В 2012 году в политике государства наблюдается определенное смещение приоритетов от экономического развития страны в сторону проведения социальной модернизации, ориентированной в целом на повышение качества жизни граждан Казахстана. Одним из первых своих выражений данная тенденция получила 13 января того года в Обращении Главы государства по поводу предстоящих выборов в Мажилис Парламента и маслихаты. В частности, Нурсултан Назарбаев отметил, что «.. .мы наметили осуществить масштабную социальную модернизацию, нацеленную на дальнейшее повышение благосостояния граждан. Все наши действия будут конкретизированы в нескольких общенациональных программах. Это «Качество жизни — 2030», «Здоровая нация — 2030», «Информационный Казахстан — 2030»… Выполнение этих программ обеспечит достойную жизнь нашим людям» [31].
Затем 27 января 2012 года в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» Глава государства заявил следующее: «Социальная модернизация — это центральный вопрос деятельности нового Парламента и Правительства, всех ответственных сил Казахстана — партий, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, средств массовой информации, всех патриотов нашей страны» [32]. Показательным в этом отношении стало то, что половина из 10 ключевых направлений реализации данного послания носят социально ориентированный характер. Речь в данном случае идет о вопросах занятости граждан, доступности жилья, регионального развития, качественного роста человеческого капитала и совершенствования пенсионной системы.
Максимальное раскрытие в концептуальном и конкретном содержании социальная модернизация получила в программной статье Президента РК «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», опубликованной 10 июля 2012 года в газете «Казахстанская правда». Прежде всего он дал понять, что в условиях до сих пор непреодоленного мирового финансово-экономического кризиса и, как следствие, нахождения мирового сообщества в состоянии «напряженной турбулентности» социальная модернизация стала глобальным трендом. Соответственно этому в Казахстане государством сделан особый акцент на проведение выверенной социальной политики и решение социальных вопросов, обуславливающих жизнедеятельность и повседневное самочувствие граждан республики.
При этом ключевой идеологической составляющей рассматриваемой статьи является критический подход к доминирующей в современном обществе идеологии потребления. Так, по словам Президента, «Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия. Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса» [33].
Данным тезисом Глава государства фактически дал старт процессу формирования в казахстанском обществе качественно новой культуры потребления. Представляется, что данная культура должна быть основанной на чувстве ответственности граждан за развитие общества и государства и их социальной активности в этом процессе, а также исключить социальное иждивенчество и эгоистичное удовлетворение людьми своих потребностей. В связи с этим предложенное Президентом «Общество Всеобщего Труда» обозначено как альтернатива современному «обществу потребления». В его основе будет лежать труд, способный обеспечить всем казахстанцам благосостояние и достижение нового качества жизни.
В качестве основных целей социальной модернизации Назарбаев определил подготовку общества к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, поиск оптимального баланса между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ и утверждение социальных отношений, основанных на принципах права и справедливости. Для достижения же данных целей им были выбраны следующие задачи:
1) принятие и введение в действие справедливых законов и четких правовых норм предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, а также функционирования всей системы социальных отношений;
2) разработка и внедрение системы качественных социальных стандартов и профессиональных квалификаций граждан, особенно экономически активных;
3) создание эффективной модели социально-трудовых отношений, в основе которой будут механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений;
4) развитие самоорганизующих начал в жизни казахстанцев, включая органы местного самоуправления, а также «осовременивание» институтов гражданского общества, призванных стать действенными инструментами реализации социальных инициатив граждан;
5) повышение информационной составляющей жизни казахстанского общества, включая расширение возможностей интернет-технологий как в вопросах информирования граждан, так и укрепления постоянной «обратной связи» государства и населения;
6) создание условий непрерывного роста среднего класса, а также зарождения и развития «креативного класса» как главных движущих сил инновационной экономики;
7) преодоление иждивенчества и социального инфантилизма, а также внедрение новой мотивации к трудовой деятельности и благополучию, основанной на высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством;
8) создание эффективной государственной системы управления социальными процессами, выстроенной «вертикально» и «горизонтально», с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях власти [34].
В практическом отношении Президент поставил перед правительством и другими государственными органами 20 поручений в рамках проведения социальной модернизации. В свою очередь, эти поручения включают в себя более 50 задач и направлений соответствующей деятельности. В том числе это обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику, создание механизмов «социальных лифтов» для молодых граждан, изучение вопросов законодательной регламентации гражданской службы, разработка предложений по внедрению минимальных социальных стандартов и гарантий, модернизация профсоюзного движения и т. д. Таким образом, отмеченные выше установки Президента РК Нурсултана Назарбаева способны заложить основу для долгосрочного стратегического тренда на ориентацию деятельности государства и его органов в интересах повышения уровня и качества жизни ка-захстанцев и совершенствования социальной политики Казахстана. В то же время положительное решение этих вопросов во многом зависит от качества и уровня эффективности деятельности соответствующих государственных органов.
С другой стороны, учитывая необходимость и важность социальной модернизации и ее результатов для всех без исключения граждан республики, Глава государства обуславливает успешность этого процесса принципом общей ответственности. В связи с этим он справедливо отмечает, что «Не только государство, все его уровни управления, но и частные структуры, все общество должны разделить ответственность заход и результаты социальной модернизации» [35]. В свою очередь, данная ответственность предполагает участие всех трудоспособных казахстанцев в создании «Общества Всеобщего Труда» как конечного пункта осуществления социальной модернизации.