8%.
В систему параметров инвестиционной политики должна быть включена степень развития инвестиционного международного сотрудничества. Однако здесь возникают сложнейшие проблемы, прежде всего достижения соответствующей инвестиционной сбалансированности. Сложившаяся практика расчетов экономической эффективности совместных инвестиций неприменима. В частности, требует уточнения расчет итогового результата (прибыли) с учетом потерь из-за отвлечения средств и эффекта от их привлечения, т.е. с дисконтированием по нормативу рентабельности, что приводит к значительному занижению общего итога. Такой его расчет возможен только при сравнении вариантов, так как при оценке эффекта требуется определить его реальную (номинальную) величину, которая будет получена народным хозяйством Казахстана.
При реализации инвестиций следует исходить из концепции, включающей создание, освоение и использование ОПФ как органического единого инвестиционного процесса. Система нормативов позволяет оценивать достижение проектных параметров, т.е. элементы завершающей части лага капитальных затрат. В такую систему могут входить следующие показатели: предельные удельные капитальные вложения на прирост товарной продукции в целом по республике и ее отраслям и на одного высвобождаемого работника; обеспеченность объектами социально-культурного назначения; нормативные сроки продолжительности строительства и проектирования, нормы освоения производственных мощностей; нормы окупаемости капитальных вложений; нормативы отчислений в фонды развития производства, науки и техники, социального развития. Важное место должно занять измерение потребительной стоимости объектов, в том числе путем выбора из альтернативных вариантов.
В предплановой и хозяйственной практике воспроизводственные формы создания основных фондов нового качества не следует абсолютизировать, а необходимо определять их оптимальное сочетание при обновлении ОПФ, добиваться повышения коэффициента выбытия как минимум в 2 раза. А в связи с тем, что доля применения амортизационного фонда в капитальных вложениях растет быстрее, чем размер чистых инвестиций и накопления вообще, в условиях экономической реформы и усиления воздействия НТР надо практически повысить значение использования амортизационных средств на цели возмещения и расширения ОПФ, которые регулирующим механизмом направлять при финансировании инвестиций не на физический прирост основных фондов прежней производительности, а на техническое перевооружение и модернизацию действующего производства, обеспечивая рост выпуска продукции за счет интенсивных факторов развития.
В этой связи необходим новый хозяйственный механизм, обеспечивающий строительство объектов и создание производственных мощностей, как правило, в течение 2 лет. На крупных стройках следует выделять пусковые комплексы. Целесообразно с предприятий-заказчиков взимать плату за фонды по невведенным объектам, начиная с планового (нормативного) срока их ввода в эксплуатацию. Целесообразно взимать плату на незавершенное строительство в пределах 2%, а за продление нормативного срока, как за действующие основные фонды. Для стимулирования сокращения сроков строительства производственных мощностей на период досрочного их ввода предприятие освобождается от платы за вновь введенные фонды, а высвобождающиеся в связи с этим средства распределяются поровну между заказчиком и подрядчиком. Обосновано и перераспределение капитальных вложений для приоритетного развития материально-технической базы строительного комплекса, ускоренного наращивания мощностей строительной индустрии, промышленности строительных материалов. К 1995 г. предстоит существенно сократить разрыв, а к 2000 г. обеспечить соответствие между производством прогрессивных материалов, эффективных конструкций и экономически целесообразной потребностью в них строительства.
Новая инвестиционная политика тесно взаимосвязана со стимулированием научно-технических нововведений. На практике же интересы занятых в научно-технической сфере замкнуты на создании образцов техники и различных изобретений фактически вне связи с экономическим масштабом их применения, а интересы работающих в сфере капитального строительства сосредоточены преимущественно на стоимостных параметрах движения инвестиций {вводе основных фондов и мощностей, освоения капитале-вложений) при отсутствии стимулирования технико-технологического и экономического уровня инвестиционных объектов. Так, из 1408 проектов крупных производственных строек в стране, обследованных на начало 1990 г., только 91 проект, или 6%, соответствовал по основным параметрам мировым стандартам.
При этом за последние 2 года в силу ряда причин заинтересованность в использовании достижений науки и техники заметно понизилась. В Казахстане, начиная с 1988 г., число вводимых комплексно-механизированных и автоматизированных цехов, участков и производств уменьшилось на 18%, внедряемых комплексно-механизированных и автоматизированных линий — на 9%, промышленных роботов — на 31%. Снизилась доля средств, направляемых на повышение технического уровня производства.
Необходим комплекс мер по переориентации интересов участников воспроизводственного процесса с тем. чтобы обеспечить органическое соединение инвестиционного процесса и научно-технического развития производства и прежде всего на основе ресурсосбережения. Среди них -регулирование структуры инвестиций по признаку степени связи их с НТП. В экономических исследованиях предлагается возможность сделать это на базе применения двух новых структурных показателей инвестиционной деятельности, названных параметрами интенсификации [24].