По истории Уральска написано очень мало работ. И это объясняет повышенное внимание ко всему новому, что появляется по данной теме. Тем более, что исходя из современного уровня развития исторической науки и других, связанных с нею, научных дисциплин сформировалось новые требования к объективному освещению сложного процесса образования и развития городов. Для серьезного ответа на многие попроси по истории Уральска нужны не только исторические источники, но и широким круг материалов, представленных археологией, этнографией, демографией, нумизматикой и т.д. В советский период единственными специальными монографиями по Уральску были работы Герасимовой Э.И.. и Чеснокова Н.Г. написанные в 60-е годы прошлого века. Основаны они были на небольшом круге источников, ограниченном русскими дореволюционными изданиями. К сожалению, это характерно для всех работ того времени, учитывая время и условия, в которых работали данные исследователи. Поэтому серьезные недостатки, а именно — узкая источниковая база и использование ограниченного круга научных работ, обусловили односторонний подход в освещении истории города. Вместе с тем, эти работы имеют важное значение как первые обобщающие исследования по Уральску. Более аргументировано данную проблему решал в своих исследованиях Кушаев Г.А., который рассматривал арабские, европейские и русские исторические работы, начиная с X века, а также ввел в научный оборот значительный объем археологических данных. При этом он рассматривал только один аспект истории Уральска, а именно — вопрос времени и места возникновения города. Как видим даже этот ограниченный круг исторической литературы доказывает, что изучение историографии — назревшая и необходимая потребность. Без вовлечения в исследовательский процесс всей суммы тех открытий и знаний, которые достигнуты учеными и исследователями в течение длительного исторического времени, научное понимание и освещение истории городской культуры в Западном Казахстане и, в частности, истории Уральска невозможно. Данный подход позволит нам не только объективно подойти к изучению рассматриваемой проблемы, но и использовать новые факты, документы, материалы, раскрытые и исследованные как предшественниками, так и современниками. Поэтому нами выделены исследования, которые позволяют проследить тенденции в эволюции взглядов на историю города, а также имеют наибольшее содержательное значение и привносят существенные дополнения в изучение проблемы.
Особое место среди исследований составляют работы, представляющие нам первые и самые ранние сведения о существовании городской культуры в Западном Казахстане. Долгое время одним из крупных недостатков всей историографии истории Уральска являлось слабое обращение исследователей к таким мощным пластам исторических знаний как древнерусские источники, китайские, арабские и восточные сочинения, а также европейская литература периода X — XVII веков. Использовался ограниченный круг известных работ, основная масса архивного и рукописного фондов, в особенности зарубежных хранилищ, были недоступны советским исследователям. Тогда как результаты последних находок ученых показали, что в них содержатся ценные доказательства более раннего возникновения и существования городского поселения на месте современного Уральска. Такое отношение к истории раннего средневековья в советской исторической науке основывалось на господствовавшем в русской дореволюционной историографии определении эпохи Золотой Орды как времени лихолетья, темного и невежественного, отбросившего покоренные народы в своем развитии далеко назад. Отношение к Степи как к антагонисту Города утвердилось надолго. Поэтому научные дискуссии о городской культуре у кочевников и о городах на Урале в средние века долгое время не проводились, так как без всяких серьезных на то оснований отметалась сама идея возможности существования здесь оседлых поселений и городов. Эта оценка утвердилась в учебниках, во многих научных работах, став для многих историков и краеведов краеугольным камнем в написании своих сочинений. Именно археологам, в особенности Федорову — Давыдову Г.А., принадлежит заслуга восстановления объективной картины исторических процессов в золотоордынское время на примере городов на Волге XIII — XV веков. В Западном Казахстане изучение средневековой городской культурой связано с именами Маргулан А., Ерзаковича Л.Б., Байпакова К.М., Самашева З.С и других. Непосредственный поиску города на Урале значительное время отводил Кушаев Г.А. В своей работе «Этюды древней истории степного Приуралья» он поставил впервые вопрос о существовании на месте современного Уральска более раннего города. В частности, при анализе русских летописей, таких как Лаврентьевская, Ипатьевская, Троицкая и Никоновская, Московский лицевой свод 1560-1580 годов, он рассматривает исторические события на Руси в IX -XIV веках. В частности, в Лаврентьевской летописи содержатся сведения о городе Саксин, расположенном на реке Урал. В Летописи говорится; «Саксини и половцы взбегоша из низу к Болгарам, перед татарьи и сторожеве Болгарские прибегоша бьени от татар близ Реки сижа им а Гайкъ». Анализируя это сообщение, со ссылкой на другие источники, Кушаев Г.А- считает, что под саксинами надо понимать жителей одноименного города. Сравнивая сведения разных исследователей и сопоставляя их с археологическими находками, он выдвигает гипотезу о том, что местоположению древнего города Саксин соответствуют два городища правобережья реки Урал. А именно: городище на месте куреней, расположенных в старой части Уральска и являющихся предшественником Яицкого городка, либо городище у села Дарьинское. Свою гипотезу Кушаев Г.А. обосновывал археологическими находками в указанных районах. Его мнение принимается неоднозначно современными исследователями, но расхождения касаются в основном имени города. По вопросу существования городских поселений мнение археологов практически совпадает с мнением Кушаева Г.А. Это смелое утверждение ученый не смог доказать находкой реального средневекового города, однако он обозначил район его возможного расположения. И обнаружение в 2002 году в 12 км. от современного Уральска средневекового городища, стало подтверждением гипотезы Кушаева Г.А. Другой важной группой источников, помимо древнерусских, являются сочинения арабских и персидских историков, в которых есть прямые ссылки на наличие городов вдоль Урала в домонгольскую и монгольскую эпоху. Сочинение Ахмеда ибн — Фадлана «Путешествия в Волжскую Булгарию», написанное в X веке, и труд Абу — Хамида ал — Гарпати «Путешествие в Восточную и Центральную Европу», написанным в первой четверти XII века, содержат сведения о городах,, торговых и караванных маршрутах, проходивших через Западный Казахстан. Арабский путешественник и писатель Ибн Фадлан в 921-922 году побывал с посольством Халифа в Волжской Болгарии и путь его пролегал вдоль реки Урал. Советский исследователь — востоковед Ковалевский А.П., известный переводом книги ибн — Фадлана, приводит карту маршрута посольства. Он указывает место переправы с левого берега на правый, то есть из Азии в Европу, ибн-Фадланом у слияния рек Чаган и Урал, в том месте где находится современная старая часть Уральска. В X веке по утверждению ибн-Фадлана на этом месте находилось оседлое поселение. Соединим сведения арабского путешественника с реальными историческими событиями того времени. В Х- XI веках Западный Казахстан являлся составной частью территории Огузского каганата. Это было сильное и воинственное государство. Торговля в этот период заметно расширилась, караванные маршруты проходили через Урал и соединяли Хорезм с Поволжьем и Русью. В 965 и 985 годах в союзе с Киевской Русью огузы разбили последовательно Хазарию и Волжскую Булгарию, тем самым заметно усилив свое влияние в этом регионе. Урал и Волга были западными границами каганата. Таким образом, время путешествия ибн — Фадлана пришлось на период расцвета огузского государства. Являясь соседом государств с развитыми ремеслами и крупными городами, каганат использовал выгодное географическое расположение посредника между Средней Азией и Европой для развития торговли и поощрял образование оседлых городских поселений. Именно этот процесс отражен в сочинении арабского путешественника. (В XII веке огузы будут разгромлены кипчаками, владения которых будут простираться до Кавказа и Крыма. Междоусобная война расколет это государство на западную и восточную части. Западные кипчаки войдут в историю под этнонимом — половцы.)
В начале второго тысячелетия связи между арабскими странами и народами междуречья Урала и Волги стали постоянными. Географы Востока были неплохо осведомлены об этом далеком крае. В 1154 году арабский географ ал — Идриси описал реку Руза, скорее всего тождественную Жамку — Уралу, хотя есть и другие мнения об отождествлении Рузы, тогда как с Уралом сопоставляется с р.Даранда. Более отрывочные сведения о существовании городов даны в сочинениях Рашид-ад-Дина, ибн — Сайда, Абул — Фида и других арабо-персоязычных авторов. О расселении и занятиях народов в XI веке писал Махмуд Кашгарский в своем труде «Дивану лугат — ат — тюрк». Б 1333 году реку Урал пересек известный арабский путешественник из Марокко, странствующий купец Ибн Баттута
Восточные рукописи и сочинения дают многообразную информацию о том времени, которая подтверждает наличие развитой торговли и городов на Урале как в пред монгольский период, так и в эпоху Золотой Орды. Обнаруженные в последнее время китайские документы значительно расширяют наше представление о том времени.