Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Признание Верховного Совета в марте 1994 г. нелигитимным показало необходимость принятия новой Конституции республики. Текст новой Конституции Республики Казахстан был принят на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., которому предшествовало широкое обсуждение новых положений Конституции среди общественности Казахстана и зарубежных экспертов. Всего в Казахстане состоялось около 33 тыс. коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн. граждан. В рамках этих обсуждений было внесено почти 30 тыс. предложений и замечаний к проекту. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.
Пункт 1 статьи 1 новой Конституции гласит, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Тем самым Казахстан признал приемлемой для себя демократическую модель государственного развития, юридические положения которой больше соответствовали потребностям государственного строительства в республике. «…Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию».
Именно этими словами начинается Основной закон Республики Казахстан. Конституция Казахстана – не декларативно, а всей структурной и технико-юридической основой, системой строгих государственных, политических и правовых категорий – создает надежные предпосылки для построения и развития современного государства и социально ориентированной рыночной экономики.
Общие контуры государственности Казахстана четко обозначены в первой статье Основного закона, гласящей, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Казахстан определяется Конституцией как унитарно-целостное государство. Главным в характеристике унитарного государства является то, что оно не имеет внутри себя иных национально-государственных или автономных образований. Унитарность предполагает единое гражданство, законодательство, систему государственной власти. По Конституции Казахстан является республикой с президентской формой правления, где Президент – Глава государства, высшее должностное лицо, определяющее основные направления внутренней и внешней политики страны. Глава государства выступает гарантом незыблемости Конституции, прав и свобод граждан.
Конституция Казахстана юридически поддерживает сильную президентскую форму правления, тем самым «…в стране создан устойчивый и преемственный институт сильной государственной власти». Однако одним из основополагающих принципов Конституции Республики Казахстан является принцип народного суверенитета, заключающийся в том, что единственным источником госу-дарственной власти в Казахстане является его народ. Из этого конституционного положения вытекает, что государственная власть в стране исходит от народа, принадлежит ему и может осуществляться им непосредственно, т. е. через республиканские референдумы и свободные выборы или делегироваться народом государственным органам.
Принцип полновластия народа, закрепленный в Основном законе Республики Казахстан, относится к универсальным принципам, имеющим общечеловеческую ценность и присущим большинству современных демократических конституций. Высшим непосредственным выражением власти народа, со-гласно Конституции Республики Казахстан, являются республиканский референдум и свободные выборы ( п. 2 ст. 3 Конституции). Это находит свое выражение в следующем: граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления; участвовать в республиканском референдуме; в закреплении демократического порядка формирования представительных органов и демократической процедуры их деятельности; в сочетании представительной и непосредственной демократии; в повышении роли политических партий и общественных объединений в политической системе общества.