Казахстан и страны Среднего и Ближнего Востока. На современном этапе страны Среднего и Ближнего Востока обладают мощным политическим, деловым и интеллектуальным потенциалом. В международной системе энергобаланса страны этого региона занимают особое место, что позволило им создать крупнейшие финансово-экономические центры, оказывающие на геополитическую расстановку сил в современном мире значительное влияние.
С момента обретения независимости Казахстан стремился установить со странами Среднего и Ближнего Востока дружественные отношения, демонстрируя намерения к самому тесному взаимодействию. Казахстан видит в них перспективных партнеров в экономическом, политическом и культурном плане, так как между РК и государствами данных регионов сформировались все необходимые предпосылки и условия для взаимопонимания и сотрудничества. Процесс установления дипломатических отношений между Республикой Казахстан и странами Среднего и Ближнего Востока охватил временной отрезок 1992–1999 гг. Одним из первых государств, официально оформивших взаимоотношения с РК в марте 1992 г., была Турецкая Республика. Последовавшие вслед за этим официальные визиты Президента Т. Озала в Казахстан в 1993 г. и Президента Н. Назарбаева в Турцию в 1994 г. расширили рамки экономических связей и политического сотрудничества.
Подписание Астаной и Анкарой пакета важных межгосударственных соглашений способствовало поступательному развитию как дипломатических контактов между двумя странами, так и торгово-экономических отношений, в том числе и в рамках саммитов тюркоязычных государств.
Динамично развивающиеся двусторонние отношения Казахстана и Турции нашли свое отражение в совместных действиях по реализации проекта Баку – Тбилиси – Джейхан. Данный трубопровод обеспечивает доставку каспийских углеводородов на мировые рынки, поэтому Астана и Анкара придают ему особое значение. Новый импульс взаимоотношения между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой получили после заявления лидеров государств о развитии стратегического партнерства Астаны и Анкары. Данная инициатива была озвучена во время официального визита Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в Турецкую Республику в мае 2003 г. и получила подтверждение в ходе двусторонних встреч Н. Назарбаева и вновь избранного президента Турции А. Сезера на саммите НАТО в г. Стамбуле в июне 2004 г..
Таким образом, стабильный характер взаимоотношений двух государств является ярким примером успешного двустороннего взаимодействия, где вопросам укрепления двусторонних взаимовыгодных контактов уделяется повышенное внимание, Казахстан и Турция намерены продолжать сотрудничество в международных и региональных организациях и в дальнейшем.
Важнейшим партнером Республики Казахстан – в силу своего геополитического положения и экономического потенциала – является Исламская Республика Иран (ИРИ), официальные отношения с которой были установлены в январе 1992 г. Основы долгосрочных взаимоотношений между РК и ИРИ были заложены в ходе визита Президента Казахстана Н. Назарбаева в Тегеран в ноябре 1992 г. и ответного визита Президента Ирана А. Хашеми Раф-санджани в октябре 1993 г. Впоследствии приоритетные направления двустороннего сотрудничества были определены во время официальных визитов Президента РК Н.А. Назарбаева в Иран: в мае 1996 г. , октябре 1999 г. и октябре 2007 г. , а также в ходе участия Президента ИРИ М. Хатами в саммите Организации экономиче ского сотрудниче ства ( ОЭС) в Алматы в мае 1998 г. и визита лидера Ирана в РК в апреле 2002 г..
Становление между Астаной и Тегераном партнерских взаимоотношений обусловливается схожестью позиций стран по многим международным и региональным вопросам. В настоящее время Республика Казахстан и Исламская Республика Иран прилагают совместные усилия по созданию транспортного коридора «Север – Юг», целью которого является сокращение и оптимизация маршрутов доставки товаров из Европы в Азию.
Планируемое строительство железнодорожного сообщения, а также автомобильных магистралей по побережью Каспийского моря вплоть до транспортно-коммуникационных сетей Ирана позволит интенсифицировать экономические процессы не только между РК и ИРИ, но и в регионе в целом. Также Астана и Тегеран намерены использовать потенциал морских путей сообщения на Каспийском море, развивая грузоперевозки между крупнейшими портами Казахстана и Ирана. Необходимо отметить, что в настоящее время казахстанская сторона активно сотрудничает с Ираном в рамках проекта по доставке нефти танкерами из порта г. Актау в иранский порт г. Нека с последующим ее замещением на эквивалентный объем сырой нефти из Персидского залива для продажи в странах Юго-Восточной Азии (SWAP). Особое значение для двух прикаспийских государств имеет вопрос определения правового статуса Каспийского моря. Межгосударственный диалог в данном направлении осуществляется в рамках саммитов глав прикаспийских государств.
Взаимодействие Казахстана и Ирана развивается также на уровне регионального сотрудничества. Участие ИРИ в ШОС с июля 2005 г. (в качестве наблюдателя) способствует расширению круга вопросов для межгосударственного обсуждения и консультаций, а также обмену мнениями по актуальным проблемам международной политики.
Обладая большим авторитетом среди развивающихся стран Востока, Арабская Республика Египет ( АРЕ) стремится выступать в качестве посредника в урегулировании сложных региональных проблем. Схожесть позиций Казахстана и Египта по широкому спектру вопросов региональной безопасности, включающих разрешение межэтнических конфликтов и межгосударственных противоречий, формирование региональной системы коллективной безопасности обусловливают желание РК и АРЕ установить тесные взаимовыгодные отношения.
Дипломатические контакты между двумя государствами были установлены в марте 1992 г. К важнейшим политическим событиям в истории казахстанско-египетских отношений следует отнести официальные визиты Президента РК Н. Назарбаева в АРЕ – в феврале 1993 г. и марте 2007 г. , а также визит Президента АРЕ Х. Мубарака в РК в ноябре 2006 г. Сотрудничество Астаны и Каира по укреплению мер безопасности в регионе нашло свое отражение во взаимодействии государств по реализации казахстанской инициативы по созыву СВМДА, Съезда лидеров мировых и традиционных религий, а также в совместной работе в рамках таких международных организаций, как ОИК и Лига арабских государств.
Одну из ключевых позиций в политической и экономической жизни Ближнего Востока занимает Королевство Саудовская Аравия ( КСА), являющееся крупнейшим экспортером энергоресурсов и хранителем святынь исламской религии.
Казахстанско-саудовские отношения были установлены 30 апреля 1994 г., осенью того же года состоялся первый официальный визит Президента Н. Назарбаева в Саудовскую Аравию. Укрепляя дружественные отношения между странами, в марте 2004 г., по приглашению Короля Саудовской Аравии Фахда бен Абдель Азиза, прошел второй официальный визит Президента РК Н. Назарбаева в КСА.
В свою очередь, Казахстан с визитами посетили высокопоставленные представители руководства КСА, в числе которых были: второй заместитель Премьер-министра, Министр обороны и авиации, Генеральный инспектор КСА принц Султан бен Абдель Азиз, Министр юстиции КСА шейх Абдалла Аль аш-Шейх и Председатель Консультативного совета КСА шейх Салех бен Абдалла бен Хумейд.
Двустороннее сотрудничество между Казахстаном и Саудовской Аравией в торгово-экономической отрасли имеет значительный потенциал. Необходимо отметить, что КСА обладает внушительными инвестиционными возможностями и проявляет интерес к реализации крупных инфраструктурных проектов в Казахстане. Помимо этого, руководители двух стран стремятся создать оптимальные условия для налаживания активных контактов между деловыми кругами РК и КСА в сфере торговли и финансов.
Как известно, специфика отношений на Ближнем Востоке характеризуется сложными отношениями Израиля и Арабского мира. Важно отметить, что Израиль заинтересован в сотрудничестве с Казахстаном, так как это позволит ему наладить и расширить связи с другими мусульманскими государствами. Установленные в апреле 1992 г. взаимоотношения между Республикой Казахстан и Государством Израиль развиваются как в торгово-экономической сфере, так и в культурно-гуманитарной области сотрудничества. Принимая во внимание продолжающийся арабо-израильский конфликт, Казахстан выступает за проведение в регионе политики баланса интересов.
Нужно также отметить, что казахстанская позиция по проблеме ближневосточного урегулирования заключается в поддержке принятых по данному вопросу резолюций ООН. Выступая за максимальное использование переговорного потенциала для решения имеющихся израильско-палестинских проблем, Республика Казахстан налаживала политические контакты с Израилем, параллельно устанавливая дипломатические отношения с Палестиной. Президент РК Н. Назарбаев дважды посещал Палестину с официа льными визитами – в 1995 и 2000 гг. В свою очередь, в 1991 и 1999 гг. состоялись визиты в Казахстан Президента Государства Палестина, Председателя Организации освобождения Палестины, Палестинской национальной администрации Я. Арафата.
В ходе переговоров между лидерами Казахстана и Палестины обсуждались вопросы двустороннего взаимодействия. На сегодняшний момент государства стремятся к созданию необходимых условий для регулярного обмена мнениями по актуальным проблемам международного характера, в том числе касающимся ситуации на Ближнем Востоке. Данное обстоятельство свидетельствует о взвешенной политике РК по отношению к проблеме ближневосточного урегулирования.
Динамично и плодотворно развиваются взаимоотношения Казахстана с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). После оформления дипломатических отношений с данным государством в сентябре 1992 г. Казахстан приступил к формированию основ двустороннего сотрудничества. В результате ряда официальных и рабочих визитов Президента РК Н. Назарбаева в ОАЭ, состоявшихся в 1998, 2000, 2004, 2005 и 2006 гг., а также визита Президента ОАЭ Абу Даби шейха Халифы бен Заида Аль Нахаяна в Казахстан – в 2002 и 2008 гг. был заключен пакет важных межгосударственных соглашений. В частности, был подписан «План совместных действий: РК – ОАЭ», предполагающий масштабное сотрудничество двух государств в экономической сфере, прежде всего в области промышленности, нефтехимии, транспорта, коммуникаций и строительства.
Нужно отметить, что для Казахстана ОАЭ являются одним из перспективнейших партнеров среди стран арабского Востока. Значительные инвестиционные возможности позволяют Абу-Даби финансировать строительство различных комплексов и проектов на территории Казахстана, в число которых входят «Актау-Сити» на Каспии и «Абу-Даби Плаза» в Астане. Исходя из этого, РК выступает за активизацию межгосударственного сотрудничества, а также наращивание контактов между предпринимателями двух стран.
Взаимоотношения Казахстана с Государством Катар также способствуют укреплению инвестиционного сотрудничества РК со странами Персидского залива. Подписав в июле 1993 г. совместное коммюнике, Казахстан и Катар официально установили дипломатические отношения.
В ходе официальных визитов Президента Н. Назарбаева в Катар в 1998 и 2007 гг., а также ответного визита Эмира Катара шейха Хамада бен Халифы Аль Тани в Астану в 1999 г. руководители двух государств обсудили вопросы укрепления двусторонних соглашений и возможности развития экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.
Необходимо отметить, что Доха придает большое значение развитию отношений с Астаной и поощряет частный сектор Катара к взаимодействию с казахстанскими партнерами. На сегодняшний момент РК и Катар стремятся придать новый импульс межгосударственным отношениям, расширив взаимодействие в таких сферах, как нефть и газ, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, туризм и спорт. В своих взаимоотношениях со странами Среднего и Ближнего Востока Республика Казахстан нацелена на развитие постоянного диалога и регулярных консультаций по широкому спектру международных и региональных вопросов. При этом следует отметить, что активизация сотрудничества Астаны с мусульманскими государствами отвечает долгосрочным интересам РК и является одним из приоритетов внешней политики страны.
Страны исламского мира воспринимают Казахстан как надежного партнера и лидера в Центральноазиатском регионе, рассматривая РК в качестве неотделимой части мусульманского сообщества. Именно поэтому страны арабского Востока приветствуют участие Казахстана в таких структурах, как Организация Исламская конференция и Исламский банк развития, а также оказывают всестороннюю поддержку внешнеполитическим инициативам РК по созыву СВМДА, Съезду мировых и традиционных религий, проведению диалога в формате «Мусульманский мир – Запад».
Помимо этого, положительную реакцию среди стран Среднего и Ближнего Востока вызывает предстоящее председательство Казахстана: в 2010 г. – в ОБСЕ и в 2011 г. – в ОИК. В свою очередь, Казахстан стремится в полной мере раскрыть потенциал торгово-экономического сотрудничества со странами Среднего и Ближнего Востока, создавая благоприятный инвестиционный климат для финансирования несырьевого сектора экономики.
Реализация крупных инвестиционных проектов – в энергетике, инфраструктуре, туризме, продовольственном секторе, в банковской сфере, металлургии и других отраслях – позволит поднять взаимоотношения между Республикой Казахстан и странами Среднего и Ближнего Востока на новый уровень.