В июне 2010 года Нурсултан Назарбаев был наделен статусом Лидера нации. При этом данному политическому акту предшествовала определенная идеолого-пропагандистская работа представителей государственного аппарата, партии «Нур Отан» и других сторонников Главы государства и проводимого им официального политического курса. Основными целями указанной работы следует считать выявление основных критериев, характеризующих особенности национального лидерства в современных казахстанских реалиях, и обоснование признания таковым лидером действующего Президента РК.
Причем данная работа велась еще в период, предшествующий рассматриваемому. Так, в ноябре 2007 года в одном из своих интервью бывший тогда министром культуры и информации РК Ермухамет Ертысбаев, в частности, отметил важную роль национального лидера в процессе становления новой государственности на примере таких государств Юго-Восточной Азии, как Малайзия и Сингапур. Именно ставшие впоследствии всемирно известными руководители этих двух стран — Махатхир Мохамад и Ли Куан Ю соответственно сумели вопреки многому объединить свою нацию и в исторически короткий срок вывести свои государства в число стран-лидеров. Проецируя опыт данных стран на Казахстан, министр подчеркнул следующее: «Уверен, у нас все получится, ведь у нас есть национальный лидер, есть видение цели, есть конкретные рычаги для ее достижения, есть народ, объединившийся вокруг своего лидера» [20]. Вместе с тем он объективно признал, что не менее важным фактором успешного развития Казахстана должно быть действие нации как единого целого. В целом, главным идеологическим кредо страны Ертысбаев назвал «сильный Казахстан во главе с сильным лидером, сплотившим вокруг себя нацию». В этой связи любые либерально-демократические ценности, на его взгляд, являются для казахстанского общества и государства вторичными.
В декабре 2007 года в своей статье «Модель Назарбаева», опубликованной в газете «Казахстанская правда», премьер-министр РК Карим Масимов, оценивая развитие Казахстана в первые годы независимости, отметил следующее: «Думаю, что в исторической сумятице и неразберихе, которые мы переживали тогда, в условиях экономического аутсайдерства, выбрать свой собственный и единственно верный путь к благополучию и процветанию нации и уверенно вести по нему дано не каждому лидеру нации. У Казахстана такой лидер есть, он спокойно и уверенно ведет казахстанцев к заветной цели — благополучию и процветанию».
Что касается «модели Назарбаева», то ее суть глава правительства увидел в выборе Президентом между политическими и экономическими реформами в пользу вторых. Правильность данного выбора он обосновал тем, что без стабильной и сильной экономики общественно-политическое развитие способно протекать медленно, болезненно и с рисками дестабилизации страны. В итоге Казахстану удалось избежать такого негативного варианта развития событий, который пережили некоторые другие постсоветские республики. В настоящее же время «модель Назарбаева», по мнению Масимова, нисколько не утратила своей значимости и способствует выходу республики на качественно новый этап своего развития с обеспечением устойчивого характера этого процесса на длительную историческую перспективу.
27 августа 2008 года в ходе республиканского семинара-совещания по вопросам взаимодействия государственных органов в сфере внутренней политики бывший тогда руководителем Администрации Президента РК Кайрат Келимбетов заявил о том, что статус главы государства как лидера нации сформировался давно. В том числе на это повлиял фактор электоральной поддержки Нурсултана Назарбаева на президентских выборах 1999 и 2005 гг. Сейчас же необходимо приложить усилия для внедрения и закрепления в общественном сознании казахстанцев «.. .ценность «Лидер нации», выступающую не просто символом, но и гарантом, необходимым условием сплочения общества на идеалах единства и развития» [22].
Как видим, сам термин «Лидер нации» был использован в качестве одной из наиболее ключевых составляющих официальной идеологии и пропаганды еще за несколько лет до присвоения данного звания Главе государства. Главная заслуга последнего в этой связи заключается в том, что он «.. .не только заложил фундамент казахстанской государственности. Он заложил основания новой гражданской нации — казахстанской нации» [23]. В этом смысле «Лидер нации», по мнению Келимбетова, представляет собой ценность, не просто выступающую неким символом, но и олицетворяющую собой необходимое условие сплочения общества на идеалах единства и развития. В целом здесь было предложено руководствоваться формулой «Сильный лидер. Сильная экономика. Единая нация — путь к успешному государству».
В аналогичном духе в своей статье «Феномен национального лидера: история и современность», опубликованной в ноябре 2009 года в журнале «Центр Азии» рассуждал первый заместитель председателя НДП «Нур Отан» Дархан Калетаев. Прежде всего суть национального лидерства он видел в способности предложить нации перспективный и убедительный курс развития страны. В связи с этим «Истинный лидер нации, ставший главой государства, неуклонно направляет деятельность государственных институтов на обеспечение главных национальных интересов — защиты, обеспечения благополучия и свободной, комфортной жизни населяющих страну народов. Если простой политический лидер определяет свои действия и замыслы на краткосрочный период, то национальный лидер мыслит в формате десятилетий, определяя оптимальные направления развития своей страны на долгосрочную перспективу» [24].
В качестве образцовых национальных лидеров автор привел в пример таких выдающихся исторических личностей XX века, как Мустафа Кемаль Ататюрк (Турция), Франклин Рузвельт (США), Шарль де Голль (Франция), Дэн Сяопин (Китай), Ли Куан Ю (Сингапур) и т. д. Всех их объединяют такие факторы, как деятельность в критические и переломные моменты истории своих стран, а также в условиях формирования новой или модернизации действующей государственности, абсолютная поддержка большинством граждан страны, наличие стратегической общенациональной идеи будущего развития и международный авторитет.
Все эти качества, по мнению Калетаева, имеются и у Нурсултана Назарбаева. Помимо этого в заслугу Главе государства автор поставил то, что провозглашенные им в свое время определенные ценности постепенно оформились в самостоятельные ценности и приоритеты казахстанского общества и даже в факторы казахстанской идентичности. В связи с этим «… феномен лидера нации — это сегодня не столько предмет теоретических дискуссий, сколько уже состоявшийся факт новейшей истории современного Казахстана» [25].
Вместе с тем, при всей своей комплиментарности по отношению к действующему Президенту РК Дархан Калетаев объективно признает наличие по его лидерству вопросов, ответы на которые пока не найдены. В том числе, можно ли говорить о том, что в Казахстане сложилась политическая модель управления, основанная на деятельности национального лидера? Или феномен национального лидерства в нашей стране связан только с феноменом Назарбаева как человека и политика? Можно ли строить долгосрочные прогнозы развития казахстанского общества с учетом того влияния, которое оказал на него Назарбаев, или же с его уходом из политики все может измениться? При этом ответы на эти и другие вопросы автор предложил найти не только ученым и экспертам, но и всем неравнодушным казахстанцам.
Следует отметить, что само решение парламентариев о наделении Президента РК Нурсултана Назарбаева статусом Лидера нации вызвало неоднозначную реакцию среди казахстанской общественности. Наиболее негативные высказывания и оценки последовали со стороны политической оппозиции. Так, по мнению сопредседателей ОСДП «Азат» Булата Абилова и Жармахана Туякбая, «.. .это — опаснейшая затея, противоречащая букве и духу Конституции, фундаментальному принципу равенства граждан перед законом. Столь неумная инициатива депутатов девальвирует понятие правового демократического государства и создает юридические противоречия, способные самым негативным образом отразиться на функционировании политической системы страны. Наконец, подобное, не имеющее мировых аналогов, законодательство выводит Казахстан из разряда цивилизованных государств и делает наше председательство в ОБСЕ не более, чем курьезным фактом» [26]. Сам Нурсултан Назарбаев первоначально занял в данном вопросе неоднозначную позицию, что нашло свое отражение в его обращении к «Гражданам Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан, Политсовету Народно-демократической партии «Нур Отан», озвученном 3 июня 2010 года. С одной стороны, Глава государства выразил понимание решению парламента о законодательном закреплении статуса «Лидер нации», а также благодарность парламентариям и другим согражданам, которые настоятельно просили его принять этот статус. С другой стороны, он заявил о том, что «.. .статус Лидера нации нельзя обрести лишь на основе буквы закона, декретов и других правовых актов» [27]. Но в конечном итоге Президент РК принял решение парламента, отказавшись лишь от подписания соответствующих законов, и звание Лидера нации.