Казахстан и Европейский Союз. Сотрудничество с Европейским Союзом является одним из приоритетных направлений во внешней политике Республики Казахстан. Перспектива и необходимость развития этих отношений для Казахстана определяются международной ролью Европейского Союза в современном мире. Вместе с тем ЕС является важным торгово-экономическим партнером Казахстана и крупным инвестором казахстанской экономики. Определенный интерес для Казахстана вызывает также богатый опыт законодательно-правового и научно-технического развития западноевропейских государств.
Хроника отношений Казахстана и Европейского Союза выделяет несколько этапов двустороннего сотрудничества. Начальный этап (1992–1995 гг.) характеризуется как период установления официальных политических контактов, формирования договорно-правовой и институциональной базы межгосударственных отношений сторон. К значимым событиям и важным моментам двустороннего взаимодействия этого времени относится ряд подписанных соглашений и обмен делегациями уполномоченных представителей РК и Европейский Союз. Закономерным следствием сотрудничества РК и ЕС в указанный период явилось подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 23 января 1995 г. в Брюсселе во время очередного заседания Совета министров иностранных дел ЕС. Со стороны Казахстана документ подписал Президент РК Н. Назарбаев, со стороны ЕС – Председатель Совета ЕС А. Жюппе.
Следует отметить, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве явилось основным двусторонним документом, направленным на развитие политических, экономических и культурных связей между Казахстаном и Европейский Союз. СПС создал основу для конструктивного политического диалога, сформировал открытый торговый и инвестиционный режим между его сторонами, а также предусматривает сотрудничество по 27 направлениям: от транспорта – до образования и от энергетики – до борьбы с незаконной деятельностью.
Последующие годы (1996–2000 гг.) ознаменовались углублением и активизацией взаимоотношений, развиваемых на основе ранее достигнутых договоренностей. Основной акцент в данный период приобрело сотрудничество в нефтегазовой и энергетической сферах, взаимодействие в сфере транспорта и коммуникаций, укрепляются взаимная торговля, инвестиционная деятельность.
В это же время получили свое практическое развитие инициативы по созданию двусторонних структур сотрудничества. Так, 29 апреля 1996 г. постановлением Правительства РК был создан совместный Комитет сотрудничества «Казахстан – Европейский Союз». Необходимо отметить, что в последующие годы данный комитет стал важным политическим звеном в развитии и поддержании конструктивного партнерства Казахстана и ЕС. В этой связи были созданы другие совместные институциональные органы на высоком уровне, такие, как Совет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества. В мае 1997 г. состоялся визит в Казахстан делегации ЕС по вопросам юстиции и внутренних дел. В целях сближения, модификации и гармонизации законодательства ЕС и Казахстана с европейской стороны было озвучено предложение о создании в республике консультативного центра по стратегическим и юридическим вопросам. В этом же году вступил в силу подписанный тремя годами ранее базисный договор по Европейской энергетической хартии. Для Казахстана этот документ имел принципиальное значение: прежде всего, он гарантировал недопущение дискриминации на рынке энергоносителей и способствовал интеграции в мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных торгово-экономических интересов.
17-18 июня 1998 г. в Астане с рабочим визитом побывала делегация Европейской комиссии с целью обсуждения политических и организационных аспектов реализации программы «ТАСИС» в Казахстане. Помимо формирования национальных индикативных программ и программ содействий, ЕС разрабатывал для стран-партнеров межгосударственные и региональные программы, такие, как программа «ИНОГЕЙТ» (содействие прикаспийским государствам в привлечении инвестиционных ресурсов для восстановления существующей сети и разработки новых маршрутов трубопровода); программа «ТРАСЕКА» (инвестиционные проекты и проекты техпомощи на развитие транспортного коридора между Европой и Центральной Азией); программа «ЕВРОКАСТОМС» (таможенное сотрудничество) и программа «ЕВРОСТАТ» (сотрудничество в области статистики).
Значимым событием рассматриваемого периода явилось вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (1 июля 1999 г.), что завершило официальное политическое оформление отношений между обеими сторонами.
Новыми направлениями взаимовыгодного сотрудничества стали: развитие партнерских связей с предприятиями Европейского космического агентства по созданию и запуску совместного спутника, а также реализация других совместных проектов в сфере высоких технологий. Первым шагом в этом отношении стал успешный запуск в марте 2000 г. макета космического спутника «Кластер-2» с помощью российской ракеты-носителя с космодрома «Байконыр».
В пользу расширения сотрудничества в данной области свидетельствует возможное присоединение Казахстана к реализации проекта спутниковой навигационной системы «Галилео» и подключение РК к Европейской рамочной программе повышения конкурентоспособности и развития инноваций. Успешно развивается межпарламентский диалог с участием депутатов Парламента РК и Парламента ЕС. 23 мая 2000 г. Казахстан посетила группа депутатов Европейского Парламента во главе с первым заместителем председателя делегации Европарламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией И. Кукиадисом. Члены делегации обсудили вопросы сотрудничества сторон с руководством Парламента и Правительства РК, приняли участие в работе первого заседания Комитета парламентского сотрудничества «Казахстан – Европейский Союз».
На сегодняшний день проведено 8 заседаний данного Комитета, в рамках которого идет продуктивный взаимообмен парламентариев информацией и мнениями по широкому кругу вопросов двустороннего взаимодействия в политической, экономической и социальной областях. Существенное внимание приобретают программы в рамках технического содействия ЕС в области экологии и здравоохранения. В частности, Казахстану предоставлялась финансовая и техническая помощь на решение проблем бассейна Аральского моря, ликвидацию последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Значительный импульс развитию и созданию благоприятных условий для дальнейшего укрепления двустороннего взаимодействия Казахстана и ЕС придали официальные визиты Президента РК Н. Назарбаева в структуры ЕС в Брюсселе в июне 2000 г. и в ноябре 2002 г. , в ходе которых состоялись встреча Главы Казахстана с Президентом Европейской Комиссии Р. Проди и Генеральным секретарем Совета ЕС – Верховным представителем ЕС по вопросам общей внешней политики и политики в области безопасности ( ОВППБ) Х. Соланой.
По итогам данных визитов было подписано Соглашение между РК и ЕС о внесении изменений в Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Экономическим Сообществом (ЕЭС) по торговле текстильными изделиями, а также парафировано Соглашение между Правительством РК и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области управляемого ядерного синтеза.
С 2002 г. отношения Казахстана и Европейского Союза выходят на новый уровень сотрудничества. Это время оценивается как период активной реализации принципиальных положений СПС, сопровождаемый все более возрастающим интересом со стороны ЕС к сотрудничеству с государствами Центральной Азии. Большое значение приобрели новые сферы взаимодействия, обусловленные мировыми событиями последних лет. Совместными усилиями осуществляется разработка ряда проектов по содействию Казахстану в решении комплекса вопросов внутреннего развития страны.
Так, в феврале 2002 г. в Астане прошли переговоры руководителя Отдела по Кавказу и Центральной Азии Генерального директората по внешним связям Европейской Комиссии К. Виттебруда с Правительством РК. В своих выступлениях К. Виттебруд подчеркнул, что ЕС рассматривает Казахстан как важного экономического партнера и готов продолжить развитие взаимовыгодного сотрудничества.
В рамках переговоров была достигнута договоренность по вопросам избежания двойного налогообложения, ввоза иностранной рабочей силы и соблюдения заключенных ранее контрактов. Наряду с этим были обсуждены вопросы экологии и регионального сотрудничества, укрепления пограничных и таможенных служб, а также процесс вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию.
Важное место в отношениях Республики Казахстан и Евросоюза занимает инвестиционное сотрудничество. Доля инвестиций стран Европейского Союза в проекты на территории республики за 2002 г. составила 40% от общего объема привлеченных в Республику Казахстан прямых иностранных инвестиций. Основной формой привлечения европейского капитала явилась передача крупных промышленных предприятий в управление зарубежным фирмам, а также создание совместных и дочерних предприятий.
Согласно статистическим данным, на январь 2003 г. на территории РК было зарегистрировано 1355 предприятий с участием иностранного капитала из стран Европы. По количеству действующих предприятий, созданных с участием европейских стран, в Республике Казахстан преобладают: Бельгия, Велико британия, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды и Франция. Следует отметить, что особенностью европейских капиталовложений в страну является их концентрация в сырьевом секторе экономики.
Динамично развивается сотрудничество в нефтегазовой и энергетической сферах. Рассматривая структуру экспорта минеральных продуктов Казахстана, необходимо подчеркнуть, что Европейский Союз приобретает значительную часть от общего объема экспортируемых минеральных ресурсов. Энергетическая политика стран ЕС заключается как в использовании действующих нефтепроводов, по которым углеводороды доставляются на перерабатывающие предприятия Европы, так и в активном участии в процессе добычи на шельфах Каспийского моря.
Участие в нефтяной и газовой добыче Каспийско-Центральноазиатского региона принимают компании Shell (Голландия), TotalFinaElf и Schlumberger (Франция), ENI и Agip (Италия), British Petroleum и Lasmo (Великобритания), REPSOL (Испания), Wintershall (Германия) и Statoil (Норвегия).
Наряду с этим взаимодействие РК и ЕС в нефтяном секторе осуществляется путем диалога сторон в рамках проектов «Баку – Тбилиси – Джейхан» и «Одесса – Броды – Полоцк».
Во время официального визита в Республику Казахстан 15–16 марта 2004 г. Комиссар по внешним связям Европейской Комиссии К. Паттен отметил, что сотрудничество в области энергетических ресурсов является стратегическим направлением политики ЕС в Центральноазиатском регионе. В этой связи в ноябре 2004 г. благодаря так называемой «Бакинской инициативе» начался диалог между ЕС, причерноморскими и прикаспийскими государствами с целью углубления партнерства в энергетической сфере.*
С 2006 г. сотрудничество РК и ЕС в области энергетики значительно укрепилось. В целях активизации совместных энергетических проектов в мае 2006 г. Казахстан с официальным визитом посетил член Европейской Комиссии, ответственный за вопросы энергетики, А. Пиебалгса. В декабре этого же года между Казахстаном и ЕС был подписан Меморандум по сотрудничеству в области энергетики. Данный документ предусматривает две «дорожные карты» по сотрудничеству в области укрепления энергетической безопасности и промышленности, реализация которых включает регулярный обмен информацией по энергетическим вопросам, взаимовыгодной транспортировке энергоресурсов и развитию экологически чистых технологий.
Одним из перспективных направлений в укреплении энергетического диалога РК и ЕС является развитие сотрудничества в области атомной энергетики и связанной с ней урановой промышленности. Результатом взаимодействия сторон в данной области явилось подписание 5 декабря 2006 г. Соглашения между РК и ЕС об использовании ядерной энергии в мирных целях. Указанный документ предполагает усовершенствование сотрудничества в области ядерной безопасности и ядерного синтеза путем обеспечения устойчивой структуры развития торговли ядерными материалами между двумя сторонами. Другой важной сферой взаимодействия, получившей в этот период качественное развитие, является сотрудничество в области торговли текстильной продукцией. В этой связи еще в апреле 2004 г. в Брюсселе постоянный представитель РК при Европейских Сообществах К. Жигалов и постоянный представитель председательствующей в ЕС Ирландии А. Андерсон подписали казахстанско-европейское межправительственное соглашение о торговле текстильной продукцией, в соответствии с которым Казахстан получил возможность экспортировать в страны ЕС свыше 150 наименований текстильных изделий. Экспорт казахстанского текстиля в страны ЕС (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия) в 2004 г. составил 8,4 млн. долл. США, импорт (Великобритания, Германия, Италия, Франция, Нидерланды) – 29,6 млн. долл. [35].
В целом за время сотрудничества РК и ЕС структура товарооборота не претерпевает значительных изменений, металлы, углеводородное сырье и минеральные продукты занимают основное место в экспорте казахстанских предприятий. В структуре импорта Казахстана преобладают электротехническое оборудование, средства наземного, воздушного и водного транспорта, их комплектующие части, продукция химической и металлургической промышленности. Учитывая вступление в ЕС с 1 мая 2004 г. десяти новых стран-членов, а также – с 1 января 2007 г. – Болгарии и Румынии, между РК и ЕС подписан Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, адаптирующий действие Соглашения к условиям расширенного Европейского Союза. Отметим, что за счет расширения Европейского Союза (ЕС-25) в мае 2004 г. объем товарооборота Казахстана со странами ЕС на 2005 г. заметно увеличился и составил 15,3 млрд. долл. США, в том числе экспорт – 11 млрд. долл., импорт – 4,3 млрд. долл.
В 2006 г. рост товарооборота продолжился и составил 22,7 млрд. долл., в том числе экспорт – 16,53 млрд. долл., импорт – 6,26 млрд. долл. Доля стран Европейского Союза в товарообороте составила 36,3% от общего объема внешней торговли РК.
В 2007 г. объем взаимной торговли сторон увеличился до 27,5 млрд. долл. (экспорт – 19,5 млрд. долл., импорт – 8,0 млрд. долл.). В прошедшем 2008 г. объем торговли РК и ЕС составил 34,1 млрд. долл. (экспорт – 26,9 млрд. долл., импорт – 7,1 млрд. долл.).
За первый квартал 2009 г. объем взаимной торговли Казахстана с ЕС составляет 4,7 млрд. долл., в том числе экспорт – 3,3 млрд. долл., импорт – 1,4 млрд. долл. Таким образом, за годы сотрудничества страны ЕС инвестировали в экономику Казахстана более 73,4 млрд. долл. США. Основными инвесторами являются: Нидерланды, Германия, Италия, Франция и Великобритания.
С 2006 г. во взаимоотношениях Казахстана и Европейского Союза наблюдается интенсификация политической составляющей. В октябре 2006 г. состоялся первый официальный визит Министра иностранных дел Казахстана К. Токаева в структуры Европейского Союза в Брюсселе. По итогам встреч с Генеральным секретарем Совета ЕС – Верховным представителем ЕС по вопросам ОВППБ Х. Соланой и Комиссаром ЕС по внешним связям и европейской политике соседства Б. Ферреро-Вальднер было озвучено предложение о повышении уровня сотрудничества с Казахстаном посредством подключения республики к европейской политике соседства и проведения регулярных консультаций в формате «тройка ЕС – Казахстан» на министерском уровне. Данная тема получила свое дальнейшее развитие во время официального визита в Казахстан 18–20 октября 2006 г. Комиссара ЕС по внешним связям и европейской политике соседства Б. Ферреро-Вальднер. Комиссар ЕС встретилась с Президентом РК Н. Назарбаевым, Министром иностранных дел Казахстана К. Токаевым, спикером верхней палаты Парламента РК Н. Абыкаевым.
В ходе встреч сторонами обсуждался широкий круг вопросов взаимоотношений РК и ЕС, в том числе вопросы: диверсификации поставок энергоресурсов в страны ЕС; энергетической безопасности в регионе; взаимодействия в рамках космической навигационной программы «Галилео»; расширения политического и торгово-экономического сотрудничества. Значимым моментом сотрудничества Казахстана и ЕС на современном этапе стал визит Президента РК Н. Назарбаева в Брюссель 4–6 декабря 2006 г. Президент РК посетил штаб-квартиру Европейской Комиссии и встретился с Председателем Европейской Комиссии Ж. Баррозу.
По итогам прошедших переговоров был подписан Меморандум о взаимопонимании в области энергетики. Президент Н. Назарбаев также провел переговоры с Генеральным секретарем Совета ЕС – Верховным представителем ЕС по вопросам ОВППБ Х. Соланой. Состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов казахстанско-европейского политического сотрудничества.
Принимая во внимание, что срок действующего между Казахстаном и ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 2009 г. истекает, стороны согласились с необходимостью выведения отношений Казахстана и Европейского Союза на уровень стратегического партнерства.
Немаловажным моментом политического сотрудничества является участие руководства РК и ЕС во встречах в формате «Тройка ЕС и страны Центральной Азии». В ходе встречи, состоявшейся в Астане в марте 2007 г., обсуждался проект новой Стратегии ЕС для Центральной Азии на 2007–2013 гг., которая была принята 22 июня 2007 г. на саммите ЕС под названием «Европейский Союз и Центральная Азия: стратегия нового партнерства». На встрече было подчеркнуто стремление ЕС повышать уровень своего присутствия в Центральноазиатском регионе через содействие в политическом и экономическом развитии стран Центральной Азии.
Таким образом, за прошедшие 18 лет взаимовыгодного сотрудничества Республика Казахстан и Европейский Союз достигли положительных результатов почти во всех сферах взаимодействия. Казахстан позитивно оценивает перспективы дальнейшего сотрудничества и рассчитывает на углубление диалога с Европейским Союзом.
В свою очередь, со стороны Европейского Союза высоко оценено значение инициативы Президента РК Н. Назарбаева по разработке специальной программы «Путь в Европу» в контексте казахстанско-европейских отношений, в том числе подготовки Республики Казахстан к предстоящему председательству в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 г.