Казахстанский рынок машин и оборудования: сущность, структура, особенности и перспективы развития. Казахстанское машиностроение является составной частью мирового машиностроительного производства. На мировом рынке торговли машинотехнической продукцией республика является, в основном, импортером машин и оборудования. Так, в 1999 г. 46,1% импорта приходилось именно на машины и оборудование. Важнейший и крупнейший торговый партнер Казахстана — Россия, которая существенно активизировала переговорный процесс по совместному участию двух стран в производстве новейшей машиностроительной продукции, занимающей сегодня наибольший удельный вес в казахстанском импорте легковых автомобилей. Цена на эту продукцию по сравнению с 1999 г. повысилась незначительно. Кроме того, Россия занимает большой объем в поставках Казахстану двигателей внутреннего сгорания и частей к ним. Она является почти единственным поставщиком железнодорожной техники, оборудования, трамваев, а также узлов и частей к ним.
Кроме России в Казахстане широко представлен экспорт белорусских промышленных изделий, в том числе наибольший удельный вес составляют грузовые автомобили, части и принадлежности к ним. В 2002 г. доля Белоруссии в казахстанском импорте грузовых автомобилей снизилась с 22% в 1999 г. до 14%. Около 10% приходится на Белоруссию в поставках холодильников, морозильников и другого оборудования. Из США, Германии, Франции, Швеции, Китая в нашу страну импортируются машины и оборудование, транспортные средства, приборы.
По данным Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан потребности республики в продукции энергетического машиностроения на 56% удовлетворяются за счет ввоза из-за рубежа. Аналогичным образом спрос на металлургическое оборудование удовлетворяется на 72%, подъемно-транспортного — на 82%, продукции железнодорожного машиностроения — на 96%, электротехнической промышленности — на 51%, оборудования для химической и нефтяной промышленности — на 82%, оборудования для легкой промышленности — на 95%, металлорежущих и обрабатывающих станках — на 62% и т.д.
Приведенные цифры подчеркивают торговую уязвимость казахстанской экономики как от качества, так и от количества импорта продукции. В этой связи первый импульс, который испытало машиностроение, был предопределен принятием Концепции политики импортозамещения, включающей комплекс мер, способствующих сокращению импорта и поддержке отечественных товаропроизводителей.
Начиная с 1997 г. наблюдается активизация импортозамещающих производств на базе разработки и реализации отраслевых программ, в том числе легкой и пищевой промышленности, машиностроительного комплекса и др. Соответственно, результаты реализации принятых программ уже заявили о себе. Так, политика импортозамещения при лоббировании государством нефтегазового, горнометаллургического машиностроения позволила в 2002 г. запустить 250 отечественных предприятий, производящих оборудование и машины и обеспечить работой сотни тысяч человек. Соответственным образом в экспорте республики уже в 1999 г. доля машин и оборудования составила 2,7% и отечественные предприятия машиностроения осуществляют поставки на экспорт следующую продукцию: нестандартизированное оборудование и товары народного потребления (АО «Экскаватор»); оборудование для прачечных и огнетушители (АО «Коммунмаш»); насосы и ТНП (КП «Целингидро-маш»); подшипники для железнодорожного подвижного состава и ТНП (АК «Степногорский подшипниковый завод»); оборудование горношахтное, нестандартизированное, обогатительное, металлургическое, для производства продуктов питания (АО «Востокмаш»); металлургическое и нестандартизированное оборудование (АО «АЗТМ»); кузнечно-прессовое оборудование (АО «Шымкентское ПО по выпуску КПО»).
Доля Казахстана в мировом экспорте машин и оборудования, к сожалению, еще невелика, а в общем объеме казахстанского экспорта машинно-технической продукции в другие страны оценивается всего лишь в 1,2%. Такая низкая степень участия в МРТ является следствием исторического формирования сырьевой специализации Казахстана в СССР. Изменению степени участия республики на всех мировых рынках способствовала осуществляемая экономическая политика. Соответственно, дальнейшие импульсы для ускоренной модернизации отрасли были обусловлены степенью открытости экономики и необходимостью усиления позиций страны на мировых рынках. Представленность на советском рынке лишь несколькими видами машиностроительных производств в итоге начинает уходить в историческое прошлое.
В новых условиях, когда Казахстан на рынках мира представлен как самостоятельный субъект внешнеэкономических сделок, в модели развития экономики страны необходимо учитывать внешние ориентиры. На ВЭД машиностроительных предприятий Казахстана решающее влияние оказывают: общее падение промышленного производства, чрезвычайно низкая конкурентоспособность отечественных машин и оборудования на мировых рынках, отсутствие системы финансирования производства оборудования с длительным циклом изготовления, разрыв экономических связей с машиностроительными предприятиями бывших республик СССР и странами-членами СЭВ.
Оценивая развитие внешнеэкономических связей Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, следует иметь в виду экономическую ситуацию в стране, особенно в машиностроении, а также ожидаемую конъюнктуру на мировых рынках. Прогноз перспективы развития машиностроения неоднозначен. Наряду с весьма оптимистическими оценками существуют и точки зрения насчет того, что: «Ситуация складывается таким образом, что в указанный прогнозами период кризисные явления в казахстанском машиностроении полностью не будут преодолены, а, следовательно, к существенному увеличению доли экспорта машин и оборудования в его общем объеме по всей вероятности в ближайшей перспективе не приведут» /12/. Были предположения, что развитие машиностроения — это мираж. Думается, что суждения были небеспочвенны. Поскольку систематизация качественных характеристик развития данного рынка позволяет зафиксировать следующие негативы:
Таким образом, стартовые возможности машиностроительного комплекса Казахстана чрезвычайно противоречивы. Ныне он представлен 327 заводами и предприятиями по ремонту машин и оборудования. Среди них можно отметить Алматинский завод тяжелого машиностроения, АО «Вос-токмаш», «Карагандагормаш», Алматинский завод «Поршень», Жамбылский завод запасных частей, Уральский и Тогузский механические заводы, Павлодарский тракторный завод, АО «Костанайский дизельный завод», АО «Семипалатинский машиностроительный завод», АО «Агроремаш-завод» и т.д. Комплекс переживает глубокий технологический кризис. Причинами тому послужили многие факторы. Во-первых, все машиностроительные заводы и ремонтные предприятия в предыдущие годы создавались в рамках отдельных отраслей народного хозяйства, исходя из ресурсных возможностей и остроты спроса по видам продукции машиностроения. Во-вторых, существует довольно большое разнообразие казахстанской продукции, которая пользуется спросом на рынках стран СНГ, в частности, это бульдозеры, грузовые самоходные транспортировщики, оборудование для сельскохозяйственного производства, различные краны, арматура для нефтегазопроводов.
Рынок сельскохозяйственного и тракторного машиностроения в республике до настоящего времени являлся наиболее развитым рынком. Это было следствием планомерно осуществляемой советской политики комплексной механизации сельскохозяйственного производства — решающего условия для стабильного обеспечения страны продуктами растениеводства и животноводства. Система машин для комплексной механизации представляет собой создание комплексов технических средств, внедрение перспективных технологий и полную механизацию процессов возделывания, уборки, послеуборочной обработки зерновых культур, внесения в почву органических минеральных удобрений, применения средств защиты растений, заготовка кормов, значительное повышение уровня механизации производства картофеля, овощей. Между тем, в процессе реформирования национальной экономики аграрный сектор и все перерабатывающие отрасли столкнулись с рядом трудностей и проблем: спадом производства сельскохозяйственной продукции и продуктов его переработки; снижением эффективности и производственного потенциала отрасли; моральным износом более трети тракторов и 90% зерноуборочных комбайнов. При этом предприятиями сельхозмашиностроения республики производится немногим более 100 наименований при общей потребности в основных средствах механизации 1,5 тыс. наименований машин.
Отработка рациональной системы машин есть ни что иное как комплекс технических средств для аграрного сектора, необходимый для производства зерновых, кормовых, овощных и других культур с минимальными затратами. Однако, его формирование с учетом сегодняшних особенностей в АПК и возможности расширения сельхозмашиностроения в республике является сложной научно-технической и производственной задачей. Уже недостаточно повышения уровня эффективности механизации за счет увеличения номенклатуры и количества технических средств, поскольку селу нужны комплексы сельхозмашин и орудий, ориентированные на определенную площадь пашни, категорию технологии возделывания сельскохозяйственных культур и т.д.
Дифференцированность аграрного производства настолько высока, что уровень совершенства системы машин предопределяет эффективность технологий на всех стадиях возделывания, уборки сельскохозяйственных культур. При этом важны показатели затраты труда и средств на производство основных видов продукции, полнота сбора выращенного урожая и его качество, степень восстановления плодородия почвы, защита окружающей среды. Передовая агротехника возделывания культур, технология рабочих процессов чрезвычайно широка, поскольку в республике выращиваются не только зерно, но и крупяные культуры, корма (сенаж, силос, сено, солома), картофель и овощи открытого грунта. К тому же площади, на которых они возделываются, относятся к различным зональным поясам. Все это означает, что в технологиях возделывания культур необходимо учитывать зональные условия, ресурсную возможность коллективных, средних, частных и семейных товаропроизводителей. Поэтому рынок должен поставить на выбор многовариантный набор технических средств.
В отличие от рынка сельскохозяйственного и тракторного машиностроения автомобильный рынок Казахстана имеет свои особенности. Так, республика социалистического периода не имела своей автомобильной промышленности, что является отправным моментом функционирования автомобильного рынка в нашей стране. Поскольку рассматриваемый бизнес носит характер международной торговли, на его развитие оказывают влияние экономические и политические отношения Казахстана с другими странами мира, прежде всего, производящими автомобили. Рынок предложения продукции формируют многие из них, главным образом — Россия, Франция, Япония, Германия, Италия, Южная Корея, Швеция, Чехия и др.
В своем становлении национальный рынок машин и оборудования подвергся сложным испытаниям. Так, в период перехода к рыночной экономике ухудшилось финансовое положение значительного числа предприятий отрасли, сократились оборотные средства; возросла просроченная задолженность, снизились прибыльность и рентабельность производств. Более того, многие предприятия оказались на грани банкротства. В связи с этим программа развития должна была предусматривать достижение следующих целей: обеспечение финансовыми ресурсами, придание поведению на финансовых рынках гибкости и мобильности; повышение финансовой устойчивости; формирование ликвидного рынка ценных бумаг отрасли.
Для улучшения ситуации эксперты вносили немало предложений по обеспечению программы развития машиностроения финансовыми ресурсами, фактически назывались два источника — государственное финансирование и привлечение кредитов коммерческих банков. Реже предполагалось использование иностранных кредитов и инвестиций, акционерного капитала. В Казахстане имеются реальные возможности (материальные и кадровые) технологического прорыва по отдельным узким направлениям машиностроения, которые должны стать приоритетными на долговременную перспективу.
Хочется отметить, что, несмотря на спад, машиностроительный комплекс был способен выполнять общеэкономические функции. Для усиления таких возможностей требовалось, прежде всего, оживление инвестиционной активности и государственная поддержка высоких технологий. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участия страны в международном разделении труда в качестве полноправного партнера.
По данным Агентства РК по статистике на 1 января 2003 г. в стране насчитывалось почти 1,51 млн автомобилей, при этом за год парк машин увеличился на 7,8% или приблизительно на 115 тыс. Обеспеченность казахстанцев легковым транспортом составляла 29 ед. на 100 семей, или 73 ед. на 1000 жителей.
Действительно, по числу и разнообразию машин самых современных марок некоторые казахстанские города стали уже сопоставимы с городами Европы. Однако, по оценкам дорожной полиции г. Алматы из почти 300-тысячного парка легковых автомобилей, зарегистрированных в городе, машины возрастом до 7 лет составляют порядка 25-30%.
В связи с развитием рыночных отношений и открытой экономики в Республике Казахстан в течение последних лет формируется автомобильный рынок. Импульсами для его стремительного формирования стали многие проявившиеся тенденции мирового рынка:
— производители и торговые компании, учитывая систему побудительных мотивов, предлагают товары -автомобили и по законам рыночной экономики и правилам международной торговли конкурируют между собой за рынок сбыта, в том числе за покупателей на рынке Казахстана;
— в машиностроительных отраслях существенное значение имеет масштабный фактор. Так, считается, что уровень эффективности автомобильной промышленности США составляет не менее 600 тыс. ед. в год. Ориентировочная стоимость такого комплексного завода по данным экспертов составляет порядка 3 млрд долл. Это обстоятельство затрудняет создание в развивающихся странах высокоэффективных производств, поскольку масштабный фактор создает высокие барьеры для глобализации деятельности;
— на казахстанском рынке работают дистрибьюторы или самостоятельные торговые компании различных стран, движимые адаптированными к местному рынку стратегиями развития. Адаптивность компаний строится на учете состояния политических, экономических и социальных параметров общества принимающей страны. Так, важными являются параметры развития экономики, изменений и ожиданий в обществе в целом, реализации групповых интересов, ценностей, быта, отношения к бизнесу и других факторов, определяющих внешнюю среду бизнеса. Среди политических особенностей среды важен учет законодательства других стран, развития международных связей, межгосударственные соглашения и другие, составляющие систему приемки капитала.
Успехи компаний строятся на сочетании факторов, определяющих различные комбинации по увязке таких категорий как цель, задачи, структура, люди и технология, ценообразование, издержки производства.
Автомобильные компании на рынке Казахстана намерены не только осуществлять дальнейшее продвижение своей продукции, но и участвовать в процессе формирования прогрессивных тенденций на нем. Для этого необходимо обратить внимание государственных и правительственных структур, общественности на наболевшие проблемы, так как невозможно динамично развивать рынок, не имея определенной концепции и стратегического видения далеких перспектив.
Особенностью исследуемого рынка является то, что он носит больше характер международной торговли, импортного действия, поэтому его насыщение зависит от мировой экономики. Все это предстоит учесть при становлении автомобильной отрасли в Казахстане, развитию которой способствует переход нашей страны от политики самоизоляции к политике фритредерства, то есть свободной торговле. Представители пессимистического направления считают, что для процветания нашего автомобильного рынка надо решать имеющиеся проблемы, а не пытаться производить в республике автомобили, так как на мировом рынке очень сильно развита конкуренция и автомобили с маркой «Сделано в Казахстане» вряд ли будут пользоваться спросом. Доводами, обусловливающими такие прогнозы, служат нестабильное и непоследовательное налоговое и таможенное законодательства, экономически невыгодные условия для производителей, разобщенности участников республиканского авторынка, и, наконец, явно неудовлетворительное состояние дорог Казахстана.
Между тем процесс МРТ динамичен и с каждым годом в силу объективных и субъективных причин втягивает в себя те или иные развивающиеся страны. Так, и в Казахстане есть уже опыт по сборке автомобилей. В республике собирали внедорожники «Тулпар» вместе с южнокорейской компанией KIA-групп. Налаженного производства этого автомобиля не получилось. Основная причина остановки сбора джипов «Тулпар» была связана с проблемами наших партнеров, с их неплатежеспособностью. Аналогичным образом партнер СП «Достык-Ннтеравто» из Южной Кореи не смог развивать свой бизнес в Казахстане. Но у республики есть и положительный опыт. Так, в сентябре 1996 г. в южной столице было создано предприятие «Искер-ГАЗ» с тремя учредителями — АО «ГАЗ», АО «Искер» и АО «Желдірме». В первый год своего существования «Искер-ГАЗ» выпустил всего 20 автомобилей, в частности, бортовые «Газели». Однако в 1997 г. с конвейера сошли уже 50 машин. Причем, уже на втором году жизни завод освоил десять модификаций: от бортовых и микроавтобусов до фургонов и комби. В 1999 г. на «Искер-ГАЗ» собрали вдвое больше авто, чем в 1998 г. Появилась еще одна модель -«Соболь», и возможно появятся еще фургоны с раскраской карет «Скорой помощи», сошедшие с конвейера СП «Искер-ГАЗ», а также «хлебовозки» и специализированный автотранспорт для коммунальных хозяйств.
Опыт свидетельствует, что приток из-за рубежа капиталовложений в ту или иную страну зависит от степени привлекательности инвестиционного климата. В числе определяющих его факторов, прежде всего, следует назвать правовые условия, уровень инфляции, степень развития рыночной инфраструктуры и внешнеэкономических связей, наличие или отсутствие квалифицированной рабочей силы.
Несмотря на экономический спад и тяжелое финансовое положение населения, обусловленное монетарной политикой правительства, автомобильный рынок Казахстана очень перспективен. Есть еще горизонты для развития и рост не замедлит проявить себя по мере подъема казахстанской экономики. Не случайно зарубежные автомобилестроительные компании открывают и намерены дальше расширять сеть новых автосалонов. По их мнению, по казахстанским просторам ездит еще мало автомобилей и авторынок имеет огромный потенциал.
Одним из направлений, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей, следует отнести наличие сети сервисных организаций. Однако, автосалоны в республике переживают не лучшие времена.
На работе алматинеких автосалонов, торгующих дорогими иномарками, особенно представительского класса, отразился не столько экономический кризис, сколько правительственные решения, в том числе по продаже дорогого авто. Именно на этих клиентов приходилась львиная доля продаж. Высокие таможенные пошлины отразились и на официальном дилере «Даймлер-Крайслер», работающем в основном «под заказ». Количество продаж «Мерседес» невелико и не превышает 50 штук. Относительно неплохо чувствует себя на рынке «Меркур» за счет больших объемов привозимых машин. Компания получила статус официального импортера «Фольксвагена» в Средней Азии. На казахстанском рынке особо следует назвать представителей, торгующих продукцией «Ауди» и «Фольксваген», а также чешскую «Шкоду», российские ГАЗ и ВАЗ.
В октябре 1999 г. состоялось официальное открытие сервисного центра «Тойота центр Жетысу». Впервые японская компания пыталась инвестировать дорогостоящий проект в Алматы по созданию в Казахстане собственного автомобильного производства. Первым этапом в его реализации может стать производство запасных частей и аксессуаров. Второй этап будет обеспечивать сборку, а на третьем будет освоено производство самих автомобилей. Однако, рентабельность производства будет обеспечена лишь при достижении ежегодной потребности местного рынка в 100000 ед. Но спрос на данную продукцию на рынке значительно ниже.
Лидерами по продажам являются модели ВАЗа, в этом им способствуют низкие цены. После августовского кризиса 1998 г. в России в Казахстан огромным потоком хлынули «Жигули». Поскольку у ВАЗа нет в Алматы собственного официального представительства, то российскую продукцию завозят многие автосалоны. Свободное плавание тенге привело к тому, что в Казахстане объем продаж снизился и долларовые цены на продукцию ВАЗа упали.
На состояние авторынка Казахстана сильное влияние оказывает неофициальный рынок (автобарахолки). Более низкая стоимость на машины с автобарахолки перевешивает все плюсы, получаемые при покупке «Жигулей» в автосалонах. На цивилизованном рынке положительные моменты обусловлены тем, что, во-первых, прямые конвейерные поставки с завода исключают риск приобретения автомобиля «цыганской» сборки. Во-вторых, предотвращается наличие пробега, поскольку транспортируются машины по железной дороге, а на автобарахолках продаются пригнанные машины. В-третьих, в автосалонах на проданную продукцию дают гарантию.
Сегодня новым машинам ВАЗа серьезную конкуренцию составляют подержанные иномарки в связи с тем, что качество и уровень их комфорта значительно превышают российские машины.
В целом машиностроительный комплекс Казахстана имеет значительный производственный потенциал, который требует материально-технической, инвестиционной поддержки и реструктуризации в условиях рынка. В 2004-2005 гг. на отечественном рынке автомобилей наметились новые тенденции. Это рост физического объема продукции как в целом отрасли машиностроения, так и отдельных его подсистем. Так, в машиностроительной отрасли в январе-марте 2004 г. индекс роста физического объема продукции к уровню января-марта 2003 г. составил 138,1%. Аналогичные показатели в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составили 119,1%, производстве транспортных средств и оборудования — 153,9%, а в производстве машин и оборудования — 145,5%.
Рост производства продукции произошел в основном за счет роста производства кранов мостовых и козловых, автомобилей «Нива», подшипников шариковых и роликовых; жаток рядковых; бульдозеров; нефтепромыслового и нефте-газоперерабатывающего оборудования: увеличения выпуска трансформаторов, аккумуляторов и конденсаторов электрических; телевизоров; аппаратуры для видеозаписи и видеовоспроизведения; видеомагнитофонов и прочей звукозаписывающей аппаратуры; счетчиков электроэнергии и жидкости; производства транспортных средств и оборудования за счет увеличения выпуска автомобилей для перевозки десяти и более человек; машин пожарных.
Наблюдается рост деловой активности производств (до 10 и более раз) в регионах страны, среди которых предприятия Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской областей и г. Алматы. Наибольшие темпы роста имеют ОАО «Семипалатинский машиностроительный завод», ЗАО «Азия-Авто». На производствах других областей рост производства продукции был несколько ниже. Тем не менее, он составил 417,9% в ТОО «Кран-Трейд», 314,6% — в ТОО «Инструментальный завод», 259,5% — в ТОО «Актю-бинский завод нефтяного оборудования», 240% — в ОАО «Мунаймаш», 207,2% — в ТОО «Петропавловское предприятие электроизоляционных материалов» г. Петропавловск. В пределах 1,5 раза и выше увеличили объемы производства ОАО «Казэнергокабелъ», ЗАО. «Степногорский подшипниковый завод», ТОО СП «Ерка», ОАО «Востокмашзавод», ОАО «Усть-Каменогорский арматурный завод» и др. Рост в отрасли в основном был обеспечен за счет освоения и увеличения объемов производства транспортных средств, оборудования для горнодобывающей, нефтегазовой отрасли, электротехнической продукции и электроники.