Казахстан и СНГ. Приоритетное значение во внешней политике Казахстана придается сотрудничеству в рамках Содружества Независимых Государств и развитию интеграционных связей с его участниками. С момента подписания Декларации о создании СНГ ( Алматы, 21 декабря 1991 г.) Казахстан активно выступает за укрепление СНГ, всестороннее развитие связей в рамках этого объединения, поддержание и интенсификацию сохранившихся между государствами-участниками торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей. В основе казахстанского подхода к многостороннему сотрудничеству в рамках СНГ лежит концепция разноскоростной интеграции, исходящая из возможности формирования узкой группы стран, связанных узами более тесной кооперации. При этом Казахстан неизменно выступает за то, чтобы деятельность субрегиональных объединений на пространстве Содружества носила открытый характер, а их цели и практическая деятельность лежали в общем русле развития СНГ. Для Содружества характерно выборочное участие государств в тех или иных сферах многостороннего взаимодействия, которое осуществляется таким образом в формате заинтересованных сторон. Решения органов СНГ имеют силу лишь для тех государств, которые участвовали в их принятии. Развитая система уставных органов СНГ включает Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств ( СГП), Межпарламентскую Ассамблею, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны (СМО), Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ) и др. Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ.
В соответствии с утвержденной СГГ СНГ в июне 2000 г. Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств в качестве приоритетного направления выделено экономическое сотрудничество. В 1994 г. странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Однако странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением, поэтому в подписанном в 1999 г. Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов. Необходимо учитывать, что для стран Содружества, участвующих в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономик, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным.
Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения, для каждой страны будет характерна этапность формирования зоны свободной торговли, присущая только ей. Таким образом, процесс экономической интеграции стран СНГ имеет сложный и противоречивый характер. В числе факторов, оказывающих на него непосредственное влияние, можно назвать разный уровень экономического развития государств, нестыковки отдельных политических и экономических интересов государств-участников.
В последнее время на передний план в деятельности СНГ все больше выдвигаются вопросы противодействия новым вызовам и угрозам безопасности, сотрудничества в правоохранительной сфере. Сотрудничество в этом направлении с учетом реального развития событий на сегодняшний день наиболее востребовано. Здесь создана солидная договорно-правовая база взаимодействия. Например, осуществляется программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Достигнута договоренность о реализации в рамках СНГ международной программы совместных мер борьбы с преступностью.
Также созданы новые организационные структуры и механизмы взаимодействия. Это, прежде всего, Антитеррористический центр СНГ, с 2000 г. функционирующий в Москве на базе Федеральной службы безопасности (ФСБ) России с использованием возможностей спецподразделений и объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств СНГ.
Идет наращивание совместных усилий на антинаркотическом направлении. В СНГ одобрена Концепция сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров (2002 г.). В рамках Концепции государствами-участниками реализуются совместные антинаркотические программы. Стремление к взаимодействию в данной сфере очевидно и весьма сильно, поскольку страны СНГ уязвимы перед лицом этой угрозы и, по существу, находятся на переднем рубеже наркотической агрессии.
Активизируется сотрудничество в гуманитарной сфере. В этой области одной из основных задач остается дальнейшее развитие исторически сложившегося общего образовательного, научного и культурного пространства как важного фактора стимулирования интеграционных процессов в других сферах. Вместе с тем в деятельности СНГ существуют недостатки, заметно осложняющие его деятельность и препятствующие развитию Содружества. За годы существования этого объединения было принято более 1600 документов, значительная часть которых так и осталась на бумаге.
В настоящее время в государствах и органах СНГ ведется поиск путей совершенствования деятельности Содружества. По инициативе Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на саммите СНГ, проходившем в Астане в сентябре 2004 г., было внесено предложение о реформировании Содружества Независимых Государств в контексте эскалации международного терроризма. Совету министров иностранных дел было поручено подготовить предложения по совершенствованию и реформированию органов СНГ и внести их на очередное заседание Совета глав государств.
По итогам работы министерств иностранных дел государств Содружества Совет глав государств СНГ в августе 2005 г., в Казани, принял решение по указанному вопросу. В целях выработки дополнительных предложений концептуального характера, касающихся дальнейшего совершенствования взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ, была образована Группа высокого уровня по повышению эффективности Содружества. На саммите глав государств – участников СНГ в Москве, в июле 2006 г., председатель этой организации – Президент РК Н. Назарбаев – отметил позитивную роль Содружества в смягчении последствий распада СССР и предотвращении развития событий по непредсказуемому сценарию. Вместе с тем Глава Казахстана отметил, что СНГ так и не стало эффективным интеграционным механизмом. Более того, на пространстве Содружества усилились дезинтеграционные тенденции. Поэтому Президент РК подчеркнул необходимость выбора прагматичных и наиболее важных направлений и форм взаимовыгодного сотрудничества, затрагивающих интересы всех народов, населяющих государства СНГ. В соответствии с казахстанской программой реформирования Содружества основные усилия государства – участники СНГ должны сосредоточить на тех направлениях, где можно добиться межгосударственного консенсуса и которые объективно не входят в компетенцию других региональных объединений или реализуются в них не в полной мере. В частности, Н. Назарбаев предложил пять важнейших направлений реформирования Содружества: а) совершенствование миграционной политики; б) укрепление контактов в сфере транспорта; в) активизацию сотрудничества в области образования и науки; г) совместное противостояние современным вызовам и угрозам; д) решение гуманитарных проблем.
Уж е в 2007 г. идеи Президента РК Н. Назарбаева были реализованы. Так, была принята казахстанская формула работы СНГ «Один год – одна тематика». В 2007 г. такой темой в СНГ была миграционная политика. В рамках этой темы Главой Казахстана было предложено создать Межгосударственный совет данных по спросу и предложению на рынке труда государств СНГ. Саммит глав государств – участников СНГ, состоявшийся в феврале 2008 г. в Москве, сосредоточил внимание на проблемах гуманитарного сотрудничества – образовательного, научного, информационного, культурного, молодежного, а также спорта и туризма. Однако главным приоритетом дальнейшего развития Содружества по-прежнему является углубление экономической кооперации между государствами-участниками. В середине ноября 2008 г. в Кишиневе прошел саммит глав правительств СНГ, который утвердил план основных мероприятий по реализации стратегии экономического развития СНГ до 2020 г. В рамках процесса разноскоростной интеграции, в декабре 2008 г., на неформальном саммите СНГ, прошедшем в РК (Боровое), были достигнуты договоренности о юридическом оформлении Таможенного союза Казахстана России и Беларуси. Что касается взаимодействия в области внешней политики, все государства – участники СНГ поддержали инициативу Республики Казахстан по председательствованию в ОБСЕ в 2010 г. Положительное решение по заявке РК расценивается как общее достижение – Казахстан рассматривался как единый кандидат от стран Содружества. Впервые пост Председателя ОБСЕ займет государство СНГ, к тому же географически тяготеющее к азиатскому региону. Выступая на саммите СНГ в Москве в феврале 2008 г., Президент Казахстана выразил коллегам признательность «…за твердую и последовательную позицию в вопросе поддержки кандидатуры Казахстана на пост Председателя ОБСЕ». Таким образом, дальнейшая активизация деятельности в рамках различных институтов и структур СНГ в целом отвечает интересам Республики Казахстан.