Есть необходимость осветить казахстанские проблемы отдельно. Это диктуется прежде всего своеобразием нашего пути развития, особенностями подходов к реформированию страны, Только с учетом -этих особенностей, как нам представляется, удастся успешно извлечь необходимые уроки из кризиса для нашей социально-экономической и политической практики, внести необходимые коррективы в экономический курс и спрогнозировать перспективы. «Опыт Казахстана совершенно уникален, как и всех стран Центральной Азии, — считает профессор Гарвардского университета (США) Борис Румер. — Посудите сами: впервые в мировой истории складываются комбинации исламских традиций и последствий командной экономики, которые не были известны по меньшей мере в современной истории, и, наконец, переход к рынку в условиях глобализации — тут же действительно есть от чего прийти в замешательство. Это тот опыт, который абсолютно отсутствовал при переходе азиатских стран-«тигров» к тому состоянию, в котором они находятся ныне; Плюс к этому, когда наши корейские и японские коллеги говорят о том, как оНи все замечательно делали и прочее, не надо забывать, какой огромный капитал хлынул из Соединенных Штатов в эти страны целенаправленно, чтобы оживить их экономику. И, наконец, последнее: у них уже существовал рыночный опыт. А вам приходится отстраивать с нуля, я бы даже сказал, с негативных позиций. Все, что касается формирования финансовых рынков, работы банковской системы и прочее, вот эти технические вещи надо у них перенимать, поскольку это свойственно и всем другим.странам западного мира. При оценке своеобразия и особенностей пути, которым идет к цивилизованному рынку наша страна, необходимо иметь в виду, по крайней мере, три следующих кардинальных момента. Это: Во-первых, наличие богатейших минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов. Так, по оценкам, нефтяные запасы Казахстана превосходят совместные запасы/таких крупнейших нефтедобывающих стран, как Иран и Ирак. Казахстан может превратиться в ведущую державу с ежегодным экспортом до 100 млн. та. нефти.
Во-вторых, выгодное геостратегическое положение республики как центральноазиатского транспортного перекрестка, обеспечивающего выход на государства с населением свыше 2 млрд. человек и с развивающимися рынками (Россия, Китай, Южная Азия).
В-третьих, республика лидирует среди стран СНГ по развитию процессов трансформации экономики в общество. Она добилась значительного продвижения в приватизации государственной собственности, создав благоприятные предпосылки для масштабного привлечения иностранного капитала. В стратегической программе развития Президента НА. Назарбаева «Казахстан-2030» ей отводится роль первого центральноазиатского «тигра».
Столь благоприятное сочетание объективных и субъективных факторов таит в себе огромные возможности для мощного экономического рывка и подъема на этой основе уровня жизни народа. Однако, превращение этих возможностей в реальную действительность связано с преодолением огромных сложностей и требует привлечения колоссальных инвестиций, самого активного сотрудничества с мировым сообществом, транснациональными компаниями. Согласно уже заключенным долгосрочным контрактам,’ в экономику Казахстана в течение 40 лет должно быть вложено около 70 млрд. долл. А на сегодня мы имеем в СНГ второй показатель по прямым инвестициям ~ после России. За годы реформ у нас была проделана огромная работа по становлению рыночной экономики. По сути дела, создана новая социально-экономическая система, более 70 процентов в которой приходится на сектор частных компаний и акционерных предприятий. Предпринимательство становится реальной экономической силой, приносящей в государственную казну немалые деньги: 204151019 тыс. тенге на 24848 предприятий численностью до 50 человек, по данным на 1998 год. При всех издержках пройденного пути, наша экономика к началу 1998 г. стала все увереннее вступать В стадию стабилизации, и наметились некоторые признаки роста. Экономическая дестабилизация произошла под воздействием азиатского. кризиса, и решающим фактором явилась топлив-но-сырьевая направленность нашей экономики и экспорта. Львиная доля в нем — сырьевой продукции, а некоторые виды ее. почти полностью идут на экспорт. Так, в 1997 г. при рекордном уровне добычи нефти в 27 млн. тн. экспортировано было 15 млн. тн. Резкое снижение цен на нефть, металлы, руды и другие товары, относящиеся к данной группе, нанесло двойной удар — по нашей экономике и социальной сфере. Во-первых, сократились добыча и экспорт, а, во-вторых, уменьшились поступления в казну. «Убойная сила» кризиса определилась тем, .что почти 70% бюджетных поступлений Казахстана в предкризисные годы формировались за счет минерально-сырьевого комплекса, который полностью ориентирован на внешние рынки. Падение же экспортных поставок в 1998 г. привело к потере поступления средств в бюджет Республики Казахстан, только в первом полугодии 1999 г. ущерб достиг 1 млрд. долл.
Сильно пострадал нефтяной внешнеторговый бизнес. На казахстанской экономике негативно сказалось как снижение, так и повышение цен. Первое вело к сокращению доходов бюджета и спаду в экономике в целом, снижая одновременно инвестиционную привлекательность многих проектов, а второе выразилось в резком увеличении экспорта, сокращении поставок на внутренний рынок и дефиците нефтепродуктов. Кроме того, высокие цены на нефть не способствуют притоку инвестиций в нефтепереработку, если только она не интегрирована по вертикали с нефтедобычей. В целом же объем добычи и экспорта нефти в республике вырос. Так, добыча нефти и газоконденсата увеличились в 1999 г. почти до 30 млн. тн. Приходится учитывать и то, что на сегодняшний день наша республика не является достаточно крупным субъектом глобального рынка, чтобы влиять на ценообразование, и потому мы лишь следуем складывающимся тенденциям1.
Особо требуется подчеркнуть, что сильное негативное воздействие на нашу экономику оказало обострение финансово-экономического кризиса в России, ознаменовавшегося объявлением дефолта в августе 1998. г. Воздействие катаклизма в экономике России на нашу страну было усилено тем, что его последствия не были своевременно оценены в полной мере.
По предварительной оценке Агентства по статистике, внешнеторговый оборот страны в первом полугодии 1999 г. составил 4947,9 млн. долл., сократившись по экспорту на 35,2% — до 2119,7 млн. долл. и по импорту — на 27,4% (2828,2 млн. долл.). С учетом операций, не учитываемых таможенной статистикой — это на 31% меньше по сравнению с тем же при-одом прошлого года.
И как результат — если раньше объемы экспорта превышали импорт на 41 млн. долл.,» то в 1998 г. дефицит казахстанского торгового сальдо составил 135 млн. долл., впервые за все годы независимости оно стало отрицательным. Спад внешнеторгового оборота и образование стойкого отрицательного сальдо — все это привело к снижению обменного курса тенге и раскрутке инфляционной спирали.