Мошенничество по телефону почти так же старо, как сама телефонная связь, а развитие технологий создает и новые возможности для преступников.
Но впадать в крайности и отказываться от мобильной связи, интернета и банковских услуг не стоит. Важно сохранять бдительность, ни при каких обстоятельствах не впадать в панику и знать самые популярные схемы телефонного мошенничества.
Телефонный звонок с незнакомого номера (часто ночью, чтобы наверняка выбить жертву из колеи), и взволнованный голос говорит, например: «Мама, я попал в аварию.
Меня везут в милицию, срочно нужны деньги». Или другую не менее шокирующую историю о пожилых родственниках, которые попали в больницу, друзьях, оказавшихся в беде. Спросонок, в состоянии шока человек теряет способность мыслить логически и принимает условия мошенника. Обычно это перевод денег на банковскую карту, реже просят прийти с крупной суммой наличными в указанное место.
Распознать обман просто: не впадать в панику, закончить разговор и позвонить тому, кто якобы в беде. Велика вероятность, что в это время он мирно спит у себя дома. Еще один способ разоблачения телефонных мошенников – задавать им вопросы.
Если голос в трубке представился сыном, достаточно спросить, как его зовут, – это заставить преступников нервничать и, скорее всего, они прервут разговор.
Схема аналогична предыдущей, но рассчитана на противоположные эмоции. В случае неожиданного звонка с сообщением о выигрыше первое, о чем следует задуматься, участвовали ли вы в названной акции/розыгрыше? И ни при каких обстоятельствах не нужно давать личную информацию, паспортные данные, номер карты, а уж тем более ПИН-код и CVV/CVC-код.
Если эмоции переполняют, на помощь придет любой близкий человек, оказавшийся рядом. Нужно пересказать ему разговор и спросить, что он думает об этой истории.
Отвечая на звонок с незнакомого номера лучше избегать выражения согласия: не говорить «да» вместо «алло» или в ответ на какой-нибудь элементарный вопрос. Дело в том, что многие компании и магазины в интернете пользуются системой голосовой подписи, в которой для закрепления сделки достаточно сказать «да». Мошенникам нужно только записать выражение согласия, произнесенное вслух, чтобы совершать онлайн покупки и другие махинации с деньгами.
Не соглашаться с тем, что говорят с незнакомого номера, должно стать таким же непреложным правилом, как не подписывать документы, не прочитав сперва их содержания.
Никогда нельзя сообщать личную информацию, данные паспорта и банковские реквизиты по телефону незнакомому человеку. Даже если он представился сотрудником банка или другого солидного учреждения. Лучшее, что можно сделать, это положить трубку и перезвонить в ту же контору по другому номеру.
Совсем не обязательно брать трубку, когда звонит незнакомый или (тем более) скрытый номер. Достаточно установить переадресацию на голосовую почту для всех телефонов помимо списка контактов – так важный звонок не останется незамеченным, а мошенники будут обезоружены.
Входящие звонки и SMS на некоторые номера могут быть платными, если такой системой пользуются на законных основаниях (например, чтобы телезрители голосовали за участников шоу), об оплате предупреждают заранее. Когда об оплате услуги речь не шла, а деньги с мобильного счета пропали, – это правонарушение.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно проверять номер телефона в интернете – там регулярно публикуются списки мошенников.
100% защиты от преступников, которые действуют по телефону, нет. Но бдительность, обыкновенная осторожность и логика в 99% случаев помогут не стать жертвой обмана.
https://www.youtube.com/watch?v=V9YUBbUAg4Q
Важно популяризировать знания о телефонных мошенниках, в особенности среди пожилых людей, так как именно они чаще остальных проявляют излишнюю доверчивость к звонкам с незнакомых номеров.