Казахстан и Россия, в силу многочисленных экономических, политических, этнических, языковых, демографических, конфессиональных и географических причин, являются чрезвычайно «взаимоувязанными» государствами. Не последнюю роль в этом играет и наличие наиболее протяженной непрерывной сухопутной границы в мире. Огромное значение для развития добрососедских отношений имеет то, что более одного миллиона этнических казахов проживают в России и более четырех миллионов этнических русских — в Казахстане. Именно поэтому Казахстан и Россия не могут не быть заинтересованными в политическом, торгово-экономическом, культурно-гуманитарном и военно-техническом сотрудничестве. Правовой платформой казахстанско-российских отношений является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный между Республикой Казахстан и Российской Федерацией 25 мая 1992 г.
В Договоре зафиксировано, что Казахстан и Россия, опираясь на исторически сложившиеся прочные связи двух государств, строят свои дружественные отношения на принципах взаимного уважения государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости существующих границ. Принципиальное значение имеют положения Договора о мирном урегулировании споров и неприменении силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправии и невмешательстве во внутренние дела, соблюдении прав человека и основных свобод, добросовестном выполнении обязательств. Логичным элементом развития двусторонних документов в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах стало подписание 6 июля 1998 г. Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированной в XXI столетие. Активизация казахстанско-российских отношений произошла после избрания президентом РФ В. Путина. Уже 28 июня 2000 г. по инициативе В. Путина была принята новая Концепция внешней политики Российской Федерации, особое внимание в которой было уделено развитию добрососедских отношений и стратегического партнерства с государствами – участниками СНГ. Высокая динамика казахстанско-российских отношений была продолжена следующим президентом России Д. Медведевым, который 22–23 мая 2008 г. свой первый официальный зарубежный визит совершил в Казахстан. Во время этого визита было подписано Совместное заявление глав двух государств, а также заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в области исследования космического пространства и по проекту «ГЛОНАСС». 5–6 июля 2008 г. президент РФ Д. Медведев совершил свой второй визит в Казахстан, приняв участие в торжествах, посвященных 10-летнему юбилею казахстанской столицы – г. Астаны. 22 сентября 2008 г. состоялся очередной визит Д. Медведева в Казахстан – он принял участие в Пятом форуме руководите-лей приграничных регионов РК и РФ, посвященном «Развитию приграничного межрегионального сотрудничества в области высоких технологий».
В рамках Форума состоялись переговоры на высшем уровне, в ходе которых были обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества в топливно-энергетической, транспортной, культурно-гуманитарной сферах, а также проблемы обеспечения национальной безопасности, противодействия современным угрозам и вызовам. 19–21 декабря 2008 г. состоялся четвертый визит Д. Медведева в Казахстан. В п. Бурабай состоялся неформальный саммит глав государств – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Туркменистана. Во время этой встречи были проработаны прорывные проекты по повышению эффективности сот рудниче ства региональных организаций – ЕврАзЭС и ОДКБ, утвержденные на саммитах этих организаций 4 февраля 2009 г. в г. Москве. В международной практике такая интенсивность контактов на высшем уровне, отражающая высокую интенсивность двусторонних отношений, является событием весьма неординарным. Президент РК Н. Назарбаев, характеризуя во время выступления 5 апреля 2005 г. в Государственной Думе Федерального Собрания РФ состояние двусторонних отношений, заявил: «Вопреки известной формуле о вечных друзьях и вечных интересах, Казахстан и Россия – страны, которым суждено быть вечными друзьями самой историей». Эту точку зрения разделяет президент РФ Д. Медведев, отметивший 27 февраля 2009 г. при вручении верительных грамот Послом РК в РФ, что «Россия высоко ценит дружбу с нашим стратегическим союзником Казахстаном, год от года наше партнерство становится все масштабнее, оно пополняется крупными проектами».
Показателем эффективности двустороннего сотрудничества является рост товарооборота Казахстана с Россией, на протяжении ряда лет превышающий товарооборот России со всеми другими государствами региона. В 2008 г. товарооборот между РК и РФ достиг 20 млрд. долл. США (для сравнения: в 2001 г. товарооборот составлял 4,6 млрд.). Темпы прироста товарооборота составляют 30% в год. В общем товарообороте России с государствами СНГ на Казахстан приходится 15%. В свою очередь, удельный вес РФ во внешнеторговом балансе РК составляет 24,7%. В Казахстане действуют более 1600 предприятий с участием российского капитала. Весьма перспективным направлением является приграничное сотрудничество регионов Казахстана и России. Осенью 2009 г. в Оренбурге состоится уже Шестой форум межрегионального сотрудничества, который придаст новый импульс взаимодействию приграничных регионов двух стран. Между Казахстаном и Россией достигнуто соглашение о создании совместного предприятия по переработке карачаганакского газа на Оренбургском газоперерабатывающем заводе. Данное соглашение было ратифицировано Сенатом Парламента РК в январе 2008 г., а в июле 2008 г. соответствующий закон был ратифицирован Государственной Думой Российской Федерации. Прорабатываются вопросы расширения нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (Казахстану принадлежит 19% акций КТК), увеличения пропускной способности нефте провода Атырау – Самара. Казахстан гарантировал дополнительные поставки 17 млн. т нефти в трубопровод Бургас – Александруполис. В связи с этим Казахстан заинтересован в получении доли в проекте данного нефтепровода. Важное значение имеет реализация соглашений об учреждении трех совместных предприятий: по добыче и обогащению урана, а также разработке энергоблоков с атомными реакторными установками малой и средней мощности. В рамках совместных проектов Казахстан активно реализует собственную космическую программу. Сотрудничество Казахстана с Россией позволит нашей стране, располагающей уникальным космодромом « Байконыр», выйти на мировой рынок услуг по запускам космических спутников и создать собственную технологическую базу для их производства. В настоящее время приоритетное внимание уделяется строительству Прикаспийского газопровода и атомной электростанции в г. Актау, интенсификации транзита торговых грузов между Западной Европой и Западным Китаем.
Стратегическое значение имеет сотрудничество Казахстана и России по развитию автомобильных дорог, связывающих Западную Европу и Западный Китай по маршруту: Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Актобе – Алматы – Хоргос – граница КНР. В настоящее время из 27 субъектов Российской Федерации, расположенных по границе с государствами СНГ, 12 граничат с 7 областями Казахстана на протяжении 7591 км. В этой связи несомненное значение представляет организация эффективного противодействия реальным угрозам и вызовам уже на подступах к Казахстану, который, на наш взгляд, является своего рода форпостом Российской Федерации и Европейского Союза на этом направлении. На необходимость активного противодействия терроризму и экстремизму, в том числе в рамках сотрудничества со специальными службами России, других стран ближнего и дальнего зарубежья, указывают непрекращающиеся попытки международных террористических организаций, в частности запрещенной в РК организации «Хизб-ут-Тахрир», создать свои боевые ячейки на территориях Казахстана и России. Спецслужбы Казахстана и России активно сотрудничают в направлении пресечения проникновения наркотиков из Афганистана в Россию и Европу, а также создания антинаркотического пояса вокруг Афганистана. О масштабах наркоугрозы свидетельствует тот факт, что только в 2008 г. правоохранительными структурами Казахстана было изъято 27,9 т наркотиков (в том числе 1693 кг героина).
Серьезную проблему для Казахстана и России представляет нелегальная миграция. После распада СССР в Центральной Азии, как и на всем постсоветском пространстве, усилились миграционные процессы, вызванные резким ухудшением социально-экономического положения во всех новых независимых государствах, усилением этнического и конфессионального отчуждения, а также «прозрачностью» границ. За 15 лет независимого существования постсоветских республик социально-экономическое и политическое развитие в них сложилось по-разному. В результате в региональном миграционном аспекте Россия и Казахстан являются сейчас «принимающими» государствами, а Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан – «отправляющими». В последнее время Казахстан и Россия усилили сотрудничество в целях развития военно-морских сил РК на Каспийском море. В частности, достигнута договоренность о передаче Россией Казахстану военных кораблей, подготовке экипажей, совместном строительстве военной инфраструктуры на Каспии. Демонстрацией заинтересованности двух стран в военном сотрудничестве явились первые казахстанско-российские учения «Взаимодействие-2008», прошедшие с участием министров обороны РК и РФ 3–11 июля 2008 г. в Алматинской области. В сентябре состоялись очередные казахстанско-российские учения в Челябинской области. В соответствии с соглашением, подписанным между министерствами обороны РК и РФ, в 2009–2011 гг. совместные учения будут проходить регулярно. К числу плюсов казахстанско-российских отношений, несомненно, можно отнести юридическое оформление государственной границы общей протяженностью 7591 км. Кстати, Казахстан урегулировал территориально-пограничные вопросы со всеми соседними государствами: с Китаем (1740 км), Узбекистаном (2350 км), Кыргызстаном (1050 км) и Туркменистаном (400 км). Одним из наиболее важных направлений казахстанско-российских отношений является сотрудничество в деле освоения природных ресурсов Каспийского моря. Казахстан первым из прикаспийских стран сумел урегулировать все противоречия с Россией. В первую очередь, был достигнут консенсус в подходе двух государств к вопросу о статусе и разделе дна Каспийского моря. В российско-казахстанском Заявлении, подписанном в январе 1998 г. , было закреплено следующее основополагающее положение: «…достижение консенсуса предстоит найти на условиях справедливого раздела дна Каспия при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды». В настоящее время интенсивные переговоры по определению правового статуса Каспийского моря продолжаются. Позиция Казахстана по этому вопросу – четкая и ясная. Президент Н. Назарбаев, выступая на пресс-конференции в Баку 24 мая 2005 г., отметил, что между Казахстаном, Россией и Азербайджаном существует понимание относительно срединной линии моря и его делимитации. Казахстан заинтересован в том, чтобы Каспийское море было морем дружбы и взаимовыгодного сотрудничества.
Российско-казахстанское сотрудничество развивается не только в двустороннем формате, но и на многосторонней основе – в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, ОЦАС. Наиболее тесно Казахстан и Россия сотрудничают в Евразийском экономическом сообществе, одним из основателей которого является Казахстан. Целью организации является экономическая интеграция, предусматривающая создание зоны свободной торговли и формирование Таможенного союза. В социально-гуманитарной сфере предполагается проведение совместных исследований по приоритетным направлениям науки и технологии, гармонизации национальных систем образования, развития науки и культуры. На саммите глав государств – членов ЕврАзЭС, проходившем в г. Душанбе 6 октября 2007 г., лидеры Беларуси, Казахстана и России подписали документы по формированию единой таможенной территории и Таможенного союза. Предполагается, что в 2010 г. подготовка правовой базы Таможенного союза будет завершена.
Особое значение придается казахстанско-российскому сотрудничеству в рамках Шанхайской организации сотрудничества, образованной в апреле 1996 г. В настоящее время государствами – участниками ШОС являются: Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Казахстанско-российское сотрудничество в рамках ШОС включает в себя широкий спектр взаимодействия в экономической, военно-политической и гуманитарной сферах. Основное внимание сосредоточено на решении проблем обеспечения безопасности, мира, стабильности на пространстве ШОС, повышении роли организации в международных усилиях по нераспространению ядерного оружия, борьбе с терроризмом, транснациональной преступностью.
Перспективным направлением казахстанско-российского сотрудничества в ШОС становится энергетическая сфера. Весьма активно между Казахстаном и Россией развивается и культурно-гуманитарное сотрудничество. Достаточно отметить проведение в 2004–2005 гг. Год а России в Казахстане и Год а Казахстана в России. В 2006 г. в Москве был открыт памятник великому казахскому поэту Абаю. На территории Казахстана действуют восемь филиалов российских вузов, включая МГУ им. М.В. Ломоносова. Таким образом, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, отношения между Казахстаном и Россией по всем основным направлениям – экономике, политике, культурно-гуманитарной сфере – динамично развиваются. Важное значение в этом процессе имеет План совместных действий Казахстана и России на 2009–2010 гг., подписанный Глава ми двух государств. Очередная «сверка часов» по основным вопросам двусторонних отношений состоялась на встрече глав внешнеполитических ведомств РК и РФ 14 марта 2009 г. в г. Москве. На этой встрече сотрудничеству между двумя странами во всех сферах была дана высокая оценка, также было высказано пожелание дальнейшего «…тесного взаимодействия братских народов Казахстана и России» как в сфере двусторонних отношений, так и на международной арене. Главами внешнеполитических ведомств РК и РФ была подчеркнута необходимость углубления сотрудничества на приоритетных направлениях – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, в рамках которых осуществляется работа по укреплению экономической безопасности, противостоянию международному терроризму, наркотрафику, организованной преступности, взаимодействию в сфере преодоления последствий стихийных бедствий. В связи с председательством Казахстана в ОБСЕ в 2010 г. было подчеркнуто, что «Россия будет готова всячески поддерживать» Казахстан в этой важной миссии.