Общественное объединение «Союз женщин интеллектуального труда» при содействии ЮНЕСКО подготовил страновой отчет по межкультурному диалогу.
В ходе работы:
— подготовлено и проанализировано 57 анкет организаций, действующих в области межкультурного диалога с дополнительными материалами разнопланового содержания;
— проведен социологический анализ общественного мнения «Проблема межкультурного диалога и культурного многообразия в Республике Казахстан» с проведением анкетирования среди 3127 респондентов по всей стране;
— организован круглый стол «Межкультурный диалог в Казахстане: позитивный опыт;
— подготовлено три кейсстади организаций по лучшим практикам межкультурного диалога
Межкультурный диалог — это общение и обмен мнениями представителей различных культур. Он основан на признании культурного многообразия, равноправия культур различных этносов и религий. Его условиями являются толерантность, стремление к компромиссу и поиску взаимоприемлемых ‘решений, согласие по определенному кругу базовых ценностей. Взаимопонимание особенно важно потому, что эпицентры политических событий все больше совпадают с линиями водораздела культур, религий и ценностей этносов.
Казахстан находится на стыке Востока и Запада и принадлежит к Евразийскому континенту. В этой связи полезно использование некоторых идей евразийства, особенно в части, касающейся анализа сходства и различия культур и народов, проживающих на нашей территории. Для Казахстана вполне приемлема концепция сообщественной демократии в рамках социал-демократизма, одним из центральных принципов которого является солидарность.
В Казахстане проживают представители 135 этносов и 40 религиозных конфессий. Страна отличается также культурным многообразием; здесь представлены восточная и западная, исламская и христианская, тюркоязычная и славянская и другие типы культур.
В рамках Послания Президента РК Н. А. Назарбаева «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» Правительство приняло Программу совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы,
В главных документах страны всегда отмечается роль Ассамблеи народа Казахстана, и с каждым годом по нарастающей эта роль усиливается в жизни нашего государства*
Формула казахстанского успеха заключается в том, что руководство страны в стратегии государственного строительства и реализации модернизационных реформ сделало главную ставку на проведение политики поэтапной демократизации и раскрепощения инициативы граждан вне этнической и религиозной принадлежности, обеспечивая экономический рост и благополучие исключительно через конкуренцию.
Казахстанский опыт уникален именно тем, что такой диалог гуманистических ценностей обеспечивается в многоэтническом и многоконфессиональном обществе.
В основу государственного устройства Казахстана был положен принцип формирования идентичности на базе гражданства, а не этнических признаков. Этот принцип имеется в Конституции и нашел свое выражение в формуле «Мы, народ Казахстана»,
В настоящее время все законы нашей страны, учитывая мировой опыт, исходят из фундаментального принципа демократии — защиты прав человека, свободы волеизъявления и интересов меньшинств.
Символом этой политики стал наш национальньш праздник — День единства народов Казахстана, который мы отмечаем 1 мая.
Специфическим и одновременно уникальным для Казахстана инструментом консолидации нашего общества стала Ассамблея народа Казахстана (АНК), Сегодня в свете политических реформ,
ДНК получила новый статус.
Активное участие в межкультурном диалоге проявляют творческие союзы Казахстана, вузы и научные учреждения. Проблемы межкультурного диалога в указанном аспекте содержатся в программе культурологии, разработанной по заданию МОН РК кафедрой философии и методологии наук КазНПУ им. Абая (г. Алматы). Изучение отдельных аспектов межкультурного диалога предусмотрено также в типовых программах по философии, социологии, политологии, права, СМИ, разработанных учеными
вузов страны.
В Казахстане со стороны государства предпринимаются следующие усилия:
по поступательному развитию профессиональных видов искусств; сохранению и развитию казахской национальной культуры и культур народов и этносов, населяющих Республику Казахстан;
по расширению и углублению международного культурного сотрудничества со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья;
разработана и реализуется государственная программа «Культурное наследие», направленная на возрождение национальной культуры и создание условий ее дальнейшего развития.
Как отмечалось, в ходе подготовки странового отчета по межкультурному диалогу было проведено социологическое исследование по данной теме во всех регионах Казахстана. Приведем некоторые данные этого исследования.
Какие же факторы способствуют продвижению в Казахстане межкультурного диалога?
В ходе социологического опроса были указаны наиболее значимые, по мнению респондентов, факторы:
1) государственная политика в данной сфере — 47,3%;
2) исторически сложившиеся традиции — 42,1%;
3) геополитическое положение Казахстана — 30,2%.
Продвижению межкультурного диалога и культурного многообразия с точки зрения экспертов, в первую очередь, содействуют социально-экономическая обстановка в стране (70%), государственная политика (65%), геополитическое положение и исторически сложившиеся традиции (55%).
Важной информационной составляющей меж культурного взаимодействия являются средства массовой информации (печать, радио, телевидение и интернет, причем не только государственные, но и коммерческие), играющие существенную роль в формировании общественного мнения по всем актуальным проблемам развития общества. Имеются специальные программы на языках этнических меньшинств на радио и телевидении. Это регулярные передачи на уйгурском, немецком, корейском языках. Планируется открытие вещания на языках других этносов.
Необходимо отметить как одно из важных составляющих роль средств массовой информации в Казахстане по межкультурному диалогу и межконфессиональному согласию.
СМИ являются значительным фактором поддержания стабильности в межнациональных отношениях, но вместе с тем они могут играть потенциально негативную роль.
Количество и объективность информации, содержащейся в СМИ относительно проблем в сфере межнациональных отношений, удовлетворяют 41,4% опрошенных. На нехватку информации указало 39,4%, а 12,2% считает, что информация по данной проблеме практически отсутствует.
В качестве важнейших источников информации экспертами были названы прежде всего телевизионные каналы: казахстанские— «Хабар», «Ел Арна», «КТК», «31 канал», интернациональный канал «Мир», кабельные каналы «National Geographic» и «Viasat History», среди газет — «Казахстанская правда», «Егемен Казахстан» и «Новое поколение».
Роль журналов намного меньше и среди них можно выделить «Страны и континенты» и «Shahar-Культура»,
Экспертами также было высказана необходимость создания среди эфирных казахстанских каналов специализированного культурного телевизионного канала, аналогичного каналам «Мир» или российскому телевизионному проекту «Культура».
Положительные практики межкультурного диалога исследовались на примерах:
Ассамблеи народа Казахстана
Государственной программы «Культурное наследие»
Съезда лидеров мировых и традиционных религий.
Были определены личности, способствующие в Казахстане межкультурному диалогу: Н. А. Назарбаев И. Н. Тасмагамбетов М. А. Кул-Мухамед — А. Б. Дербисалиев Ш. В. Валиханов . П. Й. Шорохов Д. Н. Назарбаева.
Характеризуя ситуацию в области межкультурного сотрудничества, можно отметить наиболее результативные программы и события из культурной жизни Казахстана, связанные с развитием исследуемых процессов. Более половины респондентов отметили в качестве важного культурного события проведение Года России в Казахстане и Года Казахстана в России, Съезд представителей мировых религий и конфессий, прошедший в г. Астане, год, посвященный творчеству А. С. Пушкина и Абая. Наиболее удачным из проектов в области межкультурного диалога почти всеми из опрошенных экспертов была названа программа «Культурное наследие» а также деятельность Ассамблеи народов Казахстана.
Наиболее значимыми были определены инициативы следующих неправительственных организаций в области межкультурного диалога:
Евразийский медиа форум
Молодежный медиа форум
Сайт «Женщины и культура Центральной Азии»
Конгресс трудящихся женщин Казахстана.
57 анкет по межкультурному диалогу, заполненные по данному проекту, по степени принадлежности распределены следующим образом:
СМИ- 11
Музеи, галереи, памятные места — 10
Научные институты и центры — 10
Театры, филармонии — 8
НПО-4
Ассамблея Народа Казахстана — 3 Государственные структуры — 3 Дворцы и Дома творчества — 3 Университеты и кафедры — 2 Библиотеки — 2
Международные структуры — 1.
Выступили известные деятели культуры и искусства, государственные деятели, ученые. Сайты до данным 57 анкет: имеют — 38 не отмечено — 14
на сайтах акиматов — 5
Уровни участия анкетируемых:
международный — 7
национальный — 39
областной и городской — 11.
Целевые аудитории: дети, молодежь, женщины, журналисты, творческие работники, деятели искусств, культуры, журналисты, ученые, историки, общество в целом.
Виды деятельности: форумы, конференции, выставки, фестивали, публикации, сайты, коммуникации, религиозные мероприятия, обучающие курсы и др.
Международные связи среди анкетируемых имеют:
ЮНЕСКО- 11;
ЮНИСЕФ, ОБСЕ, ПРООН, ДООН, ЮНФПА, ЮНИФЕМ, Британский Совет, Посольства и Консульства стран, МАГАТЭ, ИКОМ, ЕвроСоюз, Всемирный банк, INTAS, НАТО.
В 35 анкетах данные сведения отсутствуют.
Культурная среда анкетируемых:
межкультурный диалог — 25;
межконфессиональный диалог, культурный менеджмент, культурная политика, ремесленнические и традиционные искусства, электронная среда, искусство детей и пр.
Исследуемые предприятия указали, что:
межкультурные проекты важны и полезны тем, что они вносят вклад в развитие межкультурного диалога не только в нашей стране, но и в других странах, особенно в Центрально-Азиатском регионе, ибо у стран этого региона много общего в исторических корнях, традициях, менталитете, языке и т. д.;
в межкультурных проектах содержатся продуктивные идеи о взаимодействии государства и гражданского общества.
К негативным факторам, препятствующим развитию межкультурного диалога, относятся:
негативные стереотипы;
неадекватная трактовка глобализации, стремление использовать эту тенденцию для построения однопол яркого мира;
отсутствие адекватного взаимоотношения носителей эндогенного и экзогенного мировосприятия (модернизаторы и почвенники);
слабое развитие многих институтов гражданского общества, а в целом недостаточный уровень его самоорганизации и саморегулирования. Вместе с тем мониторинг состояния сферы культуры на протяжении всего 16-летнего периода независимости нашей республики показывает низкие темпы и динамику развития ^культурного поля, в государстве на сегодняшний день нет единой национальной идеологии.
Во время социологического опроса, анализируя основные проблемы, возникающие на пути продвижения межкультурного диалога, большинством респондентов были отмечены недостаточный уровень образования и просвещения (75,6%), недостатки законодательства (38,1%), влияние религии — 36,1%.
Развитию межкультурного диалога способствуют следующие
факторы:
политика государства, направленная на укрепление гражданского мира, межэтнического и межконфессионального согласия;
развитие культуры и языков всех этносов, проживающих на территории страны, создание благоприятных условий для существования и функционирования религиозных конфессий;
активное участие в развитии межкультурного диалога всех структур гражданского общества, в том числе НПО;
с 2007 г. В МОН РК начата подготовка материалов по разработке национальной идеи.
Руководствуясь вышесказанным, считаем, что, во-первых, необходимо разработать комплексную государственную программу развития культуры по всем направлениям с учетом требований и поликонфессиональной структуры нашего общества; во-вторых, нужны консолидация и координация действий всех заинтересованных сил в продвижении и развитии культурной политики; в-третьих, необходимо усилить внимание к вопросам социализации в процессе образования на всех его уровнях, особенно в средней школе.
Выводы.
1. В Казахстане государствообразующим является казахский этнос. Все другие этнические общности признают эту реальность.
2. Казахстанская культура является органической частью культуры евразийского континента и может успешно развиваться только в этом контексте.
3. Межкультурные и межэтнические отношения в Республике Казахстан характеризуются определенной стабильностью и отсутствием межнациональных конфликтов, которые опираются, прежде всего, на вековые традиции совместного проживания различных народов, геополитическое положение, длительные экономические и политические связи с соседними народами. .
4. В качестве факторов стабильности в сфере межкультурных взаимоотношений экспертами были отдельно отмечены мирная внешняя политика РК, развитие институтов демократии и гражданского общества, политика Президента Н. А. Назарбаева, направленная на системное реформирование Казахстана как евразийского государства,
5. Главной составляющей развития межкультурного диалога и культурного разнообразия является расширение культурно-информационного пространства и дальнейшее преодоление культурной изоляции, а также воспитание подрастающего поколения в духе ценностей культурного диалога и национального согласия.
6. Оценивая динамику происходящих в обществе процессов, отмечаются существенные изменения, происходящие в культурной сфере Казахстана.
7. В казахстанском обществе имеется устойчивая тенденция развития всех культур народов Казахстана на основе их взаимодействия и взаимообогащения.