Археологические находки говорят о том, что во второй половине первого тысячелетия до н.э. в степях Казахстана возникла цивилизация древних скотоводов и земледельцев (саки, скифы, гунны, усуни) со своей материальной культурой, духовными ценностями. Основными материалами для изготовления бытовых предметов служили шерсть, шкуры животных, кости, рога. Войлок и изделия из него появились приблизительно в сакское время. К этому периоду историки и этнографы относят появление юрты и развитие ее интерьера. Сначала в юрте появились тяжелые кошмы без орнаментов, которые имели чисто практическое значение — ими утепляли пол юрты. По мере развития эстетических потребностей и технологических умений возникает потребность украшать юрту, появляются предметы ее убранства. Переработкой шерсти и производством из нее различных изделий занимались женщины. Из овечьей шерсти пряли пряжу, из которой на простейшем ткацком станке ермек изготавливали ткани для верхней одежды, мешков, переметных сумок, тесьмы для обвязывания юрт.
Из кожи делали разнообразную посуду, обувь, пояса, обтягивали сундуки. Из кости и рога — различные мелкие предметы быта, украшения и элементы декора мебели. Наивысшего расцвета материальная культура казахов достигает в скифское и сакское время. Казахи унаследовали от своих предков — древних тюрков и кипчаков — не только ремесло производства войлока и тип юрты, но и ковроткачество, плетение циновок, умение инкрустировать костью, серебром домашнюю утварь, оружие, конскую сбрую, народные музыкальные инструменты. Отдельные элементы покроя и убранства тюркско-кыпчакской одежды выявлены в казахском народном костюме. Изделия народных мастеров, подлинные шедевры степного искусства, отличаются глубоким чувством материала, органическим единством вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами.
Образцы этого древнего искусства, лишенные грубого утилитаризма, сегодня предстают как подлинные шедевры человеческого гения, свидетельствуют об отношении их авторов к миру, обществу, себе. Далекие предки современных казахов в своем творчестве аккумулировали бесценную социально-историческую информацию, жизненный опыт, мировоззрение, нравственные устои и эстетические идеалы, которые передавали из поколения в поколение. Узбекали Джанибеков, исследователь казахской художественной культуры, развитие культуры казахских народных художественных ремесел и сохранение сложившихся многовековых традиций объясняет специализацией кочевой, полукочевой и оседлой групп населения, натуральным способом хозяйствования, устойчивостью жизненного уклада, определивших «уровень материального производства, характер, виды и формы народного ремесла казахов, направленного на удовлетворение хозяйственных нужд, убранство жилища, украшение предметов быта, одежды». Народ применительно к своим потребностям и вкусам изготавливал предметы первой необходимости из продукции скотоводческого хозяйства, которые сначала шли только на удовлетворение родовых, семейных и личных нужд, а впоследствии стали предназначаться и для торгового обмена.
Развитие домашних художественных ремесел казахов, их орнаментальной основы органически связано с особенностями исторического пути народа, с теми потребностями и задачами, которые вставали перед ними на различных исторических этапах. Ремесла, возникшие и развивающиеся в условиях кочевого хозяйства, не обрели цеховых форм, как это было у оседлых народов Средней Азии. Казахские мастера работали главным образом в одиночку, за исключением кузнецов, имевших одного-двух помощников. «Народные ремесла, — по мнению этнографа М.С. Муканова, — являются выражением материальной и духовной культуры народа. В синкретичности ремесла и искусства, т.е. в неразрывности материального производства и духовной культуры, лежит ключ к пониманию истинного характера народного творчества. В отличие от детища цивилизации — профессионального искусства, ремесла и с ними связанные декоративно-прикладные искусства возникли на заре человечества». Исследованием художественных достоинств, эстетических ценностей казахских домашних народных ремесел занимались в разные времена видные казахские ученые Т.К. Басенов, А.Х. Маргулан, М.С. Муканов и многие другие.
Много упоминаний о народных художественных ремеслах казахов встречается в трудах европейских этнографов и путешественников, посетивших различные регионы Казахстана в разные исторические периоды, особенно во второй половине XVIII — начале XIX веков. Немецкий ученый Р.
Карутц, посетивший Мангыстау в самом начале XX века, отметил особую красоту национального орнамента, считая его дополнением красоты природы новой красотой, познанной человеком, и возбуждающим в нем радостное самочувствие. Начиная со второй половины XIX века изучением, описанием и пропагандой изделий казахского народного прикладного искусства стали заниматься Русское географическое общество, основанное в 1845 году, а также различные другие научные общества, специализировавшиеся на изучении истории, обычаев, традиций, быта и культуры казахского народа. Они проводили учет археологических памятников и их первичное изучение.
Неоценимый вклад в исследование генезиса казахских художественных ремесел внес выдающийся казахский ученый-этнограф, историк и фольклорист академик А.Х. Маргулан, под руководством которого в республике началось целенаправленное изучение истории, культуры, искусства и быта казахского народа. В богато иллюстрированном трехтомнике «Казахское народное прикладное искусство» представлен многолетний обобщающий труд, дающий представление о многообразии видов и особенностях народных ремесел. Ученым исследовано, систематизировано и описано множество их образцов и разновидностей как собранных самим А.Х. Маргуланом, так и хранящихся в фондах музеев. В его книгах и альбомах широко представлены образцы изделий из металла, дерева, кости, войлока, ткани и кожи — всевозможная расписная и резная утварь, одежда, ковры, вышивки, ювелирные изделия. Благодаря трудам названных ученых все это бесценное художественное наследие казахского народа является сегодня всеобщим культурным достоянием нашей многонациональной страны, способствует возрождению и умножению этнической культуры на новом историческом этапе развития страны и формированию духовно-нравственных ориентиров молодого поколения — трудолюбия, национального самосознания, самоидентификации, принятия социокультурных и художественных ценностей.