В условиях расширяющихся процессов глобализации мирового экономического пространства возможности государства по наиболее полному удовлетворению возрастающих общественных потребностей в первую очередь определяются уровнем развития человеческого капитала. Являясь функциональной составляющей инновационного производства, он обобщает знания, навыки, практический опыт, одухотворенные интеллектуальной активностью, выступает формой реализации интеллектуальных, нравственно и культурно ориентированных способностей человека к созданию нового, ранее неизвестного знания, обеспечивающего получение интеллектуальной ренты и различного рода преимуществ перед конкурентами.
Новые тенденции развития Республики Казахстан, связанные с переходом к инновационной экономике, повышение интеллектуальной активности в рамках отдельных фирм и организаций — все это требует разработки и реализации соответствующей государственной политики. Только высокоэффективная государственная политика в области человеческого развития, возведенная в ранг государственной парадигмы, способна стать тем локомотивом, который выведет страну на новые рубежи, открывающие перед ней широкие перспективы устойчивого экономического роста в будущем.
Человеческий капитал можно определить как совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.
Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития — человеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик.
В условиях глобализации мировой экономики, в условиях свободного перелива любого капитала, включая человеческий капитал, из страны в страну, из региона в регион, из города в город в условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий.
Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. И на первом этапе состав ЧК включал небольшое число составляющих — воспитание, образование, знания, здоровье. Причем длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения теории роста экономики. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось.
Человеческий капитал можно по степени эффективности, как производительного фактора, разделить на отрицательный человеческий капитал и положительный человеческий капитал. Между этими крайними состояниями и составляющими совокупного человеческого капитала существуют промежуточные по эффективности состояния и составляющие человеческого капитала. Отрицательный человеческий капитал — это часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Не каждая инвестиция в воспитание и образование полезна и увеличивает человеческий капитал. Неисправимый преступник, наемный киллер — это потерянные для общества и семьи инвестиции в них. Значительный вклад в накопленный отрицательный человеческого капитала вносят коррупционеры, преступники, наркоманы, чрезмерные любители спиртного. И просто лодыри, бездельники и вороватые люди. И, напротив, в положительную часть ЧК вносят существенную долю трудоголики, профессионалы, специалисты мирового уровня. Отрицательный накопленный человеческий капитал формируется на базе негативных сторон менталитета нации, на низкой культуре населения, включая её рыночные составляющие (в частности, этику труда и предпринимательства). Вносят в него свой вклад негативные традиции государственного устройства и функционирования государственных институтов на базе несвободы и неразвитости гражданского общества, на базе инвестиций в псевдовоспитание, псевдообразование и псевдознания, в псевдонауку и псевдокультуру. Особо значительный вклад в отрицательный накопленный человеческий капитал способна вносить активная часть нации — её элита, поскольку именно она определяет политику и стратегию развития страны, ведет за собой нацию по пути либо прогресса, либо стагнации (застоя) или даже регресса.
Отрицательный человеческий капитал требует дополнительных инвестиций в человеческий капитал для изменения сущности знаний и опыта. Для изменения образовательного процесса, для изменения инновационного и инвестиционного потенциалов, для изменения в лучшую сторону менталитета населения и повышения его культуры. В этом случае требуются дополнительные инвестиции для компенсации накопленного в прошлом отрицательного капитала.
Отдельные исследования последних лет однозначно свидетельствуют о том, что Казахстан в целом и казахстанские предприятия в частности в ближайшее время столкнутся с серьезными сложностями в области обеспечения человеческими ресурсами. Об этом наглядно свидетельствует как простое сопоставление ряда макроэкономических показателей, так и более глубокий анализ.
То обстоятельство, что человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, особенно при значительном объёме отрицательного накопленного человеческого капитала, в сущности, является главной проблемой развития экономики Казахстана с точки зрения теории развития человеческого капитала.
Важнейшей составляющей человеческого капитала является труд, его качество и производительность. Качество труда в свою очередь определяется ментальностью населения и качеством жизни. Труд в Казахстане, к сожалению, был и остается традиционно низкого качества. Энергопотребление Казахстанской продукции вдвое-втрое в зависимости отрасли выше, чем в странах с эффективными производствами. А производительность труда в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Низкопроизводительный и некачественный труд существенно снижает накопленный казахстанский человеческий капитал, снижает его качество.
В Казахстане в ближайшей перспективе, по всей видимости, возникнет ощутимый дефицит человеческого капитала как квалифицированного, так и неквалифицированного, причем резервов для его пополнения не так много – естественный прирост населения все еще весьма незначительный, к тому же он наметился лишь последние несколько лет. Единственный возможный вариант – использование относительно недорогой и, как правило, низкоквалифицированной рабочей силы из сельских регионов, а также приток нелегальных мигрантов из соседних центральноазиатских стран. Однако подобные миграционные потоки однозначно нельзя оценивать как положительное явление, поскольку они приведут к окончательному спаду производства в сельских территориях, которые в отличие от промышленности все еще не удалось «реанимировать», что же касается нелегальной миграции – в ее отрицательных последствиях, как для экономики, так и для социальной ситуации в стране, сомневаться не приходится.
Таким образом на сегодняшний день, Казахстану необходима четкая масштабная программа по формированию качественного человеческого капитала дифференцированного уровня квалификации, как на макро-, так и на микроуровне. Такая политика должна содержать меры, направленные на повышение качества образования, здравоохранения, развитие системы социальной ответственности бизнеса, его стимулирование на проведение политики качественного и количественного роста инвестиций в образование наемных работников, макроэкономическое регулирование миграционных потоков. Следует иметь в виду, что политика в области формирования человеческого капитала должна представлять собой структурный элемент общей экономической политики страны и носить комплексный характер.