Цветочный бизнес во многих странах приносит неплохой доход своим владельцам. Хороший букет к торжеству это такое же правило этикета как хорошие манеры и чистая обувь. Объем российского рынка цветов к 2010 г. уже достиг 40 млрд. руб., а к 2011 г. он вырос до 100 млрд. руб. На сегодняшний день 90% российского цветочного рынка пока принадлежит импортерам — Голландии, Эквадору, Колумбии и Израилю. Более 20 тонн срезанных цветов доставляются в Россию ежегодно, однако, приобретаются они уже не свежими. Российские цветы дешевле и свежее, но отечественные цветочные хозяйства обеспечивают пока только 10% поставок: из всех теплиц в России цветами занято только 1,5%.
Российский цветочный рынок особенно бурно развивался в середине 1990-х, когда оптовики работали с розницей, владельцы палаток закупали товар у импортеров и отечественных цветоводов. В начале 2000-х появились цветочные магазины и салоны, которые некоторое время лидировали на рынке, а сравнительно недавно заработали сетевые, «брендовые» проекты, имеющие фирменный стиль и четкую концепцию.
Отечественные цветы составляют лишь 10% российского рынка. Несмотря на ежегодный рост объема рынка, доля импорта, составляющая 90%, не меняется, что означает одновременный рост как импортной, так и отечественной цветочной продукции.
Доля срезанных цветов в общем объеме российского импорта из Голландии составляет 76%, оставшиеся 24% приходятся на горшочные растения и посадочные материалы.
В 2007 г. Голландия экспортировала в Россию продуктов цветоводства на сумму порядка 151 млн. евро, в среднем на 18,6% больше, чем в 2006 г. Экспорт срезанных цветов составил в 2007 г. или 115 млн. евро, а горшечных растений на сумму почти 36 млн. евро.
Российская розничная торговля много и с удовольствием использует голландские продукты. Голландия является главной страной-производителем цветов и растений, считается лучшей по качеству и ассортименту. Этим преимуществам противостоит высокая цена на голландскую цветочную продукцию. Объем российского рынка срезанных цветов к 2007 г. увеличился на 46%, а горшечных цветов увеличился на 50%.
Рынок цветов крайне подвержен сезонности продаж — непропорционально большая часть заработка приходится на праздничные дни.
Недостаточное развитие отечественного производства цветочной продукции связано с такими проблемами:
— жесткая зависимость от бесперебойной поставки электроэнергии;
— сложности в выходе производителей на розничный рынок.
Существует ряд важных факторов, влияющих на конъюнктуру рынка срезанных цветов:
— зависимость экономических результатов труда от климата — географических и других условий;
— ограниченность предложения природных ресурсов;
— существование множества независимых хозяйствующих субъектов, поставляющих на рынок довольно ограниченный ассортимент продукции;
— сложность и разнообразие форм собственности предприятий и фирм, представленных на изучаемом рынке;
— сезонность производства;
— высокая корреляция между качеством конечного продукта и сроками и условиями хранения, транспортировки и реализации. В России очень любят цветы — почти каждый россиянин (90%) иногда покупает цветы. Но частота и потраченная сумма достаточно низки. В 2007 г. на цветы было потрачено 5,35 евро на человека (для сравнения: в такой стране, как Венгрия, эта цифра составляла в 2006 г. приблизительно 14 евро). Горшечные растения остаются далеко позади: их покупают приблизительно 36% населения, а затраты на человека в 2007 г. составляли 1,53 евро.
Объем покупок срезанных цветов и горшечных растений растет вместе с экономическим ростом в стране и вместе с уровнем доходов (таблицы 2, 3). Потребительский рынок удвоился в 2011 г. и предполагается, что к 2016 г. он увеличится в три раза по срезанным цветам и даже в четыре раза по горшечным цветам. Но из-за роста конкуренции с другими странами-производителями, доля Голландии понизится. Общий объем оборота в 2011 г. увеличился на 452 млн. евро или на 174,7% по сравнению с 2003 г., а по прогнозам на 2016 г. увеличится в 4,8 раза, что больше почти в 2 раза, чем в 2011 г. В связи с этим увеличиваются и расходы на приобретение цветов в расчете на человека. В 2011 г. расходы одного человека на приобретение цветов увеличились на 6 евро (или в 3 раза) по сравнению 2003 г., по прогнозам же на 2016 г. предвидится увеличение расходов на 13 евро или в 5,3 раза. Мужчины чаще, чем женщины, покупают срезанные цветы. Иногда цена является помехой для покупки, но 20% опрошенных респондентов отмечали в 2006 г., что в будущем они собираются потратить на срезанные цветы больше средств. Срезанные цветы в 77% случаев покупались по специальному поводу. Самые важные поводы в России покупать цветы — это день рождения, Международный женский день (8 марта), свадьба, юбилей, похороны, в благодарность, День знаний 1 сентября и день Святого Валентина. По расходам на приобретение цветов самая большая часть средств тратится в дни рождения и свадьбы, а меньшая на похороны.
Возможности появления новых поводов для дарения цветов могут стать День секретаря (21 сентября) и День всех святых (через неделю после Пасхи).
Женщины же чаще, чем мужчины, покупают комнатные растения. В 2006 г. 12% респондентов заявляло, что собирается потратить больше денежных средств на комнатные растения, а 11% — как раз меньше, потому что у них уже достаточно комнатных растений.
По аналогии, как и со срезанными цветами, день рождения является самым главным поводом для дарения комнатного растения, затем идет Международный женский день, юбилей, День знаний 1 сентября, свадьба, день Святого Валентина и Новый год. Категория «просто так, без повода» также составляет высокую цифру (25%). В среднем больше всего денег тратится на комнатные растения в подарок на день рождения.
По международной статистике, на душу населения больше всех расходуют денег на цветы в Швейцарии (82 евро — срезка:43 евро — горшечные) и Норвегии 62:62 евро). За этими странами идут Дания (46:41), «королевство цветов» Голландия (54:32), Швеция (38:47) и Германия (36:48). Замыкают список из 26 стран Украина (5:3), Россия (5:1) и Румыния (5:1). В России по преимуществу (69%) выбирают монобукеты (букеты из одного вида цветов), но уже сегодня в городах Москва и Санкт-Петербург растет доля смешанных букетов.
Розы в 80% «спонтанной известности» являются самыми известными цветами, затем следует гвоздики, тюльпаны, хризантемы и лилии. Степень известности четко прослеживается в покупательском поведении: розы с 74% находятся на первом месте, на некотором расстоянии следуют гвоздики (32%), хризантемы (28%) и тюльпаны (19%).
Фаворитами среди срезанных цветов являются красные цветы (37%), за ними следуют белые и сиреневые. Только на Международный женский день вспоминают также и о желтом цвете, что отражается в высоком спросе в этот период на желтые цветы, особенно желтые тюльпаны.
Продажу стимулирует улучшение качества продукта и содержания цветов в вазе, расширение и улучшение ассортимента, информированность о цветах, особенно по уходу и содержанию.
В качестве подарка выбирают преимущественно цветущие растения 54% по сравнению с зелеными (46%). Для собственного пользования чаще покупаются зеленые комнатные растения. Фаворитами являются сенполия (25%), кактус (21%), горшечная роза (15%) и маленькая пальма (11%). По известности самое верхнее место занимает алое 51%, затем следует кактус (43%) и герань (37%), которую чаще всего покупают люди с низким достатком.
Также расширился и ассортимент в области комнатных растений. Этому очень активно способствовала экспансия гипермаркетов, особенно строймаркетов и мебельных центров.
Региональные отличия в России очень велики. Самый большой процент покупателей срезанных цветов находится в Омске (98%), Ростове-на-Дону (97%), Москве (93%) и Санкт — Петербурге (91%). Самый сильный рост закупок срезанных цветов наблюдается в Екатеринбурге (+36% с 2002 г.) и в Москве (+35% с 2002 г.). В больших городах в среднем на цветы тратят в пять раз больше, чем по стране; в Москве даже в семь раз больше.
Самый большой процент покупателей комнатных растений находится в Москве (42%), Ростове-на-Дону (41%) и Владивостоке (39%). Личные расходы на цветы в Москве и в Санкт-Петербурге самые высокие: 38 евро на душу населения, по сравнению с 21 евро в регионах.
За пределами больших городов и мегаполисов ассортимент все еще в основном состоит из дешевых цветов длительного хранения, таких как розы (Эквадор/Колумбия) и хризантемы. Но здесь больше предлагают цветов из собственных садов и дач, а также местных цветоводческих хозяйств (зачастую такие предприятия по площади не больше 2 гектаров), которые выращивают немного цветов для клумб и для срезки.
Поставки цветов в Россию осуществляют более ста зарубежных компаний. Среди этих компаний выделяются около 15 наиболее крупных поставщиков — это в первую очередь «Грин Лайн» и «Амадей». На долю этих компаний приходится до 70% продаж.
Из иностранных поставщиков цветов крупнейшими за последние 10 лет стали:
— Нидерланды, Эквадор, Колумбия (90,5% от объема всех поставок живых цветов);
— Кения, Израиль, Эфиопия, Таиланд, Венгрия (7,1%);
— другие страны (2,4%).
Из отечественных производителей за последние 10 лет наиболее заметными были: ООО «Сельхозпроминвест» (Краснодарский край); ГУП «Южный» (Карачаево-Черкесская Республика); ГУП «Мосзеленхоз» (г. Москва); ОАО «Розовый сад» (Калужская область); ОАО «Га-лантус»(г. Калуга); Агрофирма «Косино» (Московская область); ООО «Новая Голландия» (Ленинградская область); ООО «Северная мечта» (Ленинградская область); ООО «Золотые цветы» (Нижегородская область).
Себестоимость импортной продукции бывает в несколько раз ниже себестоимости цветов российских производителей. Главным образом это достигается при ввозе импортных цветов на территорию Российской Федерации путем обозначения их в таможенной декларации под другим наименованием — зелень для букетов и т.п., что существенно снижает величину налоговых платежей.
В целях борьбы с незаконным ввозом цветов в Россию приняты следующие меры:
— ограничение таможенных постов до трех;
— ужесточение требований к упаковке, объем зелени для букетов не должен превышать 20% от общего количества цветов;
— установление единой ставки таможенной пошлины, как для цветов, так и для растений для оформления букетов, в размере 15%.
Общий объем импорта цветов в натуральном выражении составил в 2010 г. около 960 млн. штук, из них розы составляли 465 млн. штук (около 48,4%), гвоздики около 255 тыс. штук (26,6%) и хризантемы — 202 тыс. штук (21%). Десятку самых продаваемых в мире культур («Top — 10») возглавляют, конечно, розы. За ними следуют букетные хризантемы, тюльпаны, лилии, герберы, цимбидиум, крупноцветные хризантемы, фрезия, антуриум, альстремерия.
Живучесть цветочного бизнеса объясняется большими наценками на цветы. Продавцы изначально завышают цены, чтобы подстраховать себя в случае плохого спроса или непредвиденных ситуаций. В действительности цветочный бизнес поставлен так, что один проданный цветок окупает пять некупленных.
Несмотря на высокие цены, растения «улетают» достаточно быстро. А цены на них немалые. Недаром среди людей с достатком чудеса в горшках в последнее время вошли в моду. В первую очередь разбирают пальмы и другие крупные оригинальные растения. Например, распространена юкка, маленькая стоит порядка 200 руб., а крупная — до 2800 руб. Прекрасный и удивительный цветок орхидея стоит от 500 руб. и выше. А сколько флористических принадлежностей — от горшков до удобрений — необходимо прикупить к «своим питомцам». Это тоже приносит неплохой доход — один вместительный керамический горшок обходится в среднем в 850 руб.
Уникальный, «дизайнерский» букет дороже обычного — от 350 до 5000 руб., но и покупателями он ценится куда выше. В Российской Федерации сложились довольно низкие оптовые цены на цветочную упаковку (таблица 6).
В России сегодня работают более 60 цветочных Интернет — магазинов, а услуги по доставке букетов только в городе Москва предоставляют более 150 сайтов. Подобный бизнес «раскручивается» довольно быстро и позволяет задуматься о более крупных проектах.
В городе Уфа насчитывается около 130 салонов. Самые известные из них: Шафали, Ни-коль, Флоранж, Цветы Башкирии, Калина Red, Магазин цветов, Орхидея, Фрейя, Аэлинка, Лантана, Ирис, Амелия, Гламелия.
Интернет — магазины города Уфы: Амур, Калина Red, Эвелина, Шафали, Николь, Цветик, Buket, Любимая дача, Greenrose, ТопФлорист.
В связи с бурным развитием отечественного рынка цветов в последние годы, считаем, для большей насыщенности российского рынка отечественной цветочной продукцией, специалистам отрасли цветоводства России следует рассмотреть и решить на перспективу актуальные вопросы:
— внедрение в отрасль новых современных ресурсосберегающих, экологически чистых технологий выращивания цветочных растений; — выращивание высококачественного сортового посадочного и срезанного материала;
— расширение ассортимента цветочно-декоративных растений, приспособленных к местным экологическим условиям, устойчивых к болезням и вредителям.
Cписок литературы
1. Пути развития отечественного цветоводства [Текст] / Т. А. Френкина // Цветоводство. — 2009. № 1. — С. 2 — 3.
2. Как устроен российский цветочный рынок? [Текст] / А. Платов // ШколаЖизни. ру. -2011. — № 5.
3. Маркетинговое исследование «Рынок срезанных цветов России» [Электронный ресурс] / РБК. Исследования рынков. — Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/research/ 562949976854519. shtml. — 29.11.2011.
4. Цветочный бизнес [Электронный ресурс] / Фермеры России. — Режим доступа: http://web — fermer.ru/publ/cvetovodstvo/cvetochnyjbiznes/. — 27.11.2011.
5. Упаковка цветов [Электронный ресурс] / Компания «Гринроза». — Режим доступа: http://www.greenrose.ru. — 25.11.2011.
6. Цены на срезанные цветы [Электронный ресурс] / Интернет — магазин «Любимая дача». — Режим доступа: http://www.dachaufa.ru/rubrics/482. — 26.11.2011.
7. Анализ цветочного рынка [Электронный ресурс] / Новые идеи для вашего бизнеса. -Режим доступа: http://www.oscar-sib.ru/analis rinka.html. — 22.11.2011.