В течение многих тысячелетий мед был единственным концентрированным источником сахаров. И сегодня, японцы называют его «королем» натуральных продуктов. Благодаря богатому набору углеводов, микроэлементов, ферментов, органических кислот и других ценных биологических стимуляторов мед занимает одно из первых мест среди пищевых продуктов. Он восстанавливает силы при утомлении и слабости, придает ясность мысли, повышает жизненную энергию. Мед предназначен для человека самой природой.
Пчелы дают людям очень ценные продукты — мед, забрус, воск, прополис, цветочную пыльцу, маточное молочко, пчелиный яд, пчелиный подмор. Получаемые от пчел продукты очень разнообразны по происхождению, составу, свойствам и значению для человека. Все они пользуются спросом у населения разных стран. Исследования, проведенные в последние десятилетия во многих странах мира, показывают, что пчелопродукты обладают важными лечебными свойствами.
Сегодня существуют основные направления использования меда: во-первых, прямое использование меда; во-вторых, как ингредиент для продуктов питания (сладости, десерты и т.д.); в-третьих, в промышленных целях (косметические средства, средства гигиены); в-четвертых, как сырье для алкогольных продуктов (медовый ликер, медовое вино).
По нашему мнению, можно отметить основные тенденции, имеющие место в настоящее время на российском рынке продукции пчеловодства.
Во-первых, Россия обладает достаточным потенциалом (таблица 1), который позволяет ей даже сейчас, при отсутствии активного участия государства в восстановлении пчеловодства, находится в десятке крупнейших стран-производителей меда. Крупнейшие мировые страны-производители мёда — Китай, Франция, Украина, Казахстан, Греция, Австралия, Россия. Несмотря на тенденцию снижения численности пчелиных семей, производства меда в стране растет. Так, в 2006 — 2009 гг. по сравнению с 1991 — 1995 гг. прирост составил 10,8%. В 2006 — 2009 гг. продуктивность пчелиных семей по сравнению с 1991 — 1995 гг. во всех категориях хозяйств выросла на 54%. Приусадебное пчеловодство в сложившихся условиях хозяйствования и рыночной конъюнктуры оказалось довольно жизнеспособным. Численность пчелиных семей в нем сократилась незначительно, стабильное производство превысило 90% всего объема товарного меда в стране.
Во-вторых, вступление страны в ВТО. Сегодня российские пчеловоды опасаются, что вступление страны в ВТО приведет к заполнению отечественного рынка дешевой зарубежной продукцией, что приведет к деградации российского пчеловодства. Эти опасения имеют под собой определенные основания. Так, одно из главных условий либерализации торговли медом — это взаимная отмена импортных тарифов. В России ввозной тариф на мед составляет 15%. Многие страны-члены ВТО уже договорились о взаимной отмене тарифов на мед. Пока рост импорта меда не угрожает интересам отечественных производителей: 5 тыс. тонн ввезенного меда — это 9% от объема его производства в России. По оценкам ФАО, угроза самообеспеченности каким-либо видом продовольствия возникает тогда, когда объем его импорта составляет 17% от его внутреннего производства. Для сравнения, ЕС обеспечивает потребности своего населения в меде за счет импорта на 40%, США — на 60%, Япония — 90%. В тоже время наша страна в 1,5-2,5 раза проигрывает многим «медовым державам» по такому показателю как количество товарного меда, получаемого от средней пчелиной семьи. Одна из главных причин этого — суровый климат. Однако в аналогичных условиях пчеловоды Канады, например, собирают максимально высокие урожаи меда. Из 35 млн. пчелиных семей зарегистрированных в мире, на долю России приходится десятая часть. Сокращение численности пчелиных семей, которое наблюдается в России обусловлено, в первую очередь, разрушением организационно-экономического механизма хозяйствования в пчеловодстве, основанного на государственном регулировании.
С вступлением России в ВТО возникает еще более острая необходимость проверять качество как отечественного, так и импортного меда. Как известно, мед — наиболее часто фальсифицируемый пищевой продукт. В России положение в этой области не лучше, чем в других странах. Разница только в том, что за рубежом регулярно сообщается о проверках качества меда и раскрытие случаев его фальсификации, а для чиновников российских контролирующих органов это одна из наиболее непопулярных тем.
В-третьих, продолжается капитализация пчеловодческой отрасли. Параллельно независимо друг от друга в различных регионах России активно развивается несколько частных компаний действующих в сфере оптовых закупок, переработки, фасовки и торговли медом.
На сегодняшний день в отечественной медовой «индустрии» сложились основные пути реализации меда: продажа непосредственно потребителю; ярмарки; фирменные магазины; оптовая продажа; Интернет-торговля; розничная продажа.
Наилучшую цену за качественный мед можно получить при прямой продаже потребителю. Сюда относится продажа со двора, на рынке, в санаториях и домах отдыха, на рабочем месте и почтой. Прямой продажей потребителю, как правило, занимаются пчеловоды-любители и крестьяне, держащие небольшое количество пчел в качестве дополнительного источника дохода. Эта форма реализации очень удобна для сохранения постоянных клиентов, привлечения новых и расширения рынка сбыта.
В-четвертых, рынок становится более конкурентным, предложение превышает спрос, что приводит к снижению закупочных цен на мед и приближает их к мировым. Мировые цены на мед, как и на другие продукты потребления, зависят от соотношения спроса и предложения. Последние 20 лет цена 1 кг меда от светлого до светло-янтарного цвета без каких-либо дефектов (американская спецификация) остается на уровне 1 доллара США.
В-пятых, импорт относительно недорого меда из-за рубежа способствует снижению доли прибыли на всех этапах цепочки товародвижения в России — от пасеки к потребителю.
В-шестых, некоторые компании выходят на мировой рынок, вступают в международные организации, организуют современные лаборатории, т.е. стремятся соответствовать мировым стандартам для возможностей международного торгово-экономического, технологического и торгового сотрудничества.
В-седьмых, наблюдается тенденция увеличения экспорта меда.
В-восьмых, высокие затраты на продвижение в себестоимости продукции. Реализация товаров через сетевую розницу различного уровня предъявляет высокие требования к качеству, внешнему виду и прочим характеристикам товара. Затраты на продвижения обязательные при вхождении в сетевую розницу, вынуждают производителей повышать отпускные цены на продукцию, что снижает конкурентоспособность товара по сравнению с товарами-субститутами (в случае с медом — это джемы, варенья, сиропы и прочее).
В-девятых, российские розничные сети развиваются более активно (федеральные и локальные), чем транснациональные.
Основные отечественные игроки классической дистрибуции медового рынка делятся на федеральные и региональные.
К федеральным относятся такие компании: ООО» Частные пасеки Берестова» г. Екатеринбург, ООО «Медовая долина» г. Москва, ООО «Вигадо» ТМ «Кедровый бор» г. Москва, ООО «Алтайский пчелоцентр» г. Барнаул, ТМ «Апидей» г. Сальск Ростовская область.
К региональным относятся: ООО РНПЦ «Башкирский мед» г. Уфа, «Медовый спас» Ростовская, Псковская, Краснодарский край, ТМ «Старовар» г. Барнаул.
Рассмотрим вопросы обеспечения населения медом.
Ежедневная норма потребления меда для взрослого человека для пищевых, диетических, профилактических целей примерно 100 грамм. В лечебных целях эта норма может быть увеличена до 150 грамм, а по некоторым источникам до 200 грамм в день, такое количество меда рекомендуется принимать в течении 1 — 2 месяцев. Для детей норма употребления меда гораздо меньше, не более 30 — 50 грамм в день, для детей маленького возраста не более 30 грамм в день. Детям грудного возраста только несколько грамм в день, особенно полезен при отсутствии материнского молока или его недостатке. Минимально рекомендуемые нормы потребления на человека 3,6 кг в год для взрослых и 1,8 кг для детей. В высокоразвитых странах потребляется примерно 1 кг в среднем на человека в год, в России около 400 грамм (1 стакан) в год, в развивающихся странах несколько десятков грамм в среднем на человека в год. По данным таблицы можно отметить, что Россия продолжает опережать многие «медовые державы» по производству меда на душу населения и незначительно уступает им по его среднедушевому потреблению. Программы поддержки пчеловодства действуют во многих странах и регионах мира. В 27 странах ЕС на них расходуют около 100 млн. евро в год, включая дотации на научные исследования. Успешно реализуются аналогичные программы во Вьетнаме, Замбии, Уганде и других развивающихся странах.
Как можно отметить, отечественный рынок меда является довольно развитым сектором продуктового рынка страны. Однако, отдельные направления развития российского рынка меда требуют определенных корректировок в целях более устойчивого развития и расширения этого рынка.
Список литературы
1. Россия в цифрах, 2009 [Текст] : краткий стат. сборник. — М. : Росстат, 2010. — 510 с.
2. Кривцов, Н.И. Пчеловодство России: цифры, факты и проблемы [Текст] / Н.И. Кривцов, В.И. Лебедев, Л.В. Прокофьева // Пчеловодство. — 2011. — № 6. — С. 3 — 5.
3. Сокольский, С.С. Наболевшее о пчеловодстве [Текст] / С.С. Сокольский // Пчеловодство. — 2011. — № 9. — с. 8 — 10.
4. Скребков, В.Н. Мед — творение природы [Текст] / В.Н. Скребков // Пчеловодство. — 2010. — № 6. — с. 52.
5. Пономарев, А.С. Российское пчеловодство: состояние и перспективы [Текст] / А.С. Пономарев, А.В. Паньшин // Пчеловодство. — 2011. — № 2. — С. 4 — 6.
6. Пути реализации меда [Электронный ресурс]: Пути реализации меда // Все о меде и не только — Режим доступа: www.medoviy.ru — 15.11.11.