В Концепции внешней политики Казахстана приоритетное значение придается сотрудничеству в рамках Содружества Независимых Государств и развитию интеграционных связей с его участниками. Это вызвано тесными политическими, экономическими, культурными и другими связями, объединяющими все государства на постсоветском пространстве. С самого начала своего самостоятельного существования Республика Казахстан безоговорочно поддерживала идею сохранения особых взаимоотношений между всеми постсоветскими странами. Весьма знаменательно, что Декларация о создании Содружества Независимых Государств была подписана 21 декабря 1991 года в Алма-Ате.
Можно сказать, что СНГ было создано для уменьшения издержек в процедуре ликвидации СССР, раздела союзного наследства руководителями двенадцати бывших союзных республик (за исключением трех республик Прибалтики). Был заключен Договор о создании Экономического союза. Предполагалось создать Таможенный и Платежный союзы, ввести режим свободной торговли. Однако многие принципиальные решения в СНГ так и не были реализованы. Между новыми государствами были возведены административные, таможенные, налоговые, информационные и иные барьеры, возникли другие препятствия на пути продолжения традиционных и развития новых путей и форм взаимодействия и сотрудничества. Все это привело к резкому сокращению торгово-экономических связей, что сильно ударило по экономикам всех новых государств.
Между тем организационная структура сотрудничества с течением времени дополнилась Советом глав государств, Советом глав правительств, Межпарламентской Ассамблеей СНГ, Советом министров иностранных дел, межгосударственными советами руководителей различных отраслей экономики, Исполнительным Секретариатом СНГ, ДКБ и так далее.
Межгосударственные и межправительственные органы сотрудничества в СНГ были призваны сыграть большую роль в развитии интеграционных процессов. Всего в рамках Содружества создано около 70-ти комитетов, советов, в том числе существование 9-ти из них определено Уставом СНГ. Межгосударственный экономический комитет осуществлял координацию деятельности более чем 50-ти из них.
Следует особо отметить, что все достигнутые договоренности, и в особенности Договор о создании Экономического союза между одиннадцатью государствами СНГ (сентябрь 1993 года), положили начало переводу интеграционных процессов из плоскости переговоров в русло практических действий.
Документы, утвержденные главами государств и правительств, заложили в Содружестве правовую основу для унификации таможенных законодательств и организации таможенного дела, упрощения таможенных процедур.
Прошло более десяти лет, но интеграция в рамках СНГ остается слабо выраженной. И проблема не только в политической воле руководителей стран Содружества, хотя это и не последний фактор. Интеграцию определяют уровень развития производительных сил, ход экономических реформ, территориально-отраслевая структура государства и другие объективные факторы. Понадобился довольно длительный период времени, чтобы созрели предпосылки для продвижения реального сотрудничества не только в рамках двусторонних отношений, но и сотрудничества на более широкой основе. Теперь в свете глобальных политических и экономических сдвигов, обозначивших новое тысячелетие, приходит понимание того, что в интересах нации и государства следует не только создавать экономику отдельного, своего, государства, но и целенаправленно строить взаимоотношения со странами СНГ.
Интеграция в условиях бывших советских республик — это объективный процесс, однако для ее осуществления необходимы условия, которые в немалой степени формируются субъективными факторами, в частности политической волей руководства каждой отдельной страны.
Показательно, что интеграционные процессы в СНГ начали «затихать» в тот период, когда государства — участники Содружества вступили в стадию относительной политической и социально-экономической стабилизации, когда упрочилась национальная валюта, снизился уровень инфляции, значительно продвинулись реформы. На данном этапе различия в социально-политическом укладе жизни государств Содружества превращаются в существенные, также расходятся их интересы по вопросам установления внешнеполитических, торгово-экономических и финансово-кредитных связей.
Вместе с тем обострение проблем международного терроризма и религиозного экстремизма сыграло роль объединяющего фактора, выдвинув безопасность в качестве единственной области, в которой реально действуют интеграционные процессы СНГ. Именно ДКБ остается и по сей день самой эффективной структурой в рамках СНГ.
Большое значение для создания системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве имело подписание по инициативе Казахстана и России 15 января 1992 года в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ) главами пяти стран СНГ. Государства — участники этого Договора подтвердили обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и обязались разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами.
Что касается места Казахстана в СНГ, то известная позиция Президента Н.А. Назарбаева неизменно выдвигала республику в число самых активных и инициативных членов Содружества. Казахстан и лично Президент Нурсултан Назарбаев демонстрируют чувство особой ответственности за судьбу СНГ. Установление и развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со странами СНГ всегда были одним из приоритетов внешней политики Казахстана.
Все это определило особое место Казахстана на пространстве Содружества. С одной стороны, со всеми государствами СНГ у Астаны сложились хорошие, доверительные отношения, с другой — Астана выдвинулась в качестве регионального лидера из числа других центральноазиатских республик. Не будет преувеличением сказать, что именно Казахстан выступает «мотором интеграции» на пространствах СНГ и ЦА.
Вероятно, в рамках более узкой организации четырех (которая со временем, наверняка, будет расширяться за счет новых членов) окажется более реальным и практически воплотимым конструктивное согласование своих национальных интересов с интересами партнеров и обозначение иерархии интеграционных задач. Между тем появление новой структуры — Региональной экономической организации вовсе не означает «конец СНГ». Недавно состоявшаяся в мае 2002 года десятая сессия Совета коллективной безопасности, в которой приняли участие президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, приняла решение о преобразовании действующих механизмов и структур сотрудничества государств — участников ДКБ. В результате появилась международная региональная Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В ОДКБ есть сугубо военная структура — Коллективные силы быстрого развертывания. Их численность в Центральноазиатском регионе составляет более 1500 человек, однако она должна быть увеличена почти в 2,5 раза. В планах также усиление военной составляющей ОДКБ за счет создания сил специального назначения.
В торгово-экономических отношениях государств СНГ в последнее время происходит ряд существенных изменений, которые в целом приближают ее к действующим нормам и правилам международной практики. Во-первых, резко сократились масштабы государственных внешнеторговых операций; во-вторых, возросла роль косвенного государственного регулирования внешней торговли через механизмы налогового, валютного и таможенного контроля; в-третьих, в основном завершено создание внешнеторгового механизма, основанного на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта сырьевых товаров, протекционизма. Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени созрели экономические предпосылки для окончательного перехода в СНГ к режиму свободной торговли.
Континентальная интеграция — это путь к мировой интеграции. Только осознание глобальной взаимозависимости этих процессов поможет человечеству решить многие мировые и региональные проблемы. Поэтому новые этапы интеграционных процессов, обозначившиеся в рамках СНГ (Евразийский союз, затем Евро-Азиатское экономическое сообщество), проецируются в общемировой интеграционный поток.
Появление на постсоветском пространстве новой структуры в немалой степени обусловлено опасностью международного терроризма. Теперь на первом месте в тексте ДКБ оказываются не механизмы сотрудничества, а пункт 4, в котором говорится примерно то же, что и в 5-м пункте НАТО: «В случае, если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств — участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Как и в предыдущие годы, Астана продолжает активно участвовать в работе СНГ.
В конце сентября 2001 года в Москве состоялась встреча глав правительств стран — участниц Содружества. Были обсуждены вопросы борьбы с терроризмом, определены задачи деятельности антитеррористического центра СНГ.
В начале марта 2002 года в Алматы состоялась очередная неформальная встреча президентов стран СНГ, из которых присутствовали одиннадцать. Основное место на саммите заняли вопросы выработки совместной позиции Содружества в условиях изменившейся геополитической ситуации. В целом в течение каждого года имеют место несколько (2—3) неформальных встреч глав государств СНГ.
На Ялтинском саммите СНГ в сентябре 2003 года был принят пакет документов, подтвердивших приоритетность экономического сотрудничества и определивших конкретные задачи в этой сфере на среднесрочную перспективу. Страны СНГ вплотную приблизились к завершению формирования полномасштабной зоны свободной торговли на своем пространстве.
На саммите СНГ в Астане в сентябре 2004 года лидеры стран-участниц обсудили вопросы противодействия угрозам безопасности и стабильности и приняли ряд соответствующих документов. Так, были подписаны Концепция сотрудничества в противодействии незаконной миграции, Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2005—2007 годы. Также лидерами СНГ подписана Программа сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств и их прекурсоров на 2005—2007 годы.
Среди самых перспективных направлений сотрудничества в рамках СНГ можно выделить использование новых транспортных коридоров, формирование транснациональных компаний и корпораций, объединение в единые производственно-технологические и финансово-ресурсные цепи предприятий государств-партнеров, синхронизацию модернизационных реформ в экономике, объединение усилий при вступлении в ВТО и другие.
В числе главных задач, стоящих перед участниками СНГ, имеют место следующие: создание условий для стабилизации и устойчивого роста национальных экономик, обеспечение реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, гармонизация налогового законодательства в области межгосударственной торговли, улучшение инвестиционного климата, решение вопросов свободы транзита, основание транспортных коридоров на взаимовыгодной и равноправной основе, формирование общего аграрного рынка и другие.
В целом Содружество продолжает находиться в стадии определения своих перспектив, и в ближайшее время должны проясниться роль и значение СНГ в межгосударственных отношениях и на международной арене.
Но, несмотря на это, Содружество независимых государств представляет собой крупную региональной организацию, основанную на историческом и географическом единстве и сходстве интересов в целом ряде сфер сотрудничества.