Конституция РК является правовой базой для развития всего текущего аграрного законодательства. В Конституции закреплена аграрная доктрина Республики Казахстан и выражается аграрная политика государства. Именно в Конституции РК содержатся главные, основополагающие принципы, устанавливающие порядок, методы и формы правового регулирования аграрных отношений.
Конституционные нормы являются непосредственно действующими правовыми нормами. Некоторые ученые отрицали возможность непосредственного регулирования конституционными нормами общественных отношений. Но это мнение не нашло поддержки в юридической литературе и было подвергнуто критике еще в 60-е гг. XX столетия, а после принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции СССР 1978 г. было отвергнуто большинством специалистов, занимавшихся исследованием вопроса о месте конституционных норм в механизме правового регулирования общественных отношений.
Конституция РК играет основополагающую роль в охране и защите аграрных прав и законных интересов человека и гражданина. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, определяются правовые основы конституционного строя, государственного устройства, порядок формирования и компетенция органов государственной власти, и их пределы. Конституция Республики Казахстан закрепляет основы общественного строя: экономические, организационные, социальные, духовные, личностные.
Поэтому не только государство, но и его институты черпают правовые положения, идеи в Конституции. Наряду с этим общество, его составляющие должны основывать свою деятельность на Конституции.
Конституция РК признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц.
В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются Законом (ст. 6 Конституции РК).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать это имущество в собственность другим лицам, передавать им свои правомочия по владению, пользованию имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом. В то же время осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Собственник должен принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен в результате его деятельности.
Важное значение имеет положение Конституции, определяющее право собственности на землю и другие природные ресурсы. В соответствии с п.З ст.6 Конституции РК «Земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности, на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Частная собственность на землю в сельском хозяйстве является мощным стимулятором развития сельскохозяйственных, производственных отношений. Как основное средство производства, земля является неотъемлемым атрибутом в формировании сельскохозяйственного рынка, и в этом плане неумолимо ее значение для сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Общие положения об охране права частной собственности как важной ценности гражданского общества, в современных условиях, выдвигаются на первый план. Право собственности в Республике Казахстан бессрочно, не ограничено и неприкосновенно. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда (ст.26 Конституции РК).
Конституционные нормы, имеющие определяющее значение для организации и деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций, Н.Н. Веденин классифицирует по четырем основным группам:
1) провозглашающие права и свободы граждан в сфере предпринимательской деятельности;
2) определяющие формы и виды собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы;
3) регулирующие трудовые отношения;
4) устанавливающие систему государственных органов, их компетенцию, в том числе и в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Такую классификацию конституционных норм можно выделить и в Конституции Республики Казахстан.
Уже в ст.1 Конституции РК записано: Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.
Пункт 4 ст. 26 Конституции РК устанавливает, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Предпринимательство как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 10 ГК РК), является основой основ перехода к рыночным отношениям, главным направлением реформирования сельскохозяйственных предприятий, повышения их эффективности, надежного обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому предусмотренные Конституцией РК права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности имеют основополагающее значение для правового регулирования аграрных отношений.
Гарантируя свободу предпринимательской деятельности, государство обеспечивает ее защиту и поддержку, вместе с тем устанавливает ряд дополнительных норм, обязательных для исполнения сельскими предпринимателями. Так, в соответствии со ст. 26 Конституции в Республике Казахстан монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается. Данные конституционные положения свидетельствуют о том, что Казахстан, развивая и углубляя рыночные принципы ведения сельскохозяйственной экономики, приблизился к международно-правовым стандартным правилам определения статуса коммерческих организаций, что распространяется и на сельскохозяйственные предприятия.
В то же время, обеспечивая хозяйственную самостоятельность сельского предпринимателя, государство не должно вмешиваться в хозяйственную деятельность и рыночные отношения хозяйствующих субъектов.
Совершенно по новому Конституцией Республики Казахстан определены положения о труде. Так в ст. 24 предусмотрено, что каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда, либо в условиях чрезвычайного и военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Объясняется это тем, что в зависимости от специфики сельскохозяйственного производства, его отраслей сельскохозяйственные работники имеют реальную угрозу заболевания в результате работы с больными животными либо при использовании в технологических процессах ядохимикатов.
Следовательно, работники сельского хозяйства должны проходить обязательное медицинское обследование и профилактические медицинские обработки, способствующие обеспечению здоровья работников сельского хозяйства. Немаловажное значение при регулировании трудовых отношений сельскохозяйственных работников имеют четко отлаженные мероприятия, связанные с проблемами охраны труда и совершенствованием производственных технологий.
Так, для обеспечения безопасности сельскохозяйственных тружеников необходимо предоставление им специальной одежды, дополнительных отпусков в целях компенсации вредных последствий, возникающих в результате работы на вредных для здоровья участках производственного цикла.
По результатам выполненной работы каждый работник имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.
Для сельскохозяйственных предприятий, организаций, а также для лиц, занимающихся частным предпринимательством, Конституцией Республики Казахстан признается право на индивидуальные, коллективные, трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст.24 Конституции РК).
В соответствии со ст. 31 Конституции Республики Казахстан государство ставит себе целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, что свидетельствует о том, что государство проявляет заботу в том направлении, когда производственная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей не должна оказывать вредного воздействия на окружающую среду и наносить ей какой-либо ущерб. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38 Конституции РК). Конституцией Республики Казахстан определены предмет ведения и компетенция государственных органов по вопросам, касающимся проблем эксплуатации и использования земель и других природных объектов, управления собственностью, определения правовых основ единого рынка и т. д.
Равенство прав граждан перед законом и судом гарантировано ст.ст. 14, 15,29 Конституции РК и при нарушении прав граждан на жизнь, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В Конституции РК закреплены полномочия Президента РК? определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства, являющегося гарантом государственной власти незыблемости Конституции, прав граждан (ст.40 Конституции РК). В ней определены в общей форме полномочия Парламента по изданию законов, регулирующих важнейшие общественные отношения, в том числе в области аграрных отношений (ст.61 Конституции РК). Полномочия Правительства, разрабатывающего основные направления социально-экономической политики государства, его безопасности, организующего руководство деятельностью министерств, государственных комитетов и иных центральных и местных исполнительных органов. Правительство издает в пределах своей компетенции постановления, имеющие обязательную силу на территории Республики и по вопросам обеспечения продовольственной безопасности, решения задач по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий, защиты прав граждан (ст.ст.66-70 Конституции РК).
Важное значение в этом деле имеют статьи Конституции, закрепившие полномочия местных государственных органов управления и самоуправления по разработке, утверждению планов, экономических и социальных программ по обеспечению прав и законных интересов граждан (ст.ст. 86-89 Конституции РК).
В Конституции РК есть немало и других норм хотя и косвенно, но закладывающие основы аграрной политики государства.