В быстро меняющемся мире глобальных процессов и технологий XXI века Казахстан является востребованным лидером региона. В настоящее время человечество совершает цивилизационный переход от одного технологического уклада к другому, к экономике знаний, создается постиндустриальное общество. Задача — это не просто теоретическая, но и практическая, требующая неотложного решения. Промедление с решением этой задачи — одна из основных причин глобального кризиса. И пока, как постоянно подчеркивает наш Президент, она не будет решена, над ми-ром будет риск возобновления кризиса. Для Казахстана борьба с кризисом — это не только выстраивание внутренней стратегии действий, но и развитие внешних связей. Среди них особое место занимают наши соседи по региону Центральной Азии. К сожалению, прошедшие 20 лет не дали существенного продвижения в развитии отношений в регионе, и эта проблема обретает все большую актуальность. В условиях глобализации и обострения конкуренции мировых цент-ров политической силы, в том числе и в нашем регионе, обеспечение безопасности, экономического процветания, укрепления государственности, сохранения культурно-языковой общности народов Центральной Азии требует объединения усилий всех сторон и их совместных действий по повышению своей конкурентоспособности, Это — одно из приоритетных направлений нашей внешней политики в ближайшем десятилетии.
В этой ситуации вызова востребованы лидеры. Ими становятся те личности и страны, которые делами доказывают, что знают и выражают потребности и интересы стран региона, силой своего успешного примера могут указать другим народам путь эффективного развития. 20 лет независимости для всех стран СНГ были временем непростых решений. Кто-то пошел по пути вестернизации — прямолинейного и безоглядного копирования стандартов развитых западных стран, а кто-то пытался максимально сохранить каркас прежней общественной системы, по возможности приспособив ее к изменившимся условиям новой исторической эпохи. Однако результатом был регресс и деиндустриализация этих стран. Не избежав некоторых подобных ошибок на начальной фазе своего развития, Казахстан сумел быстро найти свой реалистичный путь развития и модернизации, обеспечивший ему экономическое лидерство в регионе.
Являясь 2-м по величине территории государством на постсоветском пространстве и 9-м в мире, обладая громадными запасами полезных ископаемых (2-я по значению кладовая урана, 10-е место в мире по прогнозным запасам нефти, 3-е — по меди, 6-е — по золоту), Казахстан обеспечил высокие темпы экономического роста, существенное улучшение качества жизни населения и значительно опередил в своем развитии другие страны региона. В настоящее время ВВП Казахстана превышает объединенный ВВП всех остальных 4 республик Центральной Азии, хотя у нас в стране проживает лишь треть населения региона. Казахстан стал «локомотивом» интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Созданы условия для решения задач нового этапа. Выдвинут лозунг: «Стать страной, конкурентоспособной в глобальном мире». Лидер Нации поставил задачу войти в число 50 самых развитых стран мира.
20 лет независимого развития Казахстана и достигнутые успехи являются подтверждением реальности наших планов. Казахстанская модель постсоветского развития оказалась эффективной и полностью оправдала себя. В то время как Россия только ставит своей целью развития вы-ход на темпы развития 6-7% в год Казахстан уже достиг их. Именно успех казахстанской модели реформ, наиболее оптимально воплотившей в себе тысячелетнюю мудрость Востока и динамизм Запада, сделал его примером для на-родов других стран Центральной Азии и создал основу для его лидерства. Ключевым фактором, определяющим политическое лидерство Казахстана в центральноазиатском регионе, является высокая устойчивость его политической системы и государственного устройства. И это результат, прежде всего, следования парадигме строительства сильного во всех отношениях государства в Казахстане. И, как показывает практика, такая модель в Центральной Азии наиболее успешно была реализована именно у нас. При этом стержнем данной стратегической задачи с учетом нестабильной политической ситуации в Центральной Азии в 90-е годы прошлого века для нас было выстраивание такого типа государственности, который бы сформировал условия для защищенности граждан Казахстана от внешних угроз и, вместе с тем, определил бы высокий международный авторитет нашей страны и ее статус в качестве значимого игрока как в региональной, так и в миро-вой геополитике. Как известно, неуклонная реализация теперь уже исторической формулы — «сначала экономика, потом политика» — на начальном этапе суверенизации Казахстана дала свой главный результат в виде социально-экономической и политической стабильности, имеющей в своей перво-основе создание благоприятных условий для воспроизводства стабильных условий жизнедеятельности казахстанского общества. Этот «крепкий тыл» позволил Казахстану активно вторгнуться в мир международной дипломатии и международных отношений и вплотную заняться вопросами формирования позитивного международного климата уже во всем регионе. Другими словами, Казахстан уже в нулевые годы, решив большинство внутренних проблем, стал с нарастающим темпом влиять на внешние условия среды. И здесь нам удалось добиться ощутимых результатов в виде растущего престижа таких организаций, как СВМДА, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, в организацию деятельности которых Казахстан внес весомый вклад.
Успех международных инициатив Казахстана по экономической интеграции и формированию региональной системы безопасности выдвинули нашу страну в когорту активных политических субъектов международной дипломатии. И это связано было во многом с тем, что миролюбивый характер казахстанской внешней политики снискал ей авторитет конструктивного партнера таких сверхдержав, как Россия, США, Китай, Евросоюз. Поддержка столпов мировой геополитики многого стоит, и следует учитывать, что добиться их позитивного отношения из стран Центральной Азии удалось только Казахстану. Признанным фактом стало то, что высший уровень государственной власти Казахстана четко сориентирован на задачу формирования стратегии казахстанского ответа на вызовы нового века. Постоянное внимание к глобальным проблемам, которое Казахстан дополняет различного рода предложениями по международной интеграции в их решении, стало своего рода визитной карточкой нашей страны. Важным элементом эффективного развития Казахстана являются гармоничные отношения между различными этносами и конфессиями, к которым принадлежит население страны. Именно этот успешный опыт служит фактором консолидации казахстанского общества на пути по-строения сильного и единого независимого государства. Именно этот опыт перенесен на международный уровень в виде организации съездов представителей мировых религий. Именно этот опыт является примером для других стран региона как в выстраивании своих внутренних от-ношений, так и в развитии региональных связей.
Казахстану есть до всего дело потому что у руководства страны есть ясное понимание — без объединения усилий всех стран мира и региона невозможно решить большинство глобальных вызовов современности таких как терроризм, псевдорелигиозный экстремизм, наркотрафик, локальные вооруженные конфликты, которые не признают национальные границы. И здесь последовательная позиция Казахстана по сближению стран Центральной Азии в решении общих для всех проблем снискало нашей стране заслуженное реноме лидера в выдвижении не только региональных, но и глобальных инициатив. Начав старт практически с одинаковых позиций, все страны Центральной Азии прошли абсолютно разные дистанции. И Казахстан, благодаря четкой нацеленности на постоянное укрепление национальной государственности и безопасности, занял позиции политического лидера в своем регионе. По сути дела, это позволяет ему задавать тон в регионе и служить модельной страной по ряду параметров развития для других стран Центральной Азии. Экономические и политические достижения Казахстана невозможны без понимания глубинных гуманитарных факторов, лежащих в основе этого лидерства.Казахстан является наследником номадической культуры Центральной Азии, оказавшей огромное влияние на формирование современного глобального мира. Кочевники не только проникали в новые земли, но и создавали условия для взаимодействия народов. Великий Шелковый путь является одним из первых опытов устойчивого цивилизационного взаимодействия между Востоком и Западом, хранителями которого являлись наши предки.
В этом историческом факте мы видим не только проявление военной романтики вольной жизни кочевников, открытых ко всему новому, но и их способность к прагматическому расчету, извлечению выгоды. С одной стороны, пассионарность, широта, размах, с другой — готовность кропотливо взаимодействовать с различными культура-ми, которые в совокупности способствовали расширению торговли и процветанию народов на Великом Шелковом пути. Интенсивность и плотность этих контактов была. такой, что люди в те времена говорили: «Кошка может пробежать из Отрара до Кашгара по крышам домов». Исторические декорации меняются, наступают другие времена, но архетипы сознания остаются. Мы по-прежнему энергичны, мобильны, мы сохраняем открытость сознания ко всему новому в мире, и мы не боимся открытой конкуренции, потому что видим в ней для себя больше преимуществ, чем недостатков. Тому подтверждение первые 20 лет Независимости страны, в течение которых Казахстану удалось не только построить открытую рыночную экономику, но на ее основе создать фундаментальные предпосылки к развитию открытого гражданского общества. Прежде всего, уникальные проекты в сфере образования от программы «Болашак» в первые годы Независимости до «Назарбаев Университета» сегодня указывают на долгосрочную приверженность Казахстана ценностям общества, открытого новым знаниям и опыту, современным идеям и инновациям. Верность Казахстана принципам открытости миру проявляется и в его настойчивых инициа-тивах в реализации региональных и глобальных интеграционных проектов.
Склонность к глобальному мышлению, которую Казахстан продемонстрировал уже с первых лет Независимости, выдвигая различные международные инициативы некоторые внутренние и внешние критики называли проявлением дипломатического провинцианализма. Эти критики не разглядели важную гуманитарную составляющего — культурно-цивилизационное наследие Центральной Азии. С этими обвинениями в провинцианализме можно было бы согласиться при одном очень важном уточнении — «провинцией» является страна, в мировоззрении народа которого живут традиции Великого Шелкового пути!
Состоявшееся гуманитарное лидерство Казахстана заключается в понимании и практической реализации руководством страны фундаментального принципа взаимодействия культур и цивилизаций. Его суть заключается в том что границы между центром и периферией подвижны. Когда Казахстан начал свое движение в сторону Европы, приняв программу «Путь в Европу» что у многих в Центральной Азии возник вопрос, не означает ли это, что Казахстан становится новой периферией Европы, отдаленной окраиной Западного мира, где Казахстану и странам региона будет отводиться второстепенная роль? На этот вопрос мы отвечаем отрицательно — наша страна не будет периферией Запада, Европа и весь Западный мир не являются территорией, к которой Казахстан в первую очередь хотел бы присоединиться. Европа для Казахстана является символическим центром, олицетворяющим рациональный дух времени, систему ценностей и ориентиров, сделавших возможным современный мир науки и техники. И этот центр человеческой рациональности перемещается, давая шанс каждой стране и народу взять на себя эстафету нового этапа развития мировой цивилизации, превратиться из периферии в центр, стать выразителем рационального духа человечества. Кстати, до Европы эту функцию выразителя рационального духа выполнял арабо-мусульманский Восток. Если сегодня европоцентризм все больше ассоциируется с Северной Америкой и даже в какой-то степени с Японией, то почему завтра европоцентризм не может ассоциироваться и с Казахстаном? И тогда возможно это уже будет иной централизм — евразийский, который окажет свое новое уникальное воздействие на человеческий мир. Современный глобальный мир предоставляет исторический шанс Центральной Азии пробудиться и объединиться в стремлении заявить миру о своем не утраченном значении нового Великого Шелкового пути — перекрестка цивилизаций между Востоком и Западом, Севе-ром и Югом. И лидером этого процесса здесь в Централь-ной Азии становится наша страна.