Как мы уже видели, в ХIII-ХIV веках группы кереитов, пришедшие с востока вместе с войсками Чингисхана активно смешивались с местным кыпчакским населением, входя в различные государственные образования: и политические объединения — улус Тайбуги на севере Казахстана, Могулистан в Семиречье, кереитско-конратский союз в Центральном Казахстане и Приаралье, Уже в первые десятилетия кереи активно ассимилируются в кыпчакской среде и наряду другими племенами участвуют в этногенезе казахского народа. При этом, кереитские по происхождению группы вошли в состав не только собственно кереев и кереитов, но и в состав других казахских племен и родов. В связи с данной проблемой необходимо сказать несколько слов о самом характере «родоплеменной» структуры казахов, без чего нельзя объяснить столь тесную связь различных казахских объединений между собой.
В XV-XVI вв. в Казахском ханстве сохранялась военно-административная система организации населения, сохранившаяся в наследство от Золотой Орды — Улуг Улуса. Территория и население ханства делились на уделы во главе с султанами — родственниками хана. В составе каждого удела было 50-60 тысяч семей. В начале XVI века ханство делилось на 3-4 крупных удела, один из которых управлялся непосредственно ханом. Каждый удел в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей. Во главе улусов также стояли султаны, назначаемые ханом. Каждый улус обладал своей территорией со строго разграниченными пастбищами, особенно зимними. Ополчение улуса во время войны было самостоятельным подразделением. Таким образом, фактически ханство делилось на военно-адмнистративные единицы.
Изменение системы управления в Казахском ханстве в начале XVII века оказало значительное влияние и на характер организации населения. Основой административно — территориального деления становятся жузы. Георги определял численность населения каждого жуза в 30 тыс. кибиток, т.е. в 150-180 тыс, человек. Фальк, считал, что «сила каждой отдельной орды (жуза — авт.) получалась… примерно по 100000 стрелецких луков». Согласно его свидетельствам, ‘»каждая орда (жуз — авт.) подразделяется на несколько волостей (по кирг, — аймак), а волость в свою очередь распадается на более мелкие подразделения — улусы и колена». Те же аймаки Фальк называет так же «иллен», т.е. «ель». Все эти термины относятся скорее к территориальным структурам, нежели родоплеменным, В то же время, эти объединения обладают значительной автономией, поэтому говорить о военно-административном принципе организации населения в чистом виде достаточно сложно. Скорее речь может идти о военно-потестарной системе с элементами военно-административной организации. Именно потестарный характер отношении обусловил распространение терминов «уруг» — род, «таила»- племя, которые использовались без особого порядка и системы.
То, что казахские «племена» и «роды» были скорее военно-потестарными объединениями, говорит тот факт, что их состав мог измениться от конкретных военно-политических и исторических условий. Так, источники в конце XVIII века отмечают в составе аргынов такие объединения, как уйсун, шапрашты и курлеут. В XIX веке два первых рода относятся уже к Старшему жузу, а курлеты к кыпча-кам. В состав найманов в конце XVIII века относились шаншклы и жалаиры, также входившие в состав Старшего жуза. Образование объединения жетиру сами казахи связывают с деятельностью Тауке-хана, который, «который соединил слабые 7 родов Средней Орды в один союз и включил в Младшую». Таким образом, при всей внутренней автономии военно-потестарных объединений казахов, ханы имели возможность (конечно, с согласия представителей знати) реорганизовывать их в соответствии с меняющимися военно-пологическими реалиями, что говорит о сохранении элементов воен-но-административной организации.
Следует обратить внимание на то, что в тех же районах, где в XVI веке располагался улус кереитов, в XVII- XVIII веке кочевало казахское племя албан (адбан) Сташего жуза. Отметим совпадение названия «албан» с названием племени «албан» (мн. число — албат), входившего в состав кереитов домонгольского периода. Существуют некоторые параллели между кереями и албанами и в родословных-шежире. Так среди предков подразделения сары албанов встречаются такие антропонимы, как Балта, сын Бидайшы, среди предков шыбыл — Керейкул. Можно предположить в качестве гипотезы, что часть се-миреченских кереитов под напором калмыков в XVII веке покинула, Семиречье и откочевала на запад, войдя позже в состав Младшего Жуза. Оставшиеся же на местах прежнего кочевания на северных отрогах Алатау кереиты-аябаны, вошли в формирующийся Старший жуз под своим древним названием албан.
Прослеживается и родство кереев с другими казахскими родами Старшего жуза. в частности, уйсынами и ысты. Как указывал Ш. Кудайбердыулы, казахские предания считают подразделение кереев абак потомками Абак-батыра, который происходил из сары-уйеунов и был женат на дочери Караби, сына Ашамайлы. И.Андреев о происхожднии абак-кереев сообщал следующее: «О роде же абахты повествуют: Усюн был усюнского поколения из Большой орды; а сын его Абахты, когда разбогател рогатым скотом и имел много коров, но не доставало у него быков, просил он отца своего, чтоб он для приплоду снабдил его быками: но как у него их было мало, и он ему в том, отказал; то Абахта, осердясь, отошел прочь от усюшдов к кирейцам и составил вторую часть, где имел уже детей от разных жен: Сарбаша, Жадыка, Чириуча и Жастабана, которые- по тому ж.- напоследок размножившись, разошлись, и каждый род по своем праотце название получили».
В то же время, батыр Аксакал-Абак включен в родословную уйсынов следующим образом: Акарыс (Байшора) — Узынсакал Ибраим (Жумабай) — Курти — Кейки Би — Тобе Би — Майкы — Бактияр -Уйсил(Уйс-ин) — Аксакал (Абак) — Айдарлы — Караш — Байдибек -Жайменбет — Ысты — (сыновья Ойык и Тшк).
Еще одна параллель связывает казахов Старшего жуза и кереитов Младшего жуза. Так, в родословной кереитов линия родства выглядит следующим образом: Кереит — Курзихан (Аксакал Батыр) -Бозаншар — (сыновья Еспенбет и Коспамбет). Легенда о сыновьях Бо-заншара прямо связывает кереитов со Старшим жузом: У Бозаншара с женой погибли все дети и не осталось потомков. Некие гости, для которых Бозаншар устроил той, предсказали появление двух сыновей, сказав, что после их ухода к Бозаншар с женой получит богатство в виде овец, которым надо будет сделать метки на ушах. По названию этим меток будут называться потомки этих двух сыновей. Бозаншар делал метку в виде простого надреза — «тшк», а его жена в виде овала — «ойыка». Вот по названиям этого аналога тамги, называемого ен, т.е. метка . потомки Еспенбета называются Ойык танба-лы, а Коспамбета — Тшк танбалы. Племя Старшего жуза ысты же в свою очередь состоит из двух подразделений ойык и тшк, по имени сыновей самого Ысты. Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что Абак-батыр кереев, Аксакал-Абак уйсынов (ысты). Аксакал-батыр кереитов имеют единый прототип, что говорит едином происхождении данных родоплеменных групп казахов. На наш взгляд, перспективно было бы связать Курзихана кереитов и Курти уйсынов с Курд-жакус-ханом средневековых киреитов.
Исследователи указывают на общие корни кереев с еще двумя родоплеменвыми группами казахов Младшего жуза — телеу и тортка-ра. Телеу — название племени объединения жетиру. Этноним телеу исследователи возводят к древнему роду теле, который в VI в. входил в состав тюркского каганата. В состав племени телеу входят четыре основных подразделении; ажиахмет, но гаи., самат, кереилы,
Торткара — название племени объединения алимулы. По мнению казахских этнографов, основным компонентом торткара > являются выходцы из средневековых найманов (так, в роде матай племегт* найман Среднего жуза имеется подразделение торткара), а также представители другого крупного племени Среднего жуза — керей, с которым у торткара совершенно одинаковая тамга.
Напрямую связаны с кереями род каракерей в составе крупнейшего племени Среднего жуза наман. В частности, в состав каракереев входят роды Токымбет, Акымбет, Сыбан, Мурын, Байжигит, Каржы, Байгана, Бегимбет, Аксемиз, Болатшы, Тузакшы, Торту ыл, Садыр и Кожам бет. В данном списке есть ряд трибонимов, общих для найманов и кереев: Акымбет, Токымбет, Сыбан (Сибан).
Как мы видим, исторические процессы, протекавшие на территории Центральной Азии в средние века и новое время привели к тому, что отдельные группы кереев вошли в состав различных монголоязычных и тюркоязычных этносов. Более того, будучи включенными в состав казахского этноса, кереиты так или иначе, сыграли роль в формировании целого ряда казахских родоплеменных групп всех трех жузов — собственно кереев и найманов Среднего жуза, кереитов и телеу Младшего жуза, уйсунов, албанов и ысты Старшего жуза. Кроме того, прослеживается прямая связь между кереями и конратами. Таким образом, исторические данные подтверждают единство происхождения казахов и взаимосвязь различных родовых групп.
Всем Ассамагалейкум я родом керей токымбет темиртас,калкысы,тураш
Ассалаумағалейкум Я родом из Абак керей Ители Куйык Токтагул