Казахстан и Китай. Важное место во внешнеполитической стратегии Казахстана занимает развитие и углубление отношений с Китаем – как в двустороннем, так и в многостороннем формате. В силу глубоких исторических связей, географической близости и общих интересов в сфере безопасности и экономического сотрудничества политические взаимоотношения РК и КНР были определены казахстанским руководством как приоритетные.
После провозглашения независимости Казахстана обе страны были заинтересованы в строительстве стабильных и добро-соседских отношений на новом уровне. В итоге уже 3 января 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой. Последовавший за этим официальный визит Президента РК Н. Назарбаева в КНР в октябре 1993 г. положил начало регулярным встречам между двумя странами на высшем уровне.
Одна из первых договорно-правовых баз, определяющих принципы взаимоотношений двух государств – Совместная Декларация об основах дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой – была подписана в ходе встречи Н. Назарбаева с Цзянь Цзэминем в 1993 г. в Пекине. На основе подписанного документа стороны незамедлительно взялись за решение проблемных вопросов, оставшихся в наследство от советско-китайских отношений.
В ходе последующих нескольких лет активно обсуждалась одна из деликатных тем двусторонних отношений – относительно прохождения линии государственной границы. В результате подписания в рамках «Шанхайской пятерки» нескольких соглашений (в 1996 г. – в Шанхае, в 1997 г. – в Москве и в 1998 г. – в Алматы) были в основном урегулированы проблемы по пограничным вопросам, и на сегодняшний день завершены делимитация и демаркация всех участков казахстанско-китайской границы. Примечательно, что Казахстан одним из первых среди стран Центральной Азии решил столь принципиальный вопрос двусторонних отношений.
Взаимную заинтересованность в приверженности двух стран принципам взаимовыгодного сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга и стабильном развитии двусторонних отношений демонстрирует тот факт, что позиции РК и КНР по ряду двусторонних и международных вопросов совпадают. В частности, благодаря настойчивым действиям казахстанских дипломатов по ядерным вопросам и позиции нашей республики в качестве безъядерной державы, в феврале 1995 г. Китай предоставил Казахстану гарантии о неприменении ядерного оружия.
Пекин неизменно считает сохранение спокойствия и порядка на границах страны и ее внутреннюю стабильность весьма важными направлениями развития сотрудничества с Казахстаном. Также в ходе двусторонних переговоров стороны договорились о совместном использовании и охране водных ресурсов трансграничных рек — Или и Иртыша.
С принятием главами двух государств во время первого визита Председателя КНР Цзянь Цзэминя в 1996 г. в Казахстан Совместной Декларации казахстанско-китайские взаимоотношения вышли на новый уровень стратегического партнерства. Цзянь Цзэминь подчеркнул, что дружба и взаимовыгодное сотрудничество между Казахстаном и Китаем не только отвечают коренным интересам народов обеих стран, но и благоприятствуют миру, стабильности и развитию в Азии и во всем мире.
Одним из ключевых моментов взаимоотношений двух стран стало принятие в ходе официального визита Н. Назарбаева в 1999 г. в КНР «Совместной декларации между РК и КНР о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества в XXI веке». Также немаловажную роль в позитивном развитии казахстанско-китайских взаимоотношений сыграла общность позиций двух стран по проблемам безопасности, что нашло свое отражение в рамках деятельности ШОС.
По мере неуклонного укрепления политических связей также непрерывно развивается двустороннее торгово-экономическое сотрудничество. На современном этапе Китай стал одним из наиболее перспективных торгово-экономических партнеров Казахстана. Экономические взаимоотношения двух стран развиваются чрезвычайно быстрыми темпами. К примеру, если в начале 1992 г. товарооборот между Казахстаном и КНР составлял 368 млн. долл., то в 1997 г. он уже превысил 500 млн. долл. К 1998 г. этот показатель достиг 1 млрд., в 2007 г. — около 13,8 млрд. долл. США. Сегодня во внешней торговле Казахстана Китай занимает второе место, уступая только России.
РК и КНР в двустороннем и многостороннем форматах осуществляют реализацию ряда стратегических проектов по нескольким направлениям. В их числе: энергетика, коммуникации, транспорт и сельское хозяйство. Одновременно Астана и Пекин прилагают усилия в направлении осуществления значимых проектов в несырьевых отраслях, постепенно повышая долю продукции с высокой добавленной стоимостью и высокими технологиями в двусторонней торговле. Важным направлением экономических взаимоотношений двух стран является энергетическая сфера. Беспрецедентно растущая экономика Китая испытывает острую необходимость в углеводородном сырье. В связи с этим интенсификация внеш-неэнергетических связей со странами — поставщиками сырья становится для Поднебесной весьма важной. В этом плане Казахстан — как один из крупнейших экспортеров минеральных ресурсов — представляет для Китая особую значимость.
Наиболее динамичными темпами развивается нефтегазовая отрасль торгово-экономического сотрудничества РК и КНР. Активное участие китайских компаний в нефтегазовой сфере Казахстана началось с приобретения в 1997 г. Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) 60% акций казахстанского предприятия «Актобемунайгаз».
В 2003 г. на основе межправительственных соглашений в области нефти и газа, подписанных между РК и КНР в 1997 г., казахстанс-ко-китайские предприятия начали реализацию одного из крупных проектов по строительству нефтепровода Казахстан — Китай.
На данный момент уже построена первая очередь нефтепровода Атырау — Кенкияк, также в 2005 г. был завершен и функционирует магистральный нефтепровод Атасу — Алашанькоу, по которому в 2008 г. в Китай было экспортировано около 6 млн. т нефти. Завершение строительства трубопроводов Кенкияк — Кумколь, Кумколь — Атасу соединит построенные ранее нефтепроводы Атырау — Кенкияк и Атасу — Алашанькоу, что позволит объединить магистральные нефтепроводы Казахстана в единую систему и интегрировать ее с нефтепроводными системами Китая. Реализацию проекта осуществляют: с казахстанской стороны — АО НК «КазМунайГаз», с китайской — CNPC. С завершением реализации проекта, к концу 2009 г., данный нефтепровод будет играть важную роль в диверсификации маршрутов транспортировки казахстанских энергоресурсов на мировые рынки.
На протяжении всей истории казахстанско-китайского экономического взаимодействия, с ростом товарооборота и непрерывным увеличением объемов и интенсивности передвижения грузов, значение транспортной составляющей непрерывно возрастает. Казахстан и КНР имеют огромные, неиспользуемые пока возможности для дальнейшего сотрудничества в области транзитных перевозок.
В связи с этим казахстанским правительством принимаются активные меры по расширению транзитного потенциала нашей республики. Казахстан является активным участником программ ЭСКАТО ООН, СПЕКА и ТРАСЕКА. В целях интенсификации транзитных перевозок Казахстаном был инициирован проект «Западная Европа — Западный Китай».
В этой связи в начале 2008 г. между РК и КНР было достигнуто соглашение об открытии 4 грузовых автодорог: Урумчи — КПП «Хоргос» — Караганда (Казахстан); Урумчи — КПП «Зимунай» — Караганда; Урумчи — КПП «Бакэту» — Караганда и Урумчи — КПП «Алашанькоу» — Караганда. Также было решено открыть 3 пассажирские автотрассы: Урумчи — КПП «Зимунай» — Караганда; Урумчи — КПП «Бакэту» — Караганда и Урумчи — КПП «Алашанькоу» — Караганда.
В целом на современном этапе казахстанско-китайские отношения можно охарактеризовать как последовательные и динамично развивающиеся. Главы двух стран регулярно проводят встречи на высших уровнях, позиции наших государств в процессе обсуждения многих международных и региональных проблем характеризуются как схожие.
Необходимо подчеркнуть, что новое «четвертое поколение» китайских руководителей во главе с тандемом Ху Цзиньтао — Вэнь Цзябао, пришедшее к власти осенью 2002 г., показало преемственность политики КНР по отношению к Казахстану. Ху Цзиньтао продемонстрировал приверженность политики Китая к установленному курсу всего спектра двусторонних партнерских отношений между РК и КНР.
В свою очередь, в 2004 г. Н. Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана подчеркнул, что Пекин является одним из главных политических и экономических партнеров Астаны, продолжительное укрепление связей с Китаем служит четким и важным курсом внешней политики Казахстана, а развитие отношений добрососедства и дружбы между Пекином и Астаной является приоритетным направлением во внешних связях Казахстана.
В августе 2007 г., к 15-летию установления дипломатических отношений между РК и КНР, Председатель Ху Цзиньтао по приглашению Президента Н. Назарбаева посетил Астану с официальным визитом. В ходе визита состоялись встречи с высшим руководством Казахстана. По итогам переговоров было принято Совместное коммюнике.
Помимо официальных визитов глав государств, регулярно осуществляются контакты на уровне премьер-министров и глав ведомств в рамках двусторонних и многосторонних встреч. 31 октября 2008 г., в ходе визита в Казахстан Премьера Госсовета Вэнь Цзябао, были подписаны важные соглашения. В их числе: соглашение по реализации проектов долгосрочного сотрудничества в области атомной энергетики — между АО «Казатомпром» и Китайской государственной корпорацией ядерной промышленности; в сфере природного газа и газопровода — между АО НК «КазМунайГаз» и CNPC; в сфере транспорта и коммуникаций — между АО «Национальная компания “ Қазақстан темір жолы”» («НК “КТЖ”») и Министерством железных дорог КНР.
Двусторонние соглашения, подписанные в области атомной энергетики, открывают для казахстанской стороны новые воз-можности, позволяющие перейти от экспорта сырья к участию в совместном строительстве атомных станций. Пекин, в свою очередь, получает прямой доступ к источникам сырья для раз-вития своей атомной энергетики.
Взаимодействие Казахстана и Китая не ограничивается двусторонним форматом, наши страны поддерживают хорошую координацию и согласование в рамках международных организаций: ООН, ШОС, СВМДА. Китайская сторона придает большое значение и оказывает всестороннюю поддержку инициированной Главой Казахстана СВМДА и принимает активное участие во всех заседаниях, проходящих в рамках данной организации.
Таким образом, стержнем взаимоотношений между РК и КНР выступает развитие многостороннего и долгосрочного сотрудничества. Сегодня, наряду с успешными политическими и социально-экономическими отношениями, плодотворно развиваются и культурные связи. В сфере безопасности между Казахстаном и Китаем сохраняются широкий консенсус и взаимодействие, обе страны внесли значительный вклад в поддержание мира и стабильности.