Для Казахстана сотрудничество с Китаем является важнейшим и долгосрочным элементом внешнеполитического обеспечения независимости и национальной безопасности, поддержания региональной стабильности. Оно также расширяет возможности для развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан, для выхода на рынки других азиатских стран. Поэтому для казахстанской внешней политики китайское направление остается в числе приоритетных.
Необходимость политического сотрудничества между Казахстаном и Китаем продиктована, прежде всего, с целью сохранения стабильности в регионе. По мнению Пекина, ситуация в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая находится в прямой зависимости от ситуации в центральноазиатских республиках. В то же время наличие очагов нестабильности на границе с Китаем является важным вопросом двусторонних взаимоотношений. Проблема этнического сепаратизма и религиозного экстремизма на протяжении последних нескольких лет является обязательной темой казахстанско-китайских встреч на высшем уровне. А в тексты двусторонних документов неизменно входит договоренность сторон выступать против всякого рода национального сепаратизма, не допуская на своей территории направленную против другой стороны сепаратистскую деятельность любых организаций и сил.
Дальнейшее развитие эта тема получила в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На Шанхайском саммите в июне 2001 года странами-участницами была принята Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая предусматривает создание совместного антитеррористического центра в Бишкеке.
Интересы Китая и Казахстана по многим параметрам совпадают. Ключевыми аспектами рассмотрения обоюдовыгодного сотрудничества являются топливно-энергетические проекты и проекты, связанные с использованием гидроресурсов.
По объему торговли с Китаем Казахстан занимает второе, после России, место среди стран СНГ. Экономическое сотрудничество между Россией и Китаем растет и ширится с каждым годом — в 2004 году объем товарооборота между Россией и Китаем составил свыше 21 млрд долларов
США.
Необходимо отметить и принципиальное совпадение позиций Казахстана и Китая по ситуации в Афганистане. Еще на Шанхайском саммите Президент Н. Назарбаев подчеркивал необходимость решения этого вопроса при ключевой роли Организации Объединенных Наций. О необходимости большего вовлечения ООН в поиск путей выхода из афганского кризиса, в том числе и на послевоенном этапе, говорил и лидер Китая в том же Шанхае на саммите АТЭС в 2001 году. Особый интерес Пекин испытывает к казахстанской нефти. Это обусловлено экономическим ростом Китая, который по многим параметрам сопряжен с растущей потребностью в энергоносителях (в первую очередь, нефти). Экономические связи Китая и Казахстана претерпевают качественные изменения: в последние годы акцент смещается с развития торговли, в том числе приграничной, на инвестиции в нефтегазовый сектор Казахстана. Интерес Пекина к казахстанской нефти подтверждают и экспертные заключения Мирового Банка, по определению которых Китайская Народная Республика, как и в целом бурно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион, в XXI веке столкнется с растущими запросами по части нефти и газа.
Уже сегодня можно с уверенностью говорить, что Китай выходит на ведущие позиции в процессе наступления на нефтяные и газовые месторождения в Центральной Азии и в регионе Каспийского моря. Так, возросшая потребность в энергоносителях, проявившаяся в процессе высокого экономического роста, вынуждает Пекин активизировать свою деятельность во всех наиболее выгодных направлениях, в том числе и центральноазиатском.
Становится очевидным, что Пекин разработал и приступил к реализации широкомасштабной программы по получению доступа к зарубежным месторождениям нефти и газа, расположенным в Центральной Азии (и не только в ней). В 1997 году Китайская национальная нефтяная компания приобрела 60% акций АО «Актюбинскнефть». В более отдаленной перспективе рассматривается вопрос о строительстве нефтепровода из Казахстана в Китай.
Казахстан является одним из основных экспортеров нефти в Китай. Если в 1997 году Казахстан экспортировал в КНР 93,4 тыс. тонн нефти, то на ноябрь 2000 года импорт казахстанской нефти составил 684,4 тыс. тонн. В то же время, по данным китайского Государственного информационного центра, потребление нефти в Китае в 2005 году увеличится на 6,7% до 320 млн тонн, а импорт нефти Поднебесной в этом году может составить 150 млн тонн против 91,1 млн тонн в 2003 году.
Но и сегодня Пекин активно участвует во всех энергетических проектах, которые могут быть выгодны Китаю. Так, например, в сентябре
2004 года началось строительство нефтепровода Атасу — Алашанькоу. Нужно отметить, что трасса данного нефтепровода проходит по трем областям РК: Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Алматинской, далее она уходит на территорию КНР через приграничную зону «Достык» до Алашанькоу.
Завершение работ по линейной части намечено на 16 декабря 2005 года. К концу декабря 2005 года запланировано начало заполнения трубопровода нефтью, и с мая 2006 года планируется начать транспортировку нефти в КНР.
Растущий интерес Китая к Казахстану заметен по количеству китайских компаний, функционирующих на территории республики. Так, по данным официальной статистики, в Казахстане работают 20 крупных китайских компаний, 61 совместное предприятие, 615 с участием иностранных капиталов [24]. В то же время Пекин осознает, что успешность реализации торгово-экономических и энергетических проектов напрямую связана со стабильной ситуацией как внутри стран — партнеров Китая, так и в регионе в целом.
Вследствие чего КНР не может оставаться сторонним наблюдателем процессов, которые происходят по другую сторону его гигантской по протяженности границы. Пекин осознает, что все негативные явления, происходящие сегодня за пределами Китая, завтра могут перейти границу и тогда бороться с ними будет намного сложнее, чем сейчас. Поэтому вполне вероятно, что в краткосрочной перспективе Китай активизирует свою внешнеполитическую деятельность по отношению к центральноазиатским республикам.
Сейчас становится очевидным, что Китай уже в ближайшем будущем составит серьезную конкуренцию США, России, Ирану и другим странам в борьбе за энергоресурсы Центральноазиатского региона.