Орнаментика — явление биологическое. Она живет в течение многих столетий и, размножаясь, оставляет многочисленное потомство. В орнаментальных системах, как в биологических сообществах, можно встретить формы чистые и метисованные, некоторые из них скоропроходящи, другие устойчивы и живут не одно столетие, претерпевая нормальную эволюцию. Именно, благодаря всем этим свойствам, а также глубочайшей традиционности, орнаментика является прекрасным материалом для установления внутренних законов развития искусства и для выяснения происхождения или культурных взаимоотношений этнических групп. Решение вопроса о возникновении и формировании тех или иных орнаментальных систем неизбежно требует применения сравнительного метода. Он должен быть направлен на изучение современного искусства отдельных племен внутри одной этнической группировки, на искусство разных этнических групп и на орнаментику древности. Это углубление во времени, часто очень значительное, должно тем самым включить в поле нашего зрения древние культуры старого и нового света. Применение сравнительного метода значительно облегчается тогда, когда отдельные орнаментальные системы приведены в известный порядок, т. е. проделана основная необходимейшая работа — анализ и классификация элементов. К сожалению, для искусства народов СССР, да и для Западной Европы и внеевропейских стран этого почти нет. Отсюда и вытекают огромные трудности, которые не могут быть преодолены усилиями отдельных лиц. Интерес к народному искусству, развившийся за последнее время у нас и заграницей, заставляет, однако, думать, что ближайшие годы дадут науке о народном искусстве специальные методы, приведут в порядок огромные материалы и тем самым приоткроют туманные области народного творчества.
Естественно, что в настоящем очерке, в силу указанных выше причин, может быть сделана только попытка решения некоторых вопросов, или, вернее, только поставлены вехи по пути их решения. Фактический материал очерка далеко не полон и требует еще многократных детальных обследований. Технические приемы. Валяние узорных кошм, войлочная инкрустация, аппликация, вышивка, плетение циновок, ткачество, резьба по камню, дереву и кости и, наконец, ювелирное дело, — вот те виды художественной деятельности, на которые казахи направили свой творческий импульс. Первые шесть исполняются исключительно женщинами, остальные мужчинами.
Какие из указанных способов орнаментации наиболее древни, решить сейчас трудно. Очень возможно, что к ним нужно отнести в первую очередь инкрустацию, происхождение которой, вероятно, восходит еще ко времени употребления мехов, как главного материала для одежды и жилища, затем аппликацию и резьбу1 и, наконец, на самое последнее место должны быть поставлены вышивка и ткачество. Вваливание узора. Самым простым и наименее кропотливым способом орнаментации у казахов нужно считать вываливание узора при изготовлении кошм. Оно производится следующим образом. Овечья шерсть раскладывается на какой-либо подстилке, и несколько женщин, сидя вокруг, взбивают ее ударами прутьев или палочек (сабау), что заменяет собой расчесывание. После этого шерсть раскладывается ровным слоем на циновке из чия, смачивается горячей водой, скатывается вместе с циновкой в цилиндрический сверток, и затем двое при помощи веревок, обвязанных вокруг него, тянут сверток по степи, а остальные толкают его ногами. Если желают нанести узор, то полуготовый войлок снова растилают на земле, и по нему выкладывается из окрашенной шерсти нужный рисунок. Войлок поливается горячей водой, свертывается и снова совершается такая же процедура. Для окончательного скатывания войлок свертывается без циновки и валяние производится уже кистью и предплечьем руки с неоднократным смачиванием. Время, потребное для изготовления такого войлока (текемет) средних размеров (2×2 м) при работе 4-х или 5-ти женщин едва ли превышает 3-4 часа.
Во время поездки истекшего года, у казахов Актюбинской губернии нам удалось видеть подобные узоры только розового, кирпично-красного и естественно черного или коричневого цветов, но СМ. Дудин1, работавший среди турецких народностей очень продолжительное время, указывает еще на применение серовато-синего, серо-зеленого, оранжевого и желтого.
Аппликация. Другой способ украшения кошм — аппликация. Узор вырезается из материи, для чего иногда предварительно делается бумажный трафарет. И основной узор, и фоновой рисунок, получившийся в результате вырезывания первого из квадратного или треугольного куска или, наконец, полосы материи — оба как самостоятельные орнаментальные мотивы — нашиваются на кошму или на материю другого цвета. Для этой цели «по краю узора прокладывается два шнурка, состоящие каждый из двух скрученных нитей. Редкими, перпендикулярными направлению контура, стежками они прихватываются вместе с материей к войлоку. Что касается больших кошм, служащих для покрытия пола, завешивания стен кибитки с внутренней стороны, а часто и двери, то не только стиль, но и орнаментальные фигуры в обеих рассмотренных техниках тождественны. Преобладает мотив крестовины с волютами и иногда ромб с крючками. На мелких войлочных работах, т. е. на футлярах сундуков и сумах, аппликация иного вида. Здесь, наряду с предыдущим мотивом, очень часто можно встретить образования растительного характера. Аппликация больших кошм обычно из кумача или далембы красного и синего цветов, на мелких же употребляется сукно, бархат и шелк, тональность которых гораздо более разнообразна. Инкрустация из кошм. Сшивание узорных кошм из кусков разного цвета, так наз. «сырмак» (сырмак;) или «сырдамал» видеть не удалось, как не пришлось видеть и самых предметов, изготовленных подооным образом.
Вышивка. В посещенном районе вышивки распространены очень слабо. Их изредка можно видеть на мужских головных платках, футлярах сундуков и на подолах женских рубах; способ исполнения -тамбурный шов. Вообще же в пределах Казахстана вышивка цветными нитками очень распространена и встречается на самых разнообразных предметах одежды, домашнего обихода, попонах, покрывалах и проч. Главные технические приемы — тамбурный шов, гладь и нашивание радом двух плетеных (каждый из 2-х нитей) шнурков, которые и образуют нужный узор. Этот прием дает впечатление настолько близкое к впечатлению, получаемому от тамбура, что оба очень легко могут быть смешаны друг с другом. С.М.Дудин упоминает еще о способе вышивания крестиком и считает его заимствованием от русских, что вполне вероятно. Мотивы вышивок частью носят тот же характер, что и узоры на кошмах, с той лишь разницей, что здесь они в большинстве случаев разрастаются, пускают новые отростки и, благодаря этому, приобретают большее сходство с растительной орнаментикой, частью же тождественны с узбекским и киргизским, что явно выдает их происхождение. Пожалуй, к вышивке же можно отнести простегивание кошм продольными стежками, образующими довольно однообразные узоры спирального и меандрового типа, хотя подобная техника дает скорее рельефное изменение плоскости, чем использует ее для графических целей, так как часто нитка того же тона, как и фон. Местами применения этой техники служат войлочные футляры для сундуков, наружная сторона кошемной двери и сумы для хранения и перевозки домашней утвари.
Плетение циновок. Циновки из чия, облегающие собой кереге с наружной стороны, а также внутреннюю сторону дверной завесы, изготовляются из стеблей этого растения, засохшего на корню. Стебель чия, каждый в отдельности, обматывается волокнами, окрашенной в разные цвета непряденой шерсти (редко шелком) таким образом, чтобы в результате их соединения при помощи шнурков получить цельное полотнище с цветным узором. Довольно однообразный орнаментальный сюжет этих циновок, по большей части, сводится к фигурам квадратов и ромбов с крючками. Как на особенность стиля можно указать на угловатость или геометричность форм рисунка.
Тканье. Предметы узорного тканья собственной работы, если считать и наиоолее примитивные его виды, распространены повсеместно, однако далеко не все женщины занимаются подобной работой. Обыкновенно на аул приходится лишь одна-две мастерицы, а часто не оказывается и совсем. Можно указать на три типа узорного тканья, находящего себе применение в изготовлении широких полос, служащих для стягивания кереге баскур (басқұр) и для укрепления кошм, покрывающих купол кибитки — туурлык — бау узук-бау и пр. Все они натягиваются внутри кибитки, узором внутрь, что придает ей очень живописный и парадный вид.
Ткацкий станок очень прост. Его краткое описание необходимо для характеристики различных видов техники, применяемой казахами. Основа состоит из бесконечной, туго натянутой ленты, лежащей при тканье горизонтально. В ее передний конец продернута палка, притянутая веревкой к вбитым в землю колышкам, задний же конец просто задевается за вертикально вбитый кол. Чтобы основа не путалась, лежала горизонтально и сохраняла свою постоянную ширину, ее нити отдельными пучками прихватываются шнурком к палочке серу агаш (серу агаш). За ней, ближе к передней части, нити основы разделяются бердом (адаргы) так, что нечетные нити идут поверх него, четные под низ. Далее эти последние поднимаются вверх, проходя между нечетными нитями, и в таком положении удерживаются петлями нитченки кузеу агаш (кузеу агаш), которая висит на шнурке, прикрепленном, обычно, к упругому деревянному треножнику мое агаш (мой! агаш). Таким образом, получается первый зев; он изображен на рисунке.
Второй зев образуется следующим образом. Резким движением ударяют бердом в петли нитченки и поворачивают его вокруг горизонтальной оси на 90°. При таком положении берда нечетные нити, проходя между петлями нитченки, оказываются выше четных и, следовательно, образуют второй зев. Чтобы удержать их в таком положении, в образовавшийся зев вставляется деревянный нож клыш (кылыш) или второе переднее бердо.
Простейший способ тканья состоит в том, что цветные, не крученые нити, продергиваются между теми нитями основы, которые в данный момент находятся наверху. Это достигается с помощью плоской палочки, на которую поочередно нанизывают нити основы так, что одна идет поверх нее, следующая же под низ. В этот вновь образовавшийся — назовем его — малый зев и продевается, просто рукой, цветная нить. Обычно она не занимает всей ширины основы, так как рисунок требует нитей другого цвета. Таким образом, нить утка, составляющего узор, не цельная, но из нескольких отрезков разного цвета. Когда ряд выложен, в большой зев продергивается одноцветная нить бесконечногоуткаизев меняется. Затемударами клышуплотняют поперечные нити и далее продолжается то же самое.
В рассмотренном способе узор образовался из цветных нитей утка, при следующем как раз наоборот — узор создают цветные нити основы. В этом случае четные нити, проходящие через петли нитченки, одного цвета; нити же нечетные, образующие нижнюю сторону зева, другого цвета. Для получения узора, ткачиха, с помощью той же палочки, что и в первом случае, отделяет в верхней части зева нужное число нитей, в образовавшийся малый зев пропускает уток, меняет главный зев и прибивает при помощи клыш. Теперь наверху находятся нити другого цвета, и здесь поступают также. Третий способ дает стриженый узор коврового характера. Нити основы здесь, одного, обычно кремового цвета. Узор создается цветными узелками, укрепляемыми на нитях верхней части зева. Каждый узелок охватывает две нити основы. Когда ряд пройден, концы узелков обрезаются, что создает ворс. После этого в большой зев продергивается уток, меняют зев, прибивают при помощи клыш и снова повторяют то же самое.
Тканье узких тесем производится с помощью прибора из 4-х дощечек. К сожалению, его не пришлось встретить в посещенном нами районе, не удалось видеть также и способа сшивания, о котором упоминает Куфтин.