Казахстан и ООН. Основная цель ООН заключается в продвижении мирного и устойчивого развития в глобальном масштабе. Казахстан после обретения независимости также определил мирное развитие и расширение добрососедских отношений в качестве ключевого принципа собственной внешней политики. Схожесть целей и задач Казахстана как молодого государства начинающего делать первые шаги на международной арене, 2 марта 1992 г. позволила Республике Казахстан стать полноправным членом ООН. Данное знаменательное событие в истории дипломатии и внешней политики страны произошло на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В результате принятия резолюции 46/224 Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН. Осенью 1992 г. , на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, казахстанская делегация впервые приняла участие в форуме ООН в качестве полноправного члена. На этой сессии Президент Казахстана Н. Назарбаев выступил с речью, в которой были обозначены ключевые принципы и направления внешней политики РК, а также планы республики по вступлению на международную арену в качестве независимого и суверенного игрока. Данное выступление можно по праву назвать историческим событием казахстанской внешней политики. В нем Глава государства подчеркнул готовность Казахстана разделять с другими членами международного сообщества ответственность за достижение целей развития, укрепление режима нераспространения оружия массового поражения, соблюдения прав человека, выработку эффективных мер противодействия современным вызовам и угрозам стабильности и безопасности. Следует отметить, что в ходе данного выступления международному сообществу была представлена одна из первых казахстанских инициатив, которая касалась создания специального форума – Совещания по мерам доверия и взаимодействию в Азии. Таким образом, Казахстан начал активную деятельность на мировой арене – в качестве актора, способного влиять на формирование на азиатском континенте принципиально новой системы коллективной безопасности, основанной на диалоге и взаимопонимании в решении актуальных международных проблем. Позиция Казахстана, а также конкретные шаги правительства, направленные на ядерное разоружение, вызывали уважение международного сообщества. В частности, на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН главы государств в своих выступлениях приветствовали присоединение Казахстана к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) и Договору о нераспространении ядерного оружия.
Продолжением инициатив Казахстана по ядерному разоружению явилось подписание в октябре 1996 г. Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Все это повысило авторитет Казахстана как молодого государства, придерживающегося принципов стабильности и мирного развития. В рамках деятельности в ООН большое внимание Казахстан уделяет сотрудничеству в сфере обеспечения региональной безопасности и организации миротворческих операций. Так, в декабре 1995 г., наряду с Кыргызстаном и Узбекистаном, Казахстан подписал Соглашение о создании в Центральной Азии совместного миротворческого батальона под эгидой ООН. В 1996 г. Казахстан присоединился к системе резервных соглашений ООН для возможного участия в операциях по поддержанию мира.
Свидетельством активной деятельности РК в миротворческой деятельности явилось создание в 2003 г. Казахстанского миротворческого батальона (Казбат), подразделения которого принимали активное участие в разминировании территорий в Ираке в составе стабилизационных сил с 2003 по 2008 г. Также в 2003 г. Казахстан подписал с ООН меморандум о взаимопонимании – относительно вкладов в систему подготовительных мероприятий ООН, и выразил готовность предоставить для миротворческих операций персонал, бронетехнику и транспорт миротворческого батальона «Казбат», а также высказал заинтересованность в более тесном участии в системе закупок ООН для операций по поддержанию мира. В итоге Казахстан заслужил признание в ООН как государство, имеющее взвешенный и конструктивный подход к решению актуальных международных проблем. Особое значение во внешней политике Казахстана придается сотрудничеству с международным сообществом в развитии транспортных систем Центральноазиатского региона, а также альтернативных путей выхода к мировым рынкам сбыта продукции. В этой связи в 1999 г. на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Казахстан инициировал принятие резолюции по вопросам транзита в Центральной Азии, соавторами которой стали 19 государств – членов ООН. В августе 2003 г. Казахстан стал инициатором проведения первой Международной министерской конференции ООН, посвященной проблемам развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Результатом проведения данной конференции явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции по алматинской программе действий по сотрудничеству развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и стран транзита. Алматинская конференция стала первым в истории ООН мероприятием, в ходе которого участники встречи обсудили проблемы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Важным событием в истории взаимодействия Казахстана и ООН явился визит Генерального секретаря ООН К. Аннана в Астану в октябре 2002 г. В ходе своего визита К. Аннан оценил Казахстан как регионального лидера в предотвращении конфликтов. Также генсек ООН отметил, что Казахстан достиг серьезных результатов в переходе от командной к рыночной экономике, смог сохранить стабильность внутри страны, занял смелую позицию в отношении ядерного разоружения.
Немаловажное значение во взаимодействии с ООН Казахстан уделяет сотрудничеству в сфере противодействия нетрадиционным угрозам, имеющим транснациональный характер. Принимая во внимание международный опыт, следует отметить, что на современном этапе нет ни одного государства (вне зависимости от его политической, экономической и военной мощи), способного в одиночку противостоять таким серьезным вызовам современности, как терроризм, религиозный экстремизм, распространение оружия массового уничтожения, нелегальная торговля оружием, наркотрафик и пр.
Это связано прежде всего с тем, что данный круг проблем имеет международный, трансграничный характер и требует поиска адекватных коллективных ответов. В этой связи в январе 2005 г. Казахстан провел выездное заседание Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН в целях консолидации усилий по противодействию угрозе терроризма.
Знаменательным событием в истории сотрудничества Казахстана и ООН явилось избрание РК 2 ноября 2006 г. в один из важнейших органов организации – Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), что явилось признанием конструктивной роли страны в деятельности ООН. В ходе пленарного заседания Генеральной Ассамблеи кандидатура Казахстана получила поддержку 187 из 192 государств – членов ООН, и он стал первым государством региона Центральной Азии, избранным в число 54 государств – членов ЭКОСОС.
Таким образом, начиная с 2007 г. Казахстан представляет в данной структуре интересы Азиатского региона. В мае 2006 г. в Алматы прошла 63-я сессия Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). В работе сессии приняли участие свыше 500 делегатов, включая глав правительств и министров из стран – членов ЭСКАТО, представителей специализированных агентств и фондов системы ООН, межправительственных и неправительственных организаций. Они обсудили вопросы реформы ЭСКАТО, регулирования процессов глобализации и ликвидации бедности, а также поделились мнениями о дальнейшем развитии сотрудничества в области транспорта, торговли, энергетики, информационно-коммуникационных технологий, окружающей среды. По итогам встречи участники специальной комиссии приняли Алматинскую декларацию, посвященную 60-летию Комиссии, а также девять резолюций, направленных на углубление сотрудничества в регионе.
Оценивая результаты данной встречи, министр иностранных дел РК М. Тажин отметил, что активное участие делегатов в обсуждении проекта Алматинской декларации свидетельствует о наличии коллективной политической воли и решимости государств развивать региональное сотрудничество ради улучшения жизни миллионов граждан региона, живущих в бедности. Позиция Казахстана в ООН формируется на основе учета интересов Казахстана по всему комплексу вопросов, рассматриваемых Организацией Объединенных Наций. Особое внимание уделяется укреплению сотрудничества с ООН в сферах экономики, экологии, социального развития, прогрессивного развития международного права, соблюдения прав человека, борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом.
Таким образом, за годы активного взаимодействия с Организацией Объединенных Наций Казахстан наработал огромный потенциал в сотрудничестве с такими ведущими структурными подразделениями организации, как Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН ( ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев ( УВКБ), Женский фонд ООН (ЮНИФЕМ), Международная организация труда ( МОТ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и другими учреждениями в рамках привлечения в Казахстан экспертного, технического и финансового содействия ООН. Внешнеполитическая позиция Казахстана заключается в выступлении за многополярный мир в качестве оптимальной формы обеспечения международной стабильности и баланса сил. Данная позиция отражается в стратегическом курсе Казахстана на проведение многовекторной внешней политики. В этой связи в настоящее время Астана выступает за исполнение Организацией Объединенных Наций функций ключевого инструмента коллективного регулирования международных отношений и формирования многополярного мироустройства на основе устава ООН, а также норм международного права. В вопросах реформирования ООН Казахстан выступает за необходимость адаптации институтов системы организации к современным геополитическим и экономическим реалиям, рациональных преобразований для учета мнений всех государств в решении основных международных проблем.
Участие Казахстана в работе международных организаций является одним из важнейших приоритетов внешней политики страны. В этой связи интегрирование Казахстана в систему ООН явилось важным шагом на пути реализации внешнеполитических задач молодого государства. В частности, членство Казахстана в ООН способствовало укреплению суверенитета и независимости страны, предоставило благоприятные международные условия для реализации дальнейших преобразований и осуществления модернизации в социально-политической, экономической, гуманитарной и других сферах общественной жизни.