Проблема онтологии культуры всегда была и является объектом исследования многих методологических подходов и научных концепций. Одной из важных тем в неклассической философии культуры является выяснение сопряженности «естественной» и «культурной стороны в жизни человека. Этот аспект теоретической задачи является объектом исследования различных методологических подходов. В начале XX века появляются различные методологические подходы в изучении культуры, отличающиеся не только применением различных методологических принципов, но и попыткой экстраполировать методологию частных наук применительно к культурным объектам. В начале XX века активно развивается психологическая наука, активно формируется психологическое направление в культурной антропологии, в начале XXI века формируется межпредметная область — психологическая антропология. Культурологи и ученые-психологи активно начинают использовать психологические методы в исследовании культуры. Основная цель таких исследований заключается в изучении специфики культуры через личность. В принципе до психоаналитических исследований культура рассматривалась через артефакты, культурные институты вне человека, вне самого носителя и создателя культурных феноменов.
В чем заключается особенность психоаналитического подхода в изучении культуры?
• Все культурные формы рассматриваются через призм) психологических особенностей личности, через призму его бессознательных стремлений, желаний, его чувственно-эмоциональные переживания и ожидания;
• Культурные коммуникации рассматриваются в формате его повседневной жизни, через призму выявления источника жизненной активности человека, в которой агрессивность, сексуальность и другие чувственно-эмоциальные состояния играют порой важную роль;
• Культура -это двухуровневая система, в которой социальный и личностно-индивидуальный, которые объединяются в базовые для культуры образцы, в результате чего культура существуют в качестве психологической реальности. В ней функционирует и воспроизводится культура
Одной из них является психоаналитическая концепция культуры, которая, с одной стороны, относится критически к классическим подходам в изучении становления культурных форм, а, с другой стороны, пытается внести свой позитивный вклад в выяснении столь сложной проблемы как связь «естественной» и «культурной» сторон в жизни человека. подвергнута критике З.Фрейдом, который оспорил наиболее важные положения марксистской концепции культурогенеза. В противовес он представил новую психоаналитическую концепцию культуры, в которой была предпринята попытка объяснения загадки архаической культуры. В этой концепции З.Фрейд представил новый метод определения архаических механизмов, с помощью которых происходит ограничение биологических инстинктов и психологических стремлений индивида. З.Фрейд выявил роль тотемических символов, на которые распространялись серия запретов, регламентирующих важнейшие стороны жизни индивидов архаического общества.
Как объясняет нам З.Фрейд историю возникновения культуры?
Проблему происхождения культуры З.Фрейд изложил в книге «Тотем я табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) и в ряде более поздних работ. В обосновании своей концепции З.Фрейд обсновывался на методологическом принципе Э. Геккеля. Согласно этому принципу, фило- и онтогенеза тесно взаимосвязаны и находятся в тесном единстве. В таком случае в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и н процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие — происхождение). Этот теоретический принцип был применен З.Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между «психологией первобытных народов» и «невротиков». Этот методологический подход в анализе генезиса культуры впоследствии был признан продуктивным. Однако, односторонность его подхода заключался в том, что З.Фрейд весь сложный и многообразный мир детства редуцировал лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций. Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии. безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. З.Фрейд такую форму организации жизни характеризует как докультурное состояние человечества. В определенный период времени изгнанные, но уже повзрослевшие сыновья решаются объединиться в борьбе против своего отца и в борьбе за существоание они убивают его. Убийство отца сопровождается совместной трапезой, тем самым положив конец господству «отца» и знаменуя новый способ организации коллективной жизни. Эта древняя каннибалическая трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впоследствии в виде ритуальной тотемической трапезы-жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал свое тотемическое животное, своего бога.
Тотемическое животное замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями. Тотем возникает как акт замещения образа и статуса отца в родовой группе, который рассматривается как отец-прародитель. ОН является символом их родства. Появление тотема З.Фрейд связывает с актом переживания отцеубийства сыновьями. После соверешенного действия ими овладело чувство раскаяния, страха, стыда, вины за содеянное. Сыновья наложили запрет на повторение подобного действия, а для устранения самого повода к раздорам запретили брачно-половые отношения с женщинами своего клана (кровнородственное объединение). Это явление получило название экзогамии.
Экзогамия это система установления кровного родства между членами одного клана, она представляет собой брачно-семейные отношения, исключающие половую связь между членами одной близкородственной общности в отличие от эндогамии, разрешающей подобные отношения. • тайное желание смерти отца,
• первичную травматическую ситуацию,
• трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые (от убийства к ритуалу убийства). Как видим, главная задача З.Фрейда заключалась в том, чтобы показать, как работают нравственные орган имения (табу) и как-постепенно под их влиянием осуществляется становление архаического общества, формирование культурного пространства действия и жизни архаического человека. Самая сложная сторона этой проблемы заключается в том, что сама жизнь архаического человека в момент ее зарождения не является собственно культурным явлением, т.к. она осуществляется внекультурном пространстве, представляя собой природный процесс, но постепенно ее течение входит в новую формирующуюся реальность, реальность культуры. Главной чертой культуры З.Фрейд считает установление уз опеки и родства, именно этот признак является онтологическим основанием становления архаической культуры.