Центральная Азия всегда представляла собой достаточно целостное и своеобразное культурно-историческое пространство, сформировавшееся благодаря общности исторических судеб населяющих его народов, географических условий и действия общих культурных закономерностей. Причем особую роль в этом феномене играло не только единство этнокультурных процессов, но и отсутствие внутренних границ, обусловливающих постоянные широкомасштабные контакты внутри региона. Центральная Азия была своеобразным «местом встречи» мировых религий: христианства, ислама и буддизма, взаимовлияния культур тюрко-монгольских, индоевропейских, угро — финских, сино — тибетских народов. В конечном счете это определило особый менталитет, культурные стереотипы и традиции этносов, а также полиэтничность и многоконфессиональность данного региона. Этнокультурные процессы играли чрезвычайно важную роль в общеконтинентальных процессах этногенеза, в формировании языков многих древних, средневековых и современных народов Евразии. Таким образом, будучи этноконтактной зоной, Центральная Азия во многом определяла судьбы народов всего Евразийского континента. Общность исторических судеб, сложившаяся в течение трех четырех тысячелетий, прослеживается в многочисленных письменных источниках, засвидетельствована в известных исторических фактах, подтверждена археологическими открытиями. Это общность является очевидной константой всего исторического времени нашего региона. Образно говоря, именно тысячелетние корни истории питают сегодня идею евразийства и способствуют интеграционным процессам на современном постсоветском пространстве Центральной Азии.
Надо отметить, что на протяжении последнего столетия у нас в основном издавались учебники, в которых единый регион Центральной Азии был искусственно разделен либо по этническому, либо по государственно-политическому признаку. Поэтому в настоящее время мы имеем лишь отдельные Истории — Историю казахов, Историю узбеков, Историю кыргызов и т. д., но, к сожалению, у нас пока нет Истории всего культурно — исторического региона во всем ее многообразии и общности . Суверенизация независимых государств Центральной Азии усугубила разрыв единого культурно-исторического пространства, что привело к мистификации и этнизации нашего общего культурно-исторического наследия, преувеличению своей самобытности и исключительности вопреки историческим фактам и объективной реальности. Перед современной наукой стоят кардинальные проблемы, требующие новых подходов для решения, переосмысления исторического процесса, формирования объективного исторического мышления. Вопросы развития этнической идентичности и национальной идеи ставят проблему глубокого, разностороннего, свободного от спекулятивных, абстрактных и упрощенных подходов изучения истории и динамики развития государственности. Мифологизированные исследования, практикуемые в последний годы, либо носили идеологизированный характер, либо касались частных проблем вне контекста истории стран и народов Евразии, а если шире — то всего Востока. История и культура Центральной Азии на протяжении многих столетий развивались в тесном взаимодействии с восточными цивилизациями. Китайские, тюркские, монгольские, иранские и арабские древние и средневековые письменные памятники являются ценными источниками для изучения государственности и этнополитической истории на территории Центрально — Азиатского региона. В современную эпоху все большее значение для объективного понимания сложных исторических процессов, происходивших и происходящих в обширном регионе Евразии, имеет разработка проблем историко-культурных взаимосвязей народов с древности и до наших дней, их евразийского родства и самобытности. Для решения этой задачи необходим комплексный междисциплинарный подход, предполагающий введение в научный оборот новых письменных источников, исторических, этнографических, лингвистических данных и т. д. В связи с этим глубокое изучение рукописных материалов на восточных языках имеет большое научное и практическое значение. Совместная разработка многих проблем истории культуры с учеными соседних стран, проведенная на обширной источниковедческой базе, является весьма актуальной и сложной задачей. Важные качественные изменения, происходящие в исторической науке, связаны с выработкой учеными принципиально нового объективного подхода к изучению проблем государственности, кочевниковедения, контактов кочевой и оседлой культур, историко — культурных взаимоотношений в Центральной Азии. В настоящее время сотрудниками Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова МОН РК ведется определенная работа по сохранению и развитию одного из направлений академической ориенталистики — восточной археографии. Благодаря Государственной программе «Культурное наследие» нам представляется возможным пополнить и расширить казахстанскую источниковедческую базу, что в итоге станет большим подспорьем для возрождения научного востоковедения в Казахстане. В рамках этой программы учреждена Востоковедная археографическая экспедиция и разработаны маршруты в различные центры хранилищ рукописей. Задачей экспедиции является планомерное и систематическое обследование районов Казахстана, а также территорий, находящихся за его пределами. В ходе работы у населения выявляются и приобретаются восточные рукописи и старопечатные книги, проводится комплексное исследование, осуществляются научные переводы и анализ восточных письменных источников, хранящихся в основном в библиотеках, музеях и архивах за пределами Казахстана (в России, Центральной Азии, КНР, Монголии, Индии, Иране, Турции, Египте, Великобритании, Германии, Франции, Венгрии и других странах). Важность археографической работы нельзя переоценить: эти исследования целенаправленно расширяют источниковую базу, позволяют обозначить ряд новых научных проблем. Кроме того, впервые в научный оборот вводится определенный комплекс источников, отражающих все этапы исторического развития, традиции казахского народа. В дальнейшем материалы экспедиций станут основой «Свода востоковедных памятников истории и культуры Казахстана». Конкретные результаты работы отрядов Востоковедной археографической экспедиции — микрофильмы, ксерокопии восточных рукописей и других архивных материалов — позволят создать ценнейшую информационную базу Фонда рукописей при Институте востоковедения им. Р. В. Сулейменова. Этот фонд в дальнейшем будет непрерывно пополняться и послужит обширным источником для научных трудов, касающихся реконструкции древней а средневековой истории, культуры казахского народа, исследования места и роли Казахстана в системе историко — культурных взаимосвязей стран Востока. Сложившаяся ситуация требует новой оценки и анализа историко-культурного, современного и перспективного потенциала Казахстана. Это связано с параметрами цивилизационного процесса, происходящего в странах Востока и у региональных соседей, определением и прогнозированием геополитических, геокультурных и геоэкономических тенденций на континенте. Таким образом, равноправный диалог становится необходимостью мирового развития в новом столетии. Только объединив усилия, государства Центральной Азии получат возможность реализовать технологические и интеллектуальные достижения и органично войти в процесс общемирового человеческого развития. Для этого нужны политические компромиссы, толерантность, которые подразумевают создание баланса между региональными интересами и интересами отдельных государств. Современные события, происходящие в странах Центральный Азии и других регионах мира, наглядно подтверждают закономерную связь вопросов религии и проблем укрепления национального и духовного единства любого государства, задач сохранения национальной безопасности. Для этого необходимо глубокое» доскональное изучение исторических корней, идеологических и политико — правовых основ религиозных движении и течений, особенностей религиозных систем стран Центральной Азии и Востока. Всестороннее изучение этих сложных явлений имеет первостепенное значение для понимания современной религиозной ситуации, составления научно обоснованного прогноза дальнейшего развития ислама в странах региона. При расмотрении проблемы мусульманских движений и течений необходимо изучать не только реальные процессы, проходящие в религиозной сфере, но и ранние исторические периоды развития религии и, основываясь на исследованиях, определять их современное состояние и тенденции развития. События в Афганистане, Ираке и других районах показали, что во многих случаях именно внутрирелигиозные разногласия служат основой конфликтов. Нередко религиозные направления, течения и движения становятся сетью, через которую распространяются радикальные идеи. Действующие в Центральной Азии различные религиозные движения вступают в противоречия друг с другом. К примеру, активизация суфийских орденов и тарикатов привела к усилению противостояния суфизма и фундаментализма. В случаях возможных конфликтов существующая внутренняя конфронтация может быть спровоцирована и станет действенным инструментом определенных сил, посредством которого они будут выстраивать свою политику. Распад Советского Союза и становление государственности в новых независимых странах Центрально-Азиатского региона привели к необходимости изменения подходов, формирования новых приоритетов в области исторической науки. К основным чертам, характеризовавшим процесс трансформации социогуманитарных наук в период перехода к рыночным отношениям, можно отнести следующие:
Следствием этого явилось противоречие между распространением образования и одновременным снижением качества образовательных стандартов, однобоким, поверхностно-описательным характером работ. Сюда же можно отнести и проблемы увеличивающегося разрыва между теорией и практикой, исследованиями и прикладной политикой, трудности, связанные с лингвистическим выбором, отсутствием финансирования исследований и, как результат, снижение креативности и дефицит кадров — исследователей, преподавателей и аналитиков высокого уровня. В связи с резким сокращением объемов финансирования науки и образования, снижением качества трудовых ресурсов состояние данной сферы не отвечает требованиям постиндустриального общества и, по сути, представляет угрозу национальной безопасности стран Центральной Азии.
Вместе с тем положительный опыт развития науки и образования, заложенный в предыдущие периоды, не исчез бесследно, и, к счастью, у нас есть в наличии «золотой фонд» ученых, получивших фундаментальные знания, их желание и открытость к сотрудничеству на региональном и международном уровнях. Основываясь на этом феномене, развитие исторической науки в странах Центральной Азии должно быть направлено на повышение качества исследований и образование населения наших стран. Сегодня действительно необходим новый концептуальный подход, который объединил бы народы Центральной Азии. Наиболее целесообразным прежде всего представляется проведение центральноазиатскими государствами согласованной и взаимоприемлемой всеми сторонами стратегии решений самых сложных, конфликтных проблем, чреватых нарушением мира, региональной стабильности и безопасности.