Вхождение Казахстана в мировое сообщество ОБСЕ не является одномоментным актом или процессом, хотя на его основе лежат конкретные действия и международные, межгосударственные документы, именуемые соглашением, конвенцией, коммюнике и т.д. Это как бы формальная сторона. Все самые важные соглашения и конвенции могут «оживиться» лишь реальной инициативной деятельностью государств, государственных деятелей и государственных институтов. Казахстан с первого дня своей государственности начал строить новые отношения на международном уровне на основе мирного сосуществования и многостороннего сотрудничества во имя равноправия, благополучного развития, процветания, уважения суверенитета и территориальной целостности. Первым значительным событием на международной арене был отказ от ядерного оружия и закрытие Семипалатинского ядерного полигона по инициативе Президента РК Нурсултана Назарбаева. Это был беспрецедентный шаг. Решение лидера молодого государства извещало миру о грядущем новом поколении человечества, о его совершенно новом мышлении. Это событие помогло и обществу сбросить с себя бремя тяжелого груза прошлого, основанного на противостоянии между государствами. Таким образом ННазарбаев выдвинул идею мира без конфронтации, диалога между Западом и Востоком, что естественно не могло не вызвать позитивную реакцию мирового сообщества. Президент Казахстана также предложил необходимость разработки мер доверия между государствами, континентами. В 1992 году, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, ННазарбаев выдвинул проект Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), который, состоявшись в 2002 году в Алматы, сталь весьма эффективным международным институтом, оказывающим серьезное влияние на обеспечение мира и стабильности в крупнейшем азиатском регионе. Мирные инициативы Президента Казахстана находили широкую поддержку в интеграционных процессах СНГ, ШОС и ОДКБ. Во внешнеполитической деятельности главы Государства безусловный приоритет отводится взаимоотношениям и сотрудничеству с соседними государствами — Россией, Китаем, центральноазиатскими странами.
На принципах партнерства и выгодного сотрудничества укрепляются связи между Казахстаном и США. Особое значение придается расширению и углублению сотрудничества со странами Европейского Союза. Стремление к активному сотрудничеству с мировым сообществом прежде всего необходимо нам, Казахстану. Признание другими государствами и мировым сообществом нашей страны не происходит само по себе. Это требует кропотливой, компетентной профессиональной работы, чем должен обладать прежде всего Глава государства, а также все представители и сотрудники государственных органов.
Мы сегодня можем с твердой уверенностью говорить, что Казахстан в мире узнаваем позитивно, и мы имеем имидж демократического, перспективного государства. И в этом огромная заслуга прежде всего Президента страны Нурсултана Назарбаева. Следует подчеркнуть, что вхождение Казахстана в ОБСЕ также было не простым. Пришлось преодолеть сложившийся определенный стереотип. Многие европейские страны, их представители к сожалению продолжают пребывать в ауре прежних представлений о бывшем Советском Союзе. Конечно, естественно есть и могут быть последствия предыдущего политического режима. Но это уже другой мир, совершенно иное, молодое, новое общество. Западные демократии обязаны учитывать эти новые процессы. В течение прошедшего десятилетия Казахстан сумел продемонстрировать новые интересные инициативы во имя укрепления мира, активного экономического сотрудничества. В стране проведены качественные реформы в экономической и политической системах. Многие страны, международные организации смогли убедиться в верности и перспективности казахстанского курса и его инициатив. Казахстан стал надежным партнером стран, входящих в ОБСЕ, да и всего мирового сообщества.
Председательствование Казахстана в 2010 году знаменует собой важную веху в истории развития самой организации — реализацию принципа реального равноправия всех государств-участников ОБСЕ от Ванкувера до Владивостока. Иными словами можно констатировать, что с Председательством Казахстана начинается новый период в диалоге Восток и Запад. В статье «Судьба и перспективы ОБСЕ» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил ряд ключевых проблем, с которыми столкнулось ОБСЕ в современных геополитических реалиях. Среди них можно было бы выделить следующие аспекты:
1. Уязвимость национальных государств перед лицом экстремизма и международного терроризма.
2. Ослабление режима Договора о нераспространении ядерного оружия и расширение круга так называемых «пороговых государств».
3. Изменение военно-политического баланса в регионе ОБСЕ, наличие «замороженных конфликтов».
4. Глобальный финансово-экономический кризис и необходимость создания нового, более справедливого и предсказуемого мирового порядка.
5. Возникновение ситуации неравенства государств в решении проблем, которые одинаково важны для всех.
Если рассматривать организацию с точки зрения геополитических интересов, которых придерживаются государства-участники, то обнаруживается фрагментирован-ность трех пространств ОБСЕ: Северной Америки, Европы и Азии. При этом становится очевидным недостаточная встроенность евразийского пространства в процесс развития потенциала организации. Иными словами, диалог между Востоком и Западом в рамках организации не отвечает в полной мере складывающейся ситуации и требует выхода на новый уровень взаимодействия.
То, с какой скоростью страны азиатского региона выходят из кризиса, наглядно демонстрирует, что центры мирового экономического роста перемещаются в Азию, а за ними вслед начинают перемещаться и акценты мировой политической повестки дня. Не исключением в этом процессе является и Евразийское пространство, входящее в ОБСЕ. Целый ряд внешнеполитических инициатив, реализованных на азиатской территории региона ОБСЕ, свидетельствуют об этом.
Важную роль эффективного медиатора в этом процессе взаимодействия между Востоком и Западом берет на себя Казахстан, который, будучи в текущем году председателем ОБСЕ, одновременно является одним из активных сторонников и инициаторов развития новых институтов безопасности и сотрудничества на Евразийском континенте. Все три измерения безопасности, которые лежат в основе деятельности ОБСЕ, оказались на острие политической повестки дня современного мира. Концентрированным выражением этого узла проблем по всем трем измерениям безопасности становится Афганистан. Страна, которая непосредственно примыкает к границам региона ОБСЕ, и уже на протяжении нескольких десятков лет является источником международной напряженности* Большая часть государств, входящих в ОБСЕ, оказывают военную или экономическую помощь Афганистану. Однако эта деятельность государств-участников могла бы быть скоординирована в рамках самой организации, а на уровне ОБСЕ в свою очередь скоординирована с другими региональными организациями. Глава государства, выражая позицию Казахстана, подчеркивает в своей статье, что военного решения афганской проблемы нет. Приоритет экономических и гуманитарных проектов, направленных на стабилизацию ситуации в Афганистане, является очевидным для нас. Важным условием действенности такого понимания является решение Казахстана выделить 50 млн. долларов США на обучение одной тысячи афганских граждан в учебных заведениях Казахстана.
Обобщая опыт взаимодействия по вопросам Афганистана, следует сказать, что нищета и бедность, на почве которых развивается наркоторговля, уголовная преступность и терроризм — вот риски и вызовы, которые стоят перед человечеством, его безопасностью. Эти угрозы требуют постоянного внимания к себе со стороны лидеров всех государств и реализации совместных международных усилий по поиску эффективных и взаимоприемлемых решений. К сожалению мир не делает выводов из ошибок прошлого. Обратимся к истории. Ни одна самая сильная армия самых сильных империй не смогла торжествовать свою победу над афганцами со времен Британской империи. Главное — нет доверия со стороны афганского народа ко всем иностранцам. Они относятся с подозрением ко всем иностранцам. Поэтому необходимо восстанавливать доверие афганского народа ко всем нашим благим, мирным намерениям. Казахстан должен работать на принципах доверия о чем говорил Президент.
Политический реализм свидетельствует, что без надлежащего удовлетворения базовых материальных потребностей людей невозможно говорить о наличии условий для устойчивого развития политической культуры, в рамках которой реализуются основные права и свободы человека. Нынешний финансово-экономический кризис лишь подтверждает исторический опыт, когда в ситуации снижения материального уровня жизни населения той или иной страны начинает деградировать ее политическая культура. В условиях глобального финансово-экономического кризиса, который ведет к сокращению среднего класса и увеличению числа бедных, «вторая корзина» ОБСЕ, ее экономическая составляющая становится актуальной как никогда. Однако в рамках ОБСЕ кризисная и антикризисная проблематика не обсуждалась. Создается впечатление, что к периодически возникающим экономическим кризисам государства-участники ОБСЕ привыкли настолько, что перестали их воспринимать как долгосрочный фактор коллективной угрозы безопасности.
Концепция безопасности ОБСЕ устанавливает взаимосвязь между поддержанием мира и уважением прав человека и основных свобод, то, что составляет «третью корзину» — человеческое измерение безопасности. Для мира стало вполне очевидным, что пренебрежение правами и свободами человека становится одной из причин экстремизма, региональной нестабильности и конфликтов. В статье о судьбе ОБСЕ Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает следующие проблемные моменты:
1. Актуализация на всем пространстве ОБСЕ проблем межнациональных и межрелигиозных отношений.
2. Обострение проблемы трудовой миграции и интеграции национальных диаспор в общество страны пребывания.
3. Конфликт между устоявшимися в Европе системами ценностей и культурой быстро растущих национальных диаспор.
Примечательно, что все указанные проблемы представляют собой новый уровень восприятия прав и свобод человека. В поисках работы и лучшей жизни сотни тысяч людей устремляются в страны, в которых уровень жизни и оплаты труда выше. Но этот переток людских ресурсов ведет не только к возрастанию конкурентного давления на местные рынки труда, он привносит в страну пребывания иной, совершенно отличный образ жизни, традиции и культуру. Все прекрасно понимают, что Конвенция ООН о правах человека имеет статус международного юридического документа, однако фактическая реализация прав человека возможна исключительно в рамках национальной территориальной юрисдикции. Поэтому коллективные интересы государств заключаются в том, чтобы каждая из них в первую очередь имела возможности и ресурсы реализовывать права и свободы собственных граждан. Национальный эгоизм здесь очевиден. Чем лучше становятся условия для проживания в развивающихся странах, тем меньше оказывается миграционное давление на развитые страны.
Многовековой евроцентризм, позиционировавший западный мир в качестве центра мирового капитала, а заодно и всей человеческой цивилизации, обернулся для Европы и Северной Америки мощным внешним миграционным давлением, начало которому в свое время положила колониальная политика. Движение от колоний к метрополиям касалась не только богатств, но и человеческих ресурсов, которые до недавнего времени успешно ассимилировались в лоне западной цивилизации.
Двигаясь к свободе и демократии, «нельзя игнорировать образ жизни, традиции, культуру, этническую историю разных регионов мира. В противном случае это может привести к фундаментальному кризису, в основе которого будет социальное, культурное, религиозное неприятие западной модели развития. Но столь же справедливым будет утверждение о том, что ценности западной цивилизации, безусловно, должны уважаться как другими регионами мира, так и этническими диаспорами внутри западных обществ». Разделяя общие цели свободы и демократии, мы должны допускать, что цивилизационные пути их достижения могут быть различными. Если демократия — это не просто форма государственного управления, а в большей степени образ жизни, то в этом случае продвижение демократии, демократизация в функционировании социальных институтов, это достаточно длительный процесс, связанный, прежде всего, с тем, насколько успешно будет происходить адаптация демократических ценностей к культурным и религиозным традициям местных сообществ. Однако XXI век проходит под знаком столкновения образов жизни. Экспансия демократии через вытеснение традиционных способов жизнедеятельности приводит к культурному и религиозному сопротивлению между Востоком и Западом, Югом и Севером. Причем это сопротивление оказывается не только на периферии развитого мира, но и на собственной территории исконных демократий. Парадокс XXI века заключается в том, что не внешний мир, а саму демократию необходимо сделать более безопасной для мира. Президент Казахстана в своем обращении к ОБСЕ подчеркнул, что Казахстан на период своего председательства в ОБСЕ в качестве девиза выбрал четыре «Т», которые выделяют главные цели — «траст» — доверие, «транспаренси» — прозрачность, открытость, «традишин» — традиции, «толеранс» — толерантность. Для судеб национальных демократий эти понятия становятся ключевыму, поскольку они отражают наличие в мире глобального тренда по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, на основе которого только и возможно дальнейшее развитие демократии.