В первой половине XVIII в. к моменту присоединения Казахстана к России на его обширных пространствах находилось всего лишь несколько небольших городов. Страна безбрежных степей, обитель кочевников. Таким представлялся Казахстан путешественникам и ученым тех времен. И это мнение держалось очень долго. К примеру в книге Туркестанский край», изданной в 1913 г., написано: «В сущности, вся история Средней Азии (в том числе подразумевался и Казахстан) представляет историю тысячелетней борьбы кочевого населения, обитавшего в степях, с населением оседлым, жившим у подошвы гор и по долинам рек. Простор степей, зависимость существования от скотоводства, требующего обширных пастбищ, и другие условия жизненного уклада кочевника сделали его с незапамятных времен врагом оседлого жителя и вселили в него страсть к разрушению всех препон, мешающих свободному передвижению. Идеал кочевника — безграничная степь, покрытая стадами тучного скота, и поэтому’ он при первой возможности сметет с лица земли все, что мешает ей стать пастбищем. Сады, дома, великолепные здания и произведения искусства не нужны и непонятны для кочевника, как непонятна и не нужна вся оседлая культура. Если бы кочевники могли, они весь мир бы обратили в пастбище». Несостоятельность этих слов очевидна, против них говорят сами факты. Не «вечная борьба», а взаимосвязь кочевника и земледельца, пастуха и пахаря отчетливо прослеживаются по всей средневековой истории. Один из крупнейших археологов — исследователь древнего Хорезма СП. Толстов в своих работах приходит к выводу: «Было бы величайшей ошибкой видеть в городской цивилизации продукт развития только земледельческих оазисов». Время доказало правоту ученого, который считал, что среднеазиатские города возникли и достигли своего расцвета потому, что связывали между собой хозяйства скотоводов и земледельцев.
А, кроме того, «чистых кочевников» история вообще не знает. У всех восточных народов всегда есть группы населения, занимающиеся скотоводством, земледелием, а также и земледелием, и скотоводством. У одних из них преобладало скотоводство, у других — земледелие. С течением времени эти пропорции могли меняться из-за колебаний климата, военных столкновений, нашествий других народов. Это в полной мере относится и к Казахстану, где в период средневековья насчитывались десятки цветущих городов с прекрасными архитектурными ансамблями, с дворцами и мечетями, величественными мавзолеями и лачугами бедняков, с медресе и мастерскими гончаров, кузнецов и ювелиров. Тысячелетие тему назад Мухаммед ибн Ахмед-ал-Макдиси, величайший арабский географ, уроженец Иерусалима, объездивший почта все мусульманские страны, писал лишь о древней области Испиджаб (современный Шымкенг): «Округ Испиджаб расположен посредине области Мавераннахра (имеется в виду Южный Казахстан), его главный город — того же имени. К числу его городов относятся Хурлуг, Джушштагу, Арсубаникег, Бараб, Шавгар, Сауран, Турар, Зерах, Шагалджан, Баладж, Барукет, Бурух, Яганкег, Азахкет, Дех Нуджикет, Тараз, Балу, Джикиль, Барсхан, Атлах, Джамукет, Шельджи, Куль, Сус, Такабкет, Дех Нави, Кулан, Мирки, Нушкет, Лакра, Джамук, Урду, Невакет, Баласагун, Лабан, Шуй, Абалык, Маданкет, Барсиан, Балыг, Джаркан, Яг, Якалык, Раванджам, Катак, Щур, Чашма, Диль, Авас, Джаркенд».
Кто же строил первые казахстанские города? Кто населял их? Когда они возникли? Как развивались? Почему погибли? Вот те вопросы, которые интересуют всякого, кто хочет знать о прошлом. Ответить на них помогают исследования историков и археологов. А теперь представьте себе, как далеко берет начало городская жизнь. В Месопотамии, междуречье великих рек Тигра и Евфрата, первые города (их еще называют «протогородами») возникли еще в IV тысячелетии до н.э. В середине IV тыс. до н.э. в Шумере, в области Урука существовало 17 поселений и городков, а к концу IV тыс. до н.э. крупным городом становится Урук с жилищами знати и простых людей, многочисленными храмами, стоявшими на высоких цоколях-платформах, облицованных белыми плитами известняка. В городах были развиты разнообразные ремесла, торговля, орошаемое земледелие, а также искусство и архитектура, распространяется письменность. Богатством отличались открытые археологами «царские» гробницы города Ура, относящиеся к III тыс. до н.э. В подземных купольных помещениях из жженого кирпича рядом с погребенными помещали оружие из бронзы, украшения из золота и лазурита, например, золотые головы быков с бородами из бирюзы, бусы из лазурита, бирюзы и сердолика. В одной из гробниц было собрано 25 тысяч таких бус. В могилу вместе с умершим «царем» помещали убитых по этому случаю людей, которые должны были сопровождать высших особ в потусторонний мир. В одной из гробниц было найдено 59 таких жертв. Городские центры возникали и развивались и в Малой Азии (территория современной Турции). Археолога изучили древний город Чатал-Хююк, формирование которого относится к VII—VI тыс. до н.э. В Иордании одним из древнейших городов был Иерихон, упоминаемый в Библии. Уже в VII тысячелетии до н.э. город окружали массивные и высокие стены. Удивителен город на полуострове Индостан — это Мохенджо-Даро, где проживало около 40 000 человек. Город состоял из кварталов, разделенных разветвленной уличной сетью. В нем имелись колодцы и система канализации, были выстроены здания для общественных собраний и городские зернохранилища. Город жил с 2400 по 1800 гг. до н.э.
В Китае изучалось городище Эрлитоу (2205-1760 гг. до н.э.), представленное большим дворцовым комплексом. Имеются надписи на костях животных. В городе высокого развития достигло производство изделий из бронзы и гончарное ремесло. На территории Средней Азии ранние города были открыты в Южной Туркмении, в предгорьях Копет-Дага и дельте Мургаба. Сейчас это развалины под названием Алтынтобе, Гонуртобе и Тоголок. Существование первого города относят к 2100-1850 гг. до н.э. Среди рядовой застройки в Алтынтобе выделялись культовый центр в виде ступенчатой башни, дома знатных людей, общественные хранилища. Обнаружены были и ремесленные мастерские, изделия из золота и слоновой кости. Бесспорно, это был центр ремесла, культуры, религии с широкими торговыми и международными связями. Города Гонуртобе и Тоголок были центрами государства Маргиана и существовали между полутора и одной тысячами лет до н.э. При их раскопках открыты дворцы и храмы, кварталы ремесленников, найдены керамика, печатки из серебра и бронзы, скульптурки божеств и жрецов. Эти города были связаны торговыми и культурными отношениями с Индией и Месопотамией.
Протогорода в степной зоне Казахстана, простирающейся от Урала до Иртыша, возникли в начале бронзового века (с 1800 по 1600 гг. до н.э.).
Один из таких городов — Аркаим, так называются сейчас его остатки. Он находится на границе Челябинской и Кусганайской областей. В течение многих лет на этой территории проводили исследования российские археолога.
Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города. Это и развитая система фортификационных укреплений, это и наличие строгого плана застройки, а, возможно, даже и макета, по которому строилось поселение. Кроме того, вся территория поселения делится на несколько зон: жилую, производственную, общественную. В каждой из них сосредоточено либо жилье, либо производство, либо отправление священных культовых обрядов, либо проведение общественных собраний. То, что Аркаим являлся протогородом, свидетельствует его роль в снабжении расположенных рядом по селков металттческими изделиями, керамикой. В Аркаиме проживали многочисленные ремесленники: кузнецы, металлурги, гончары. Рядом с Аркаимом расположен храмовый комплекс. К этому же времени относится распространение мелкой каменной скульптуры, которая изображала древних богов, принадлежащих отдельным родам и семьям. Они хранились в тайниках и приносились в храмы лишь во время религиозных празднеств. Интересной находкой на поселениях этого времени являются глиняные кружочки с оттиснутыми на них знаками. Они, судя по всему, относятся к самому началу’ появления письменности и характеризуют высокий уровень развития общества. Сейчас раскопки протогорода, подобного Ар-каиму, проводятся в Каркаралинском районе Карагандинской области. Поселение Кенг, окруженное стенами и рвами, существовало в более позднее, чем Аркаим, время, что свидетельствует о длительной традиции протогородской жизни в эпоху бронзы в Казахстане.
Казахи вы такие ахуевшие, сука, вас бля вырезать надо. «Казахстанские города… а потом Баласагун и Суяб» сюда закинули, хотя они находятся даже не в Казахстане, не на границе с Кыргызстаном, а блять в центре Кыргызстана. Уёбища вы а не народ
Это ложь Кочевникам нужны земледельцы в каждом регионе Современного Казахстана можно встретить много городов и оседлых народов на юге Узбеки, на востоке уйгуры, на севере Татары, на западе славяне итп.