Во внешней политике Казахстана Российской Федерации отводится приоритетное место. Казахстан и Россия придерживаются курса на сохранение общего экономического, оборонного, гуманитарного и информационного пространства и в равной степени заинтересованы в укреплении безопасности, стабильности и процветании друг друга. Подписанный 25 мая 1992 года президентами двух стран Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией открыл первую страницу официальных межгосударственных взаимоотношений и стал правовой базой двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, военной, научно-технической и иных областях. В нем зафиксировано, что Казахстан и Россия, опираясь на исторически сложившиеся прочные связи двух государств, строят свои дружественные отношения как государства-союзники. Они основываются на принципах взаимного уважения государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения обязательств.
Решение сложнейших проблем, вызванных распадом СССР, обусловило исключительно дружественный характер двусторонних отношений, их стабильность и предсказуемость. Эти отношения нацелены на дальнейшее укрепление дружбы и сотрудничества, которые подкрепляются как активными разносторонними связями на всех уровнях, так и постоянными деловыми контактами руководителей двух государств.
Несмотря на дезинтеграцию Советского Союза, Россия по своей политической значимости и влиянию на ход дел в мире остается одной из великих держав. Помимо геополитического положения и наличия ядерного вооружения, такие факторы, как потенциальные возможности и перспективы в области демографии, ресурсного обеспечения, высокого научно-технического потенциала, наличие в ее недрах почти всех видов сырья и ресурсов и ряд других, обеспечивают Российской Федерации статус значимой страны.
Неслучайно в этой связи, что особое место Россия занимает в военно-политической области казахстанской политики, являясь основным фактором и гарантом региональной безопасности. Существенно, что военнополитические составляющие двустороннего сотрудничества выходят на должный конструктивный уровень.
В соответствии с Договором о военном сотрудничестве обе стороны признали, что «в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности, независимости или территориальной целостности одной из сторон, Республика Казахстан и Российская Федерация безотлагательно проводят консультации и предпринимают конкретные действия по оказанию друг другу необходимой помощи, включая военную, в соответствии с международным правом, двусторонним Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года и Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.
Для Казахстана, впрочем, так же как и для других государств постсоветского пространства, Россия была и остается важным центром новой геополитической системы. В свою очередь, подобная же схема выстраивается и в обратном направлении. Республика Казахстан как стратегический союзник России занимает одно из наиболее важных мест во внешнеполитических ориентирах Кремля.
Россия и Казахстан на сегодняшний день далеко не исчерпали своего, все еще весьма значительного, ресурса взаимодействия. По крайней мере, можно обратить внимание на тот немаловажный факт, что в казахстанском информационном пространстве по-прежнему большую роль играет Россия — российское телевидение, пресса и прочие.
Двум государствам удалось с самого начала своего существования «по две разные стороны от государственных границ» начать цивилизованный и конструктивный диалог. Это позволило им в кратчайшие сроки решить несколько чрезвычайно непростых вопросов, в числе которых вопросы о гражданстве, о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории второго, о «рублевой зоне» и прочие.
К одному из острых вопросов относилась также проблема статуса космодрома Байконур, уникальные возможности которого определили спор об условиях по его использованию российскими учеными. Расположенный на территории Казахстана Байконур и сегодня является местом, с которого, как известно, осуществляется около 70% российских космических программ.
В марте 1994 года в ходе первого государственного визита казахстанского лидера в Россию было подписано Соглашение об условиях аренды Байконура. В Соглашении было сказано, что космический комплекс передается в аренду России на 20 лет с продлением срока аренды на последующие 10 лет по взаимному согласию сторон. Что же касается воинских формирований, обслуживающих жизнедеятельность космодрома, то они получили статус российских военных частей, временно расположенных на казахстанской территории. Логика поступательного развития дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества двух крупных соседних государств говорит о том, что более выгодного или удобного для той или иной стороны варианта решения этой сложной проблемы на тот момент попросту не было.
Каспийская проблема — одна из важнейших в двусторонних отношениях. Вопрос статуса Каспия и разграничение зон и прав использования его ресурсов на сегодняшний день волнует многих, поскольку это связано с добычей богатейших залежей углеводородов и в конечном итоге с маршрутами их транспортировки.
С середины 1990-х годов позиция России по данной проблеме, первоначально жесткая, нацеленная на сохранение силы своего влияния на прикаспийские государства, постепенно сменилась на политику более гибкую. Москва перешла к тактике сближения позиций по спорным правовым вопросам с соседними государствами.
В принципе, интересы России и Казахстана по Каспийской проблеме совпадают. Это привело в 2003 году к заключению нового двустороннего Соглашения о проведении модифицированной срединной линии на Каспии. Казавшийся трудноразрешимым спорный момент, касающийся трех месторождений — «Курмангазы», «Хвалынское» и «Центральное», не вызвал особых затруднений в переговорном процессе.
Речь идет не о территориальном размежевании, а об обретении суверенных прав на недропользование. На уровне глав правительств согласован Меморандум, в соответствии с которым Казахстан обретает юрисдикцию над месторождением «Курмангазы». Что касается месторождений «Хвалынское» и «Центральное», гораздо меньших по извлекаемым запасам, то Астана получает обязательное право участвовать в их разработке. Это решение в новых политических условиях будет иметь решающее значение для обеспечения мира и стабильности в регионе.
Немало усилий было приложено дипломатами обеих стран для подготовки еще одного важного документа, который по-новому определил развитие казахстанско-российских отношений. Речь идет о Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированной в XXI столетие, явившейся смелым и абсолютно беспрецедентным в практике международных отношений документом. В нем оба государства подтвердили свою приверженность к Договору о дружбе, сотрудничеству и взаимопомощи, а также заявили, что строят свои отношения на основе широкомасштабного сотрудничества, уважения и независимости, суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. В Декларации, подписанной в июле 1998 года, подчеркивается, что вечная дружба между Казахстаном и Россией является гарантией национальной безопасности, политической стабильности, межнационального согласия и процветания обоих государств.
С вступлением Владимира Путина в должность Президента Российской Федерации удалось изменить внешнюю политику России. Сегодня политика Москвы выглядит зрелой и целенаправленной, что идет на пользу не только ей самой, но и ее взаимодействию со стратегическими партнерами, каковым является и Республика Казахстан.
Активизировался Кремль в деле продвижения интеграционных процессов в рамках СНГ, по конкретным отраслям экономического сотрудничества, в политической области. В частности, большой прогресс достигнут в переговорах Казахстана с Россией по вопросу проведения модифицированной срединной линии на Каспии. Все это способствует возникновению новой структуры, которая по всем параметрам должна стать эффективной и функциональной в реализации интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
23 февраля 2003 года президенты четырех государств — России, Казахстана, Украины и Беларуси — приняли решение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), о подчинении своей торговой деятельности единому наднациональному органу и о синхронизации своих торгово-экономических процессов. С уверенностью можно сказать, что за данной инициативой — большое будущее, и тот факт, что Казахстан вошел в новую структуру, говорит об активной позиции Астаны и о ее лидирующем положении в Центральноазиатском регионе. Объективно данное решение Астаны выводит Казахстан на качественно новый уровень, можно сказать, наделяет новым статусом и является для него, безусловно, позитивным фактором.
Есть факты, позволяющие предположить, что на среднесрочную перспективу именно состояние российско-казахстанских отношений будет во многом определять расклад сил в СНГ, а также перспективы развития различных межгосударственных проектов на этом пространстве.
В целом в казахстанско-российских контактах последние два года отмечены некоторыми важными подвижками, характеризующимися расширением параметров сотрудничества. Официальный визит В. Путина в Астану в первой декаде января 2004 года стал своеобразным апогеем казахстанско-российских отношений за весь истекший период развития отношений. В ходе встречи обе стороны подписали ряд взаимовыгодных соглашений: о продолжении аренды Россией космодрома Байконур до середины текущего столетия; о делимитации 98% границы между двумя странами; об усилении «военно-технического сотрудничества»; а также о двусторонней кооперации в рамках целого ряда международных форумов, в том числе ЕврАзЭС (включая ЕЭП), СНГ (включая ОДКБ СНГ), ШОС и СВМДА.
Во взаимоотношениях России и Казахстана выделяется несколько важных составляющих аспекта: экономический, политический, социальный и культурно-гуманитарный. Особое место в двусторонних отношениях отводится экономическому сотрудничеству, что понятно в связи с тем, что экономики двух стран имеют традиционно сильные связи и схожие проблемы. В октябре 1998 года президенты Казахстана и России подписали Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об экономическом сотрудничестве на 1998—2007 годы с Программой конкретных мероприятий по реализации этого документа. Кроме того, главы двух государств скрепили своими подписями Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об урегулировании взаимных финансовых вопросов, в соответствии с которым были погашены взаимные финансовые обязательства, в том числе и задолженность России по арендной плате за использование комплекса «Байконур» и военно-испытательных полигонов.
Экономические интересы России в Казахстане значимы, если не по степени проникновения в экономику, то по набору отраслей. Казахстан входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России. В 2002 году совместный товарооборот двух стран превысил 4,4 млрд долларов, в 2003 году он составил уже 5 млрд долларов, что на 30% больше, чем в предыдущем году. При этом 70% внешнеторгового оборота дает межрегиональное и приграничное сотрудничество.
Особую роль в развитии и углублении интеграции между Казахстаном и Россией играет межрегиональное и приграничное сотрудничество. С данной целью еще в октябре 1999 года было подписано межправительственное Соглашение и принята среднесрочная Программа приграничного сотрудничества между двумя странами. В ее реализации сегодня участвуют 7 областей Казахстана и 12 субъектов Российской Федерации, а всего с разной степенью эффективности с Казахстаном сотрудничают 72 из 89 российских административно-территориальных единиц.
Эффективно действуют российско-казахстанские предприятия (только в Казахстане их свыше 700). РАО ЕЭС России владеет несколькими угольными разрезами в Казахстане и ведет переговоры с властями страны о создании СП на Экибастузской ГРЭС.
Российский капитал присутствует и в нефтегазовом секторе Казахстана. Летом 2002 года Казахстан и Россия подписали межправительственное Соглашение сроком на 15 лет о транзите казахстанской нефти через территорию России в объеме не менее 17,5 млн тонн в год: не менее 15 млн тонн по нефтепроводу Атырау — Самара и не менее 2,5 млн тонн по системе нефтепроводов Махачкала — Тихорецк — Новороссийск. А транспортировка жидких углеводородов по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) позволит увеличить экспорт казахстанской нефти и конденсата до 35—45 млн тонн в год. Для экспорта казахстанского газа на Запад летом 2002 года образовано предприятие «Казросгаз» [учредители: «Казмунайгаз» (50%), «Газпром» (30%) и «Роснефть» (20%)].
Сегодня по объемам транзита нефти через Россию Казахстан занимает первое место в СНГ, экспортируя практически всю свою нефть. По прогнозам аналитиков, в ближайшие пять лет Казахстан сможет довести объемы вывоза своей нефти в западном направлении через Россию до 45— 47 млн тонн в год. Ее основной поток поставляется на мировой рынок по двум трубопроводам: Узень — Атырау — Самара и КТК.
В период после 11 сентября 2001 года казахстанско-российские отношения продолжали динамично развиваться как в сфере безопасности, так и в других. Взаимодействия двух государств имеют стратегический характер. Оба государства демонстрируют готовность к конструктивному взаимовыгодному сотрудничеству. Традиционно активно развиваются двусторонние связи в области культуры, в сфере образования и научно-технического сотрудничества.
2003 год, как известно, был объявлен Годом Казахстана в Российской Федерации. Это решение стало главным итогом неформальной встречи Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина в Кремле 19 декабря 2002 года. Масштабные мероприятия, запланированные в рамках года, направлены на дальнейшее расширение политических, экономических, научных и культурных связей, поэтому есть хорошие шансы для решения неотложных вопросов двусторонних отношений, касающихся новых элементов в развитии двусторонней торговли и разработки углеводородных месторождений на Каспии. Кроме того, немаловажным станет подготовка и принятие документов, позволяющих более эффективно развивать приграничное сотрудничество между казахстанскими и российскими областями. Окончательно будут разрешены проблемные вопросы и в сфере совместного долгосрочного использования космодрома Байконур.
Из выступления Президента Н. Назарбаева на открытии Года Казахстана в России (февраль,2003)
«…с первых дней независимости мы заявили, что развитие подлинно дружественных и партнерских отношений с Россией имеет для Казахстана приоритетный характер. И за все эти годы наша позиция не претерпела никаких изменений.
На сегодняшний день мы заложили прочные основы качественно новых отношений, основанных на высокой степени политического доверия, взаимном уважении и равноправном партнерстве. Нет такой отрасли экономики, бизнеса и культуры, где не развивались бы наши активные деловые и творческие контакты, не проходил бы обмен материальными и духовными ценностями». Следующий, 2004, год прошел под девизом Года России в Казахстане. В целом Казахстан и Россия последовательно и неуклонно продвигаются по пути интенсификации широкомасштабного партнерства и союзничества, ориентированного в XXI столетие. Произошедшие геополитические изменения в регионе лишь подстегивают эти процессы, служа для них сильным импульсом.