«1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект — Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана» -такначинается статья В.В. Путина, опубликованная в сборнике «Евразийская интеграция в XXI веке» 2012 года. Безусловно, создание единого экономического пространства (ЕЭП) и дальнейшая евразийская интеграция кардинально изменят современный мир постсоветских государств. Поэтому жизненно важно четко представлять себе все преимущества и недостатки такой интеграции. В данном случае последствия евразийской интеграции будут кратко представлены, в первую очередь, с точки зрения Казахстана. Первым этапом интеграционного процесса в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) было создание Таможенного союза (ТС), решение о котором было принято главами Казахстана, России и Белоруссии в августе 2006 года, а начало действительного функционирования которого пришлось на 2010 год. По мнению экономистов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), создание Таможенного союза трех постсоветских стран является первым успешным примером региональной экономической интеграции между странами бывшего советского союза, хоть он и влияет отрицательно на торговлю Казахстана и Белоруссии с Китаем и Евросоюзом [11]. Об этом свидетельствует и динамика объемов взаимной торговли стран — членов ТС, наблюдается восходящий тренд. Тем не менее, структура удельного веса взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ТС в целом и по государствам — членам ТС в отдельности за январь-декабрь 2012 года показывает, что торговля преимущественно ведется с третьими странами, а удельный вес взаимной торговли пока остается небольшим за исключением Республики Беларусь, что объясняется ее ролью транзитного государства для российского минерального сырья.
С другой стороны, следует отметить, что размеры экономики России, Казахстана и Белоруссии несопоставимы (ВВП России 2012 года — 62356,9 млрд. росс, руб. или 2020,64 млрд. долл. США, ВВП Казахстана 2012 года-30072,53 млрд. тенге или 199,41 млрд. долл. США, ВВП Белоруссии 2012 года — 527385 млрд. белорусе, руб. или 60,9 млрд. долл. США) [3, 7, 9, 10, 12]. В связи с этим, возникает небаланс и в объемах взаимной торговли государств — членов ТС. За 2012 год объем взаимной торговли в рамках ТС составил 68582,2 млн. долл. США, причем доля России составила больше половины этой суммы — 44654 млн. долл. США. Отсюда вытекают и диспропорции в распределении голосов в Комиссии ТС (постоянно действующий регулирующий орган ТС):
Республика Беларусь — 21,5%,
Республика Казахстан — 21,5%,
Российская Федерация — 57%.
Закономерность таких диспропорций понятна, учитывая долю России во взаимной торговле и размеры экономики России относительно экономик других стран ТС. С другой стороны, это не может не нести с собой определенных рисков для Казахстана, в первую очередь, экономических. Удорожание импортных товаров, ввозимых в Казахстан из третьих стран, уменьшает многообразие и доступность товаров для казахстанского потребителя, искусственно завышается конкурентоспособность российских товаров, в результате казахстанский потребитель покупает по завышенной цене российскую продукцию. Обратно, это действительно и касательно казахстанской продукции для российского потребителя.
По состоянию на 2012 год, наибольший удельный вес в экспорте Республики Казахстан в Российскую Федерацию занимают руда металлические (22,8% общего объема экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию), черные металлы и изделия из них (15%), топливо минеральное (13,3%). Импортирует Республика Казахстан из Российской Федерации, в основном, топливо минеральное (23,6% общего объема импорта товаров), машины и оборудование (15,2%), черные металлы и изделия из них (11,7%). Таким образом, происходит обмен металлами и минеральным сырьем, а вышеописанное негативное воздействие на казахстанского потребителя происходит по статье торговли «машины и оборудование».
Тем не менее, передача государствами — членами ТС части своих полномочий наднациональному органу — это эффективное применение площадки Сообщества, способствующее становлению ЕврАзЭС свободным, независимым и объективным арбитром процесса интеграции. Следующий после создания Таможенного союза интеграционный этап в рамках ЕврАзЭС является формирование ЕЭП, стартовавшее 1 января 2012 года. «Единое экономическое пространство — это пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы». Представляется целесообразным поэтапно рассмотреть последствия реализации задач ЕврАзЭС для Казахстана [задачи взяты 4].
Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер не тарифного регулирования. Режим свободной торговли увеличит объем товарооборота, обеспечит необходимость повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. С другой стороны, как Россия, так и Казахстан имеют сырьевую направленность международной торговли, объединение обеих стран не принесет значительных изменений в структуру внешней торговли. В структуре экспорта России топливно-энергетические товары составляют 29228 млн. долл. США из общей суммы экспорта в размере 38118 млн. долл. США [12], не говоря уже о том, что под так называемой в статистике «продукцией химической промышленности, каучуком» имеется в виду нефть, прошедшая первую простейшую стадию обработки, но вывозится она под названием «каучук», что дает возможность экспортерам снизить налоговые и таможенные пошлины. Доля «продукции химической промышленности, каучука» в общей сумме экспорта для России составляет 2196 млн. долл. США, для Казахстана 183 млн. долл. США. В структуре экспорта Казахстана топливно-энергетические товары составляют 4895,2 млн. долл. США из общей суммы экспорта в размере 6591,3 млн. долл. США [3]. Здесь необходима борьба с причиной сложившейся ситуации, необходим поиск отраслей, в которых страны имели бы компаративное преимущество, развитие инновационных технологий и т.д. Кроме того, следует обратить внимание, что Россия стремится ограничить свой рынок от китайской продукции. В случае, когда эти ограничения касаются некачественной китайской продукции, это станет положительным аспектом для казахстанского потребителя. Но, что касается китайской продукции, которая не уступает российской по качеству, но имеет меньшую себестоимость, обусловленную, к примеру, использованием дешевой рабочей силы, ограничение доступа такой продукции на казахстанский рынок негативно повлияет на возможности казахстанского потребителя.
Обеспечение свободы движения капитала. Сегодня приток в казахстанскую экономику российского капитала поддерживается более льготными налоговыми условиями. В случае же введения согласованной налоговой политики, Казахстан потеряет это преимущество. Поскольку банковский сектор, как в Казахстане, так и в России находится на примерно одонаковой стадии развития, подвержен одинаковым рискам и обладает схожим уровнем доверия со стороны населения и бизнеса, обеспечение свободы движения капитала вряд ли принесет значимые результаты. Сомнительным представляется и расширение прямого инвестирования, поскольку риски в обеих странах также одинаковы.
В этом контексте необходимо устранять причины оттока капитала из обеих стран, создавать благоприятные условия и уменьшать риски для ведения бизнеса, повышать транспарентность и обеспечивать верховенство закона.
Формирование общего финансового рынка. Формирование общего финансового рынка даст возможность казахстанской бирже присоединиться к российской, что позволит увеличить ее размеры, но дальнейшее развитие совместного финансового рынка будет нуждаться в постоянном форсировании, поскольку фондовые биржи развитых стран находятся на гораздо более высоком уровне развития.
Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС.
Данный процесс требует длительного времени для рассмотрения, должен быть проведен глубокий анализ последствий реализации данной задачи, детально изучены и разработаны все этапы перехода на единую валюту, рассмотрены все возможные риски. Не только потому, что независимость государства подразумевает независимость проведения кредитно-денежной политики, но и потому, что совсем недавно мировая общественность наблюдала кризис самого, казалось бы, успешного проекта внедрения единой валюты в рамках Евросоюза. Кроме того, следует пересмотреть распределение голосов при формировании кредитно-денежной политики в сторону их уравновешивания. На настоящий момент Россия, как самый крупный и влиятельный член сообщества, обладает большинством голосов.
Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки. Реализация данной задачи особенно привлекательна для Казахстана в области образовательных услуг. Бесспорно, что в России сложилась сильная научная школа с многовековыми корнями. Свободный доступ казахстанских студентов к качественному образованию в России позволит им освоить квалификации высокого уровня, добиться успеха и самореализации, что, в свою очередь, будет иметь положительное влияния на развитие экономики, в независимости от выбранной студентами сферы деятельности. Качественное образование всегда признается одоим из важнейших факторов, способствующих экономическому росту.
Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования. Создание Таможенного союза способствовало устранению барьеров во взаимной торговле, созданию совместных предприятий, объединению рынков труда и услуг. В результате экспорт Казахстана в Россию вырос на 38 процентов, в Беларусь — в 2,5 раза, товарооборот межд/ Россией и Белоруссией вырос примерно на 50%. Обеспечение повышения технических стандартов и уровня технического регулирования будет способствовать технологической интеграции трех стран с глобальной экономикой. Разрабатываемые регламенты и стандарты нового поколения, совместимые с требованиями Всемирной торговой организации, позволят производить свободную замену деталей и проверку качества продукции.
Разработка и реализация межгосударственных целевых программ. Данный аспект будет иметь положительное воздействие на развитие инфраструктуры и объектов целевых программ. Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности.
Здесь хотелось бы привести слова Нурсултана Назарбаева, сказанные им еще 9 декабря 2010 года: «Если наши экономики не выдержат конкуренции нас троих, куда мы хотим лезть в тот рынок? Пусть работают. Если этот товаропроизводитель эту конкуренцию не выдержит, то о чем говорить? То есть мы закаляем бизнес и говорим, что улучшайте производство, снижайте расходы, увеличивайте производительность труда». С другой стороны, необходимо проводить процесс интеграции таким образом, чтобы Казахстан не стал, как в годы Советского союза, сырьевым придатком России. Важно обговорить начальные льготные условия для казахстанских производителей готовой продукции, поскольку исторически российские производители находятся в лучших стартовых условиях. В рамках интеграции необходимо обеспечить обмен опытом и технологиями, и только после этого можно переходить к формированию равных условий ведения бизнеса в странах ЕЭП.
Обеспечение свободного передвижения граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости. Для казахстанских и российских кадров свободное передвижение откроет новые возможности, повысит мобильность, для предприятий увеличит предложение на рынке труда, за счет повышения конкуренции улучшится качество поставляемых трудовых услуг, их квалификация. С другой стороны, увеличится поток мигрантов из Узбекистана и Киргизии как в Казахстан, так и в Россию, что может привести к повышению преступности. Кроме того, могут активизироваться националистически настроенные группы, воспользовавшись общественным недовольством по поводу притока мигрантов при имеющейся безработице. Не говоря уже о том, что для Казахстана открытие границы с Кыргызстаном как с крайне нестабильным с политической точки зрения государством может иметь нежелательные последствия. Отдельно следует еще раз подчеркнуть, что введение в рамках евразийской интеграции единой валюты требует дополнительного глубокого анализа и проработки. Россия обладает третьими в мире международными резервами, более 500 миллиардов долларов, ВВП России составляет около 2 триллионов, теоретически Центральный банк России может взять на себя координацию валютного рынка Казахстана. Но без своего эмиссионного центра Казахстан потеряет возможность проведения самостоятельной кредитно-денежной политики, что может иметь негативные последствия для обеспечения стабильности экономического роста, своевременного стимулирования экономической активности.
В завершение хотелось бы отметить, что часто приводится сравнение стран ЕЭП с Европейским союзом, что не совсем корректно, поскольку на настоящий момент размеры экономики Европейского союза в даа раза превосходят размеры совместной экономики России, Казахстана и Белоруссии, что можно наблюдать по суммарному значению ВВП трех стран в сравнении с ВВП трех крупнейших стран Европейского союза (Германии, Франции и Испании).