В июле 1995 года впервые в истории суверенного Казахстана представителями общественности был обнародован альтернативный проект Конституции РК. Его разработчиками выступили исполнительный директор Казахстано-Американского бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис, президент Международного фонда интеллектуальной поддержки реформ в Казахстане и Центральной Азии «АРКОР» Нурбулат Масанов, президент независимого профсоюза «Бірлесу» Валентина Сиврюкова, а также два американских эксперта-юриста Барнабас Джонсон и Лаури Уаймен.
Как следует из пояснительной записки к данному документу, основные отличия альтернативного проекта Основного закона от официального, а также тогда еще действующей Конституции РК 1993 года, содержались в концептуальных аспектах. Таковыми же являлись:
1. Признание верховенства народа, делегирующего властные функции государственным органам и их должностным лицам на благо общества, а также обозначение четких границ их деятельности. Как отмечалось в документе: «.. .предлагаемый проект Конституции создает подлинный Закон. Он провозглашает, предписывает и определяет, что, когда, где, каким образом «можно» или почему «нельзя».
2. Предоставление законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти соответствующих полномочий с подробным разъяснением способов координации между ними и механизмы сдержек и противовесов.
3. Установление о том, что ни одной из ветвей власти и ни одному государственному должностному лицу, включая Президента республики, не предоставляется право нарушать основные конституционные права и свободы человека или группы граждан, включая свободу совести, слова, собрания, право не быть лишенными жизни, свободы, собственности без рассмотрения дела беспристрастным и независимым судом.
4. Определение того, что любые права подразумевают ответственность с учетом сбалансирования таких, на первый взгляд, противоречащих друг другу ценностей, как свобода и порядок, личная инициатива и общественная безопасность.
5. Представление Конституции не только как соглашения между управляемыми и органами управления, но и как соглашения самого народа относительно того, «какое государство он хочет построить и оставить своим потомкам»;
6. «.. .эта Конституция кардинально отличается от псевдоконституций советского прошлого и основывается на 2500-летней истории демократического развития, приведшей к созданию нынешней теории конституционного устройства общества» [45].
Очевидно, что альтернативный проект Конституции РК был максимально основан на либерально-демократических подходах в вопросах соблюдения прав и свобод человека и государственного строительства. Показательным в этом отношении стало признание авторами проекта учета в процессе его разработки международного опыта конституционного строительства и, в частности, таких стран мира, как США, Германия, Япония и т. д.
Среди других особенностей рассматриваемого документа можно отметить, в частности, придание ему стилистики не только правового, но и политического документа. Так, например, среди его положений можно отметить следующие, характерные для данного случая:
а) «Настоящей Конституцией Народ порывает со своим тоталитарным прошлым…» (п. 2 ст. 3);
б) «…Народ обязывает Парламент никогда не злоупотреблять для достижения чисто политических целей или для наказания только за непопулярные решения. Народ напоминает Парламенту и одновременно себе: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (п. 6 ст. 12);
в) «…все люди рождены с определенными неотъемлемыми правами, включая право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Эти права не созданы государством, наоборот, государственные органы (Правительство) созданы Народом для обеспечения этих прав» (п. 2 ст. 25).
Примечательно также, что большинство статей раздела «Общие положения» альтернативного проекта Конституции РК носят характер прямого действия и устанавливают меры, которые должны быть реализованы в процессе принятия данного правового акта и после этого. В том числе сюда вошли проведение референдума по принятию нового Основного закона страны, затем выборов президента, вице-президента, депутатов парламента и назначение членов Верховного суда. При этом органы верховной власти, которые действовали до принятия новой Конституции, после ее вступления в силу, по замыслу разработчиков проекта, становятся временными и призваны обеспечить «упорядоченное осуществление передачи власти» вновь формируемым органам.
Кроме того, если в конституциях 1993 и 1995 гг. положения, определяющие права и свободы граждан, следуют за общими положениями, то в предложенном проекте они представлены в самом последнем разделе. Тогда как положения, касающиеся государственного устройства Казахстана и вопросов функционирования трех ветвей государственной власти, идут впереди. Авторы документа в связи с этим считали, что права и свободы граждан должны быть «реально «вписаны» только в «треугольник» ветвей власти». Тем самым они полагали, что обеспечение данных прав и свобод должно заключаться прежде всего в их уважении и соблюдении со стороны государства и его органов, а не в общем их декларировании. По поводу последнего момента они подвергли критике соответствующие положения действующего и подготавливаемого к принятию Основных законов.
Институт президентства авторы проекта альтернативной Конституции РК предложили по американской модели, предусматривающей непосредственное руководство правительством со стороны президента при отсутствии должности премьер-министра, наличие избираемого вместе с главой государства вице-президента страны и процедуры импичмента в отношении их обоих со стороны парламента. В то же время парламент они предлагали оставить однопалатным в соответствии с унитарным устройством республики. При этом состоять законодательный орган, по мнению авторов, должен из 135 депутатов, избираемых на 6 лет прямым и всеобщим голосованием в избирательных округах.
Следует также отметить, что авторы данного документа не настаивали на установлении в Казахстане парламентской республики. Предлагаемый ими проект Конституции РК был ориентирован на «компетентную президентскую демократию». Правда, исходя из опыта различных развивающихся стран мира, авторы отмечали несостоятельность данной модели в государствах Южной Америки. Но, с другой стороны, они объясняли это обстоятельство отсутствием в данных странах действительно независимой судебной власти. Поэтому, на их взгляд, «президентская демократия» будет вполне успешной в Казахстане при условии не только сдержек и противовесов со стороны парламента, но и наличия действенной, самостоятельной и независимой от исполнительных органов судебной власти.
Что касается положений относительно прав и свобод граждан, то их разработчики проекта Конституции РК предлагали разделить на две группы:
1) права и свободы, защита которых может быть осуществлена через судебную власть;
2) общественные идеалы, которые можно защитить в суде только в той мере, в которой они закреплены в законодательстве.
Как следует из утверждения авторов: «Осуществимые права, такие как право на справедливый и беспристрастный суд, не должны смешиваться с неосуществимыми идеалами: все должны иметь хорошую работу, приличное жилье, ежедневное трехразовое питание и т. д. Право на свободу слова или право не быть лишенным свободы без справедливого судебного разбирательства могут быть осуществлены судьями. Но право на полноценное питание не может быть осуществлено судьями… В связи с этим в предлагаемом проекте Конституции закреплены реально осуществимые права, защищаемые осуществимым законом. Для нашего общества это и есть начало движения к идеалам» [47].
В целом, Евгений Жовтис, Нурбулат Масанов, Валентина Сив-рюкова и их американские партнеры явно не ожидали то, что разработанный ими проект Конституции РК будет принят во внимание руководством страны и тем более вынесен на референдум вместе с официальным проектом Основного закона. Поэтому основную цель своей инициативы они считали образовательной, позволяющей казахстанцам отличать подлинные конституции от декларативных. Авторы также выразили свою заинтересованность в осмысленном и глубоком обсуждении своего документа и дискуссии вокруг него, считая это первым шагом к утверждению конституционной демократии в Казахстане.