Конституция Республики Казахстан провозгласила нашу страну демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшей ценностью которого является Человек, его права и свободы [1]. Признание нашим государством своей высшей ценностью человека его жизни, прав свобод – есть величайшее достижение страны и народа, воплотившего в реальность главный смысл философских исканий о месте и роли человека. Иммануил Кант был убежден в том, что « человек – самый главный предмет в мире»[2]. Казахстан, провозгласив себя в соответствии с принятой 30 августа 1995 года всенародным голосованием Конституцией Республики Казахстан демократическим правовым государством, заявила тем самым о своих намерениях продвигаться в направлении развития мировой цивилизации, исходя из признания человеческой личности, ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве. Смысл правового государства раскрывается через Конституцию: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»[1]. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимые условия его существования. Конституция РК определяет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Конституция страны устанавливает запрет на любую дискриминацию по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (ст.14). Конституция формулирует сущность и содержание конституционных прав, свобод и обязанностей граждан в соответствии с принципами современной рыночной экономики, которые ставят возможности удовлетворения многообразных интересов личности в зависимость от ее конкретного вклада (результата) в процессе своей трудовой деятельности. При этом государством гарантируется необходимый минимум бесплатных социальных услуг.
С принятием действующего ныне Основного Закона в Казахстане формируется качественно новое правовое пространство, предусматривающее все условия для самореализации граждан, открывается простор для дальнейшей демократизации общества. Экономическая свобода, идеологическое и политическое многообразие, равенство всех перед законом являются основными приоритетами правового развития Казахстана. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция РК заложила основу конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с положениями статей 11,12,13, 18, 27, 28 31 Конституции можно выделить государственную, правовую, судебную, общественную, социальную, международно-правовую защиту и самозащиту своих прав и свобод. Все перечисленные категории, характеризующие различные стороны правозащитной деятельности, раскрываются и уточняются в действующем законодательстве. Вместе с тем конституционные нормы не только определяют четкие границы правозащиты, но и ориентируют граждан, общество и государство на реализацию основополагающих конституционных принципов. В частности, государственная защита прав и свобод человека и гражданина есть главная обязанность государства. Она гарантируется каждому. Правовая защита — это одна из форм, в которую облекаются меры государства по защите личности. Такая защита предполагает использование права для обеспечения интересов личности, выступая своего рода юридическим инструментом государства по защите прав граждан.
Судебная защита — это определенный юридический механизм, направленный на защиту и восстановление нарушенных прав. Она ограничивается рамками, установленными для отдельных видов судопроизводства. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. В Казахстане институт омбудсмена был создан 19 сентября 2002 года Указом Главы государства «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека»[3]. В своей деятельности он дополняет существующие государственные средства защиты прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с возложенными на него полномочиями омбудсмен рассматривает жалобы на действия государственных органов и должностных лиц, приведшие к нарушению прав человека, осуществляет мониторинг соблюдения прав человека, содействует развитию национального правозащитного законодательства, а также образованию в данной сфере. Институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) существует во многих странах Европы, Америки, Азии, Африки, Океании. Впервые должность омбудсмена появилась в 1809 году в Швеции и с тех пор получила распространение в более 70 странах мира. Даже консервативные Англия и Франция, неохотно следующие новым веяниям, в итоге учредили у себя институт омбудсмена. Мировое сообщество осознало — чем больше действенных способов защиты прав граждан в государстве, тем человечнее общество. Омбудсмен получил законодательное и общественное признание в государствах с различными формами правления из-за общности проблем, с которыми сталкиваются страны. Это и необходимость защиты прав человека, права на «хорошее управление», падение авторитета власти, ее бюрократизация и т. д. Во многих странах омбудсмен рассматривает жалобы на «плохое управление», то есть действие (или бездействие) административных органов, обусловленное неверным подходом или поведением, произвол, злой умысел или предвзятость, дискриминацию, халатность, необоснованные задержки, несоблюдение правил и процедур, отказ от установления или пересмотра процедурных мер, вмененных в обязанность данному органу. Расширение административной функции государства — этим объясняется распространение института омбудсмена и включение его в конституционно-политическую систему большинства стран мира. В таких условиях гражданин ежедневно подвергается воздействию ряда административных и других бюрократических органов, что очень часто приводит к недовольству граждан и недоверию их государству. Конституциями и законами большинства стран, учредивших институт омбудсмена, уполномоченный по правам человека наделяется контрольно-надзорными полномочиями. За 13 лет функционирования института Уполномоченного по правам человека в его адрес поступило более 15 тыс. жалоб, процент восстановленных прав граждан составляет от 15 до 22 % от принятых в производство обращений. В общем объеме превалируют жалобы, выражающие несогласие с решениями и действиями судов, также с действиями или бездействием правоохранительных органов. Кроме того, заявителями поднимаются жилищные, трудовые вопросы, права детей, право на образование, охрану здоровья, вопросы администрирования местных исполнительных органов. Работа с жалобами, прием граждан — первостепенная составляющая деятельности института Уполномоченного, позволяющая влиять на деятельность государственных органов в целях совершенствования и повышения уровня стандартов оказания государственных услуг.
Весьма действенным инструментом в работе омбудсмена являются рекомендации, направляемые им руководителям государственных органов. Все государственные органы в обязательном порядке информируют офис Уполномоченного по правам человека о результатах рассмотрения рекомендаций, запросов о восстановлении нарушенных прав, наказании соответствующих должностных лиц. Одним из приоритетов в деятельности Уполномоченного по правам человека является содействие совершенствованию законодательства в сфере прав человека, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Важным в данном контексте является подготовка офисом омбудсмена экспертных заключений к проектам законов в области прав человека. Кроме того, участие Уполномоченного в работе Совета по правовой политике при Президенте РК, Комиссии по вопросам помилования, в заседаниях комитетов Сената и Мажилиса Парламента, Верховного суда и Генеральной прокуратуры дает возможность вносить предложения по совершенствованию правозащитного законодательства на основе анализа находящейся в его распоряжении информации о ситуации с правами и свободами человека в стране. Одними из основных документов Уполномоченного по правам человека являются ежегодные отчеты и специальные доклады. Ежегодно омбудсмен представляет на имя Главы государства отчет о своей деятельности, который после его одобрения направляется для использования в работе в Парламент, Правительство, неправительственные и международные организации. За указанный период подготовлены специальные доклады Уполномоченного по правам человека по вопросам защиты прав детей, инвалидов, пожилых людей, беженцев и оралманов, лиц, содержащихся в местах предварительного заключения и лишения свободы. В целях совершенствования форм и методов взаимодействия в обеспечении защиты прав человека в республике, Уполномоченным по правам человека заключены меморандумы о сотрудничестве с Председателем Верховного суда, Генеральным прокурором, министрами внутренних дел и юстиции РК. Конструктивное сотрудничество с неправительственными организациями в интересах поощрения и защиты прав человека является важным направлением деятельности омбудсмена.
Строительство в Казахстане правового государства требует дальнейшего совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан. Важным механизмом в системе защиты прав и свобод человека и гражданина стал институт Уполномоченного по правам человека. Создание этого государственного правозащитного института явилось серьезным шагом углубления демократии в Казахстане. Опыт показывает, что следует рассмотреть вопрос повышения эффективности деятельности этого института»[4].
Переписывать статьи Конституции и указывать права — много ума не надо. Вот если бы разъяснили как реализовать эти права и указали механизм, тогда бы большое спасибо. А что в реальности: — имею права на судебную защиту, обращаюсь в суд -там судья-мошенница. И все! В государстве все должно работать по Законам, а не от титульности и родственным отношениям.
В Казахстане все так — списали Конституцию с западных сборников права и уже считают себя цивилизацией. И что конституцию необходимо исполнять в первую очередь госорганам они не знают. Нет в Казахстане права на собственность, если эта собственность понадобится понравится чиновнику, нет судебной защиты -0 суды формируются главой государства и последнее время только обеспечивают сбор средств, при том делают это так примитивно и предвзято — уверенны в крышевании гарантом, процессы не соответствуют нормам ГПК РК, идет подтасовка документов и откровенное мошенничество, И ничего нельзя сделать. Даже судебное жюри ВС при огромных зарплатах ничего не делают, только буквально крышуют судей… 21 век на дворе, а Казахстан примерно в 17 веке, бийские суды готовит, можно вообще плевать на свои права… Есть вопросы — обращайтесь — расскажу факты —
Я прошла все процедуры выхода из гражданства РК и выезд на ПМЖ… отказалась от Гражданства Казахстана, в связи с переездом на ПМЖ в Республику Беларусь… но в ЕНПФ мне отказывают выдать мои Пенсионные Накопления… В Постановлении написано, что для получения Пенс.накоплений… лицо без гражданства должен предъявить загран.паспорт! Но лицо без гражданства не может предъявить одновременно ЛБГ и загран. паспорт… потому что у него может быть только один документ! В общем закон противоречит сам себе! Такое ощущение, что ЕНПФ ищет любую причину не выдавать мне Пенсионные, а законы для ЕНПФ пишут просто «на коленке»! Это нарушение моих ПРАВ и СВОБОД! Пенс.накопления — это моя СОБСТВЕННОСТЬ!!! Пенс.накопления — это моя СОБСТВЕННОСТЬ!!! Вы не имеете Права не выдавать Пенсионные Накопления НЕ Гражданину Республики Казахстан — Лицу Без Гражданства! ЭТО НАРУШЕНИЕ МОИХ ПРАВ!!!