Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится на основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества. Практика последних лет показала бесперспективность механического заимствования и перенесения на казахстанскую почву многих социальных институтов и практик, хорошо зарекомендовавших себя в других странах. Попадая в непривычный для себя социокультурный контекст, эти институты и практики демонстрируют весьма низкую эффективность, а нередко дают результаты, обратные ожидаемым. Этот вывод в полной мере относится и к попыткам построить в Республике Казахстан гражданское общество по «лекалам» развитых стран. Опыт стран вторичной модернизации показывает, что эталонных форм гражданского общества не существует, необходимо искать синтез чужого опыта в собственной традиции. Весьма распространенное мнение в казахстанских политических и научных кругах о якобы несовместимости отечественной социокультурной матрицы с идеалами и практиками гражданского общества выглядит недостаточно обоснованным. И дело не только в том, что оно противоречит реальным историческим фактам, но и в том, что служит теоретическим обоснованием для двух также весьма небесспорных выводов: либо в Казахстане в принципе невозможно построить гражданское общество, либо все-таки можно, но исключительно по «лекалам» развитых стран. Вот почему столь актуально и важно не только проанализировать опыт в строительстве гражданского общества, накопленный как развитыми, так и развивающимися странами, но и рассмотреть перипетии его становления и функционирования на различных этапах казахстанской истории. И то, и другое позволяют реалистичнее оценить не только актуальное состояние гражданского общества в современном Казахстане, но и его дальнейшие перспективы. Гражданское общество является мощным фактором консолидации многонационального состава населения, так необходимой для современного Казахстана. Консолидация — это согласие, основанное на многообразии и доверии действующих политических акторов: солидарность взглядов, позиция казахстанских граждан, направленная на становления и укрепление гражданского общества, опирающегося в своей деятельности прежде всего на демократию, высокую духовность и поддержку казахстанских граждан.
Предмет, понятие, методы изучения становления гражданского общества характеризуется возрастающей ролью и значением неправительственных организаций, свободных профсоюзных движений, технологии лоббистской деятельности, новых политических технологий «паблик рилейшнс», постоянным усилением разнообразных, порой противоречивых информационных потоков. Сущность и природа формирования гражданского общества для достижения общественного согласия, реальной свободы личности и справедливости обсуждалось и продолжает обсуждаться на всех уровнях, начиная с местных сообществ и заканчивая межгосударственными организациями, такими как Совет Европы и ООН. Важность идеи гражданского общества осознается не только в смысле улучшения функционирования всех общественных институтов, но в первую очередь в смысле актуализации базовых ценностей свободы, справедливости, согласия, толерантности, солидарности, ответственности, и т.д. Социальное назначение гражданского общества, по нашему мнению, состоит в том, чтобы с помощью присущих ей механизмов обеспечить консолидацию и ценностное развитие казахстанского общества. С этой целью представляется важным рассмотреть механизмы духовного воздействия, корреляцию ценностных ориентации политической культуры, роль аксиологического подхода в политическом исследовании развития гражданского общества, способные интегрировать общество в единый целостный социальный организм, основанный на общности идей, взглядов и позиций по вопросам формирования гражданского общества; механизмы политического функционирования на основе политической стратегии, определяющей единые цели, согласованность интересов, компромиссный и консенсусный характер разрешения возникающих проблем и противоречий; организационно-управленческие механизмы, обеспечивающие согласованную и целенаправленную деятельность членов гражданского общества. Отечественная и мировая научная мысль накопила массу исследований и наблюдений, посвященных роли национально-этнических, общечеловеческих, либеральных ценностей в развитии гражданского общества. Вместе с тем, до сих пор остается слабо разработанным направление, изучающее трансформацию значимости разнообразных политических ценностей в условиях становления гражданского общества. Правильно выбранное направление политической модернизации страны может стать предпосылкой для разработки общенациональной идеи как фактора формирования гражданского общества. На сегодняшний день, политологические исследования подразумевают решение важнейших задач — переориентацию массового сознания народов на ценности гражданского общества и правового государства, ознакомление с западными мировоззренческими стратегиями и методологическими средствами.
Понятие «политическое» восходит своими корнями к древнегреческим терминам, связанным со словом «роlls», то есть «город-государство». Этим понятием охватывалась вся публичная сфера, противопоставляемая частному. Но при этом «политическое» несводимо к «государству». Само государство выступает как социальная организация, имеющая конечную власть над людьми, проживающими в границах определенной территории и имеющую главной своей целью решение общих проблем при сохранении порядка. «Политика представляет собой феномен всеобщей взаимосвязи (внутренней и внешней) социальных групп, институтов и обществ, тесно ассоциированный со всеми социальными и частными сферами человеческой деятельности. Она находит свое выражение в сотрудничестве, переговорах и в борьбе вокруг вопросов производства и распределения ресурсов. Соответственно политика занимается и проблемами власти, изучает силы, которые оказывают влияние на это распределение и используются властью. Она является составным элементом всей человеческой жизни, неотъемлемым вектором, измерением производства и воспроизводства общества». Категории «политика» и «политическое» близки по смыслу: политика является как бы выражением сути «политического», его направленности, динамики, границ. Когда говорят о мире политического, речь идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государством и государственным устройством, с теми институтами, принципами, нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Иначе говоря, под политическим понимается все то, что имеет отношение к явлениям, институтам, организационным формам и отношениям в обществе, за которыми стоят власть и авторитет, существующие в обществе для утверждения и сохранения порядка и реализации жизненно важных целей. В центре политического стоят государство, власть и властные отношения. Государство является стержнем политического, вокруг которого объединены все остальные составляющие. Но при этом гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Существует ряд институтов и феноменов, которые могут быть отнесены одновременно к сфере государства и к сфере гражданского общества, являясь связующими звеньями между ними. Причем именно от структур и институтов, находящихся на стыке этих двух образований, в решающей степени зависят нормальное функционирование гражданского общества, его жизнеспособность и динамика развития. Государство как правовая форма организаций и функционирования публичной политической власти является институцией гражданского общества. Такой подход требует строгого концептуального различения сфер гражданского общества и государства. Первая сфера — это сфера свободной автономной активности гражданина, который в этой сфере выступает как самостоятельный независимый индивид, преследующий свои частные цели и интересы. Столь же автономными являются и ассоциации, общественные учреждения, которые создаются гражданами в этой сфере. Вторая сфера -это сфера публично-властных отношений, в которой государство как аппарат выступает от имени общества в целом и должно действовать только в общих интересах. Мы обсуждаем тему гражданского общества в мире. Существует очень много точек зрения на данную тему, мы по очереди рассмотрим некоторые из них. Проблема гражданского общества на протяжении многих веков привлекает внимание мыслителей и исследователей. Еще в античности разработкой данной проблемы занимались Аристотель, Платон. Складываются представления о гражданстве, возникает понятие общества как совокупности граждан. При этом пока еще не разграничиваются понятия государства и общества. Вплоть до XVIII века осуществлен подход, согласно которому понятия общества и государства совпадали.
Первым делает попытку разграничения общества и государства Н. Макиавелли. Он отмечает наличие сферы жизнедеятельности человека, отличной от его подданнических функций и формулирует три важнейшие ценности гражданского общества: мир и безопасность граждан, наслаждение своим имуществом и богатством; право каждого иметь и отстаивать свои убеждения. Наибольший вклад в разработку концепции гражданского общества внесли мыслители Нового времени. Понятие «гражданское общество» в истории общественной мысли употребляется с XVII века и заслуга в этом принадлежит Т. Гоббсу. Он утверждал, что государство получает свою легитимность или мандат на преодоление состояния войны в результате соглашения между всеми членами до государственного сообщества людей. Возникшее на основе этого соглашения гражданское общество рассматривалось как эквивалент государства и его законов.