Концептуальная роль экономической науки в условиях рыночных преобразований. Происходящие в современной экономике Казахстана изменения нельзя рассматривать в отрыве от исторического развития страны. Будучи частью крупной державы — СССР, Казахстан превратился из отсталой окраины России в аграрно-индустриальную республику относительно среднего уровня развития. Вместе с тем следует заметить, что предприятия, находящиеся на территории Казахстана, были разрознены между собой и не представляли единой воспроизводственной целостности. Деформированная однобокая структура производства усиливала экономическую зависимость от внешних факторов. Регионы республики оказались в хозяйственном отношении более тесно связанными с прилегающими сопредельными территориями, чем между собой. В республике преобладают низкие технологические уклады, многие территории находятся на стадии слабого индустриального развития. К этому следует добавить, что основные производственные фонды устарели, для их обновления в кризисные годы не было финансовых возможностей. По существу, страна находилась на стадии раннего индустриального развития с преобладанием малопроизводительного ручного труда. Находясь в составе СССР, Казахстан имел развитую научную базу. В республике проводились исследования по самым современным научным направлениям в области космических исследований, ядерной энергетики, биотехнологии и биохимии, генетики, клеточной инженерии и др. Эффективная деятельность научных учреждений в рыночных условиях в значительной мере зависит от реализации интеллектуальной собственности.
Главный элемент производительных сил — трудящиеся массы — в современной экономической литературе выступает под категорией «человеческий капитал» — более емкое и содержательное понятие, чем «трудовые ресурсы». Человеческий капитал формируется и возрастает в результате целенаправленных инвестиций в сферу образования и науки, сохранения здоровья, воспроизводства квалифицированных кадров, заинтересованных обеспечить рост производительности труда и эффективности общественного производства. Все достижения современной эпохи стали возможны в результате сознательной и последовательной деятельности человека, неустанного поиска и овладения законами природы и общества. Накопленный веками интеллектуальный потенциал общества конца XX столетия привел к этапу технологического рывка. В индустриально развитых странах совершается переход к постиндустриальному, информационному обществу. Итак, в мире идет трансформация к новой экономической системе, облик которой коренным образом должен отличаться от доиндустри-альной и индустриальной эпох развития.
В XXI в., как отмечают многие специалисты, прогресс зависит от интеллектуального потенциала страны. В индустриально развитых странах реализуется концепция непрерывного образования. Кстати сказать, такая концепция нужна и для нашей страны, она предусмотрена в соответствующих правительственных документах. Практика подтверждает, что чем выше темпы роста затрат на образование, тем выше и темпы роста производительности труда. В 60—70-е гг. затраты на подготовку кадров в большинстве развитых стран увеличивались в среднем в 1,5—2 раза быстрее, чем темпы роста национального дохода. В целом расходы на образование в ведущих странах мира в официальном исчислении составляют 6—9% национального дохода. Успешное экономическое развитие любой страны ныне зависит от подготовки и воспитания талантливых менеджеров, стимулирования творчества ученых.
Человеческий капитал приносит плоды лишь тогда, когда уровень жизни населения возрастает из года в год. Обобщенным показателем уровня жизни населения считается индекс человеческого развития, исчисляемый по методике расчета, принятой в международных стандартах. ИЧР получают на основе трех важнейших показателей: индекса дохода на душу населения; индекса образования; индекса ожидаемой продолжительности жизни. По имеющимся данным, по сводному показателю ИЧР в 1993 г. Казахстан занимал 54-е место и входил в группу государств с относительно высоким потенциалом человеческого развития, а в 1997 г. передвинулся на 93-е место (среди 175 стран мира) и теперь входит в группу со средним потенциалом. В 2001 г. по размерам средней зарплаты Казахстан вышел на первое место в СНГ (101 долл.). Заработная плата учителей и врачей до последнего времени была мизерной. Мы имеем в виду, что указанные категории ИЧР оказывают прямое воздействие на формирование человеческого капитала. Учитывая это обстоятельство, руководство страны в 2001 г. увеличило бюджет Министерства образования и науки в среднем на 40%. На 30% произошло повышение минимальной зарплаты, восстановлены доплаты за классное руководство, а также установлены надбавки в академических научных институтах и вузах за ученые степени для тех, кто выполняет государственные заказы по важнейшим направлениям фундаментальных и прикладных исследований.
В перестроечные годы резко упал престиж профессии педагога и ученого. Молодые перспективные ученые и педагоги, преимущественно мужчины, покидают школы и вузы в поисках выгодного места в коммерческих структурах. В республике ныне создан рынок образовательных услуг, в стране функционируют 59 государственных и 126 негосударственных вузов1. Последние в основном готовят юристов и экономистов. По-видимому, должен быть какой-то предел, рынок не может занять специалистов лишь одного-двух профилей, ему нужны и представители других специальностей. Как отмечалось на Съезде учителей (февраль 2001 г.), в Казахстане не выполнено поручение президента об информатизации школ. Установка компьютеров вылилась в формальную кампанию, лишь в единичных школах имелся на тот момент выход в Интернет. Отсюда следует, что в перестроечные годы произошла значительная потеря интеллектуального потенциала.
Но жизнь не стоит на месте, по мере улучшения макроэкономических показателей все больше внимания со стороны государства должно быть обращено на образование и науку. На Съезде работников образования и науки (ноябрь 2001 г.) в Алматы президент Н. Назарбаев подчеркнул, что образование следует рассматривать как фактор национальной безопасности Республики Казахстан. Сегодня страна располагает крупным интеллектуальным потенциалом. В Казахстане насчитывается четыре государственных вуза на 1 млн граждан (для сравнения: в США — 4, в России — 5 вузов). Многие страны из-за бедности не могут создавать университеты. В этом отношении Казахстану удалось избежать проблем. Казахстанские университеты становятся центрами формирования общей культуры нации. Университеты становятся центрами международных коммуникаций, что требует их ускоренной интеграции в мировое образовательное пространство путем расширения международных связей, обмена опытом с ведущими образовательными центрами мира.
Вместе с тем университеты участвуют в реализации государственных стратегий, поддерживая при этом режим обратной связи через социологические исследования, анализ общественно-политической ситуации и соответствующие рекомендации. На Съезде работников образования и науки было обращено особое внимание на качество подготовки специалистов и вопросам финансирования образования. В ряде развитых стран, например в США, в бюджете государственных университетов плата за обучение составляет в среднем всего 18,8%, тогда как финансирование со стороны федерального и местного правительства — 51,1%. В частных вузах эти показатели составляют 43 и 22,1% соответственно1. В связи с этим вносится предложение о законодательном закреплении обязательств зарубежных компаний и фирм, работающих в Казахстане, отчислять на образование определенную долю прибыли. Например, по закону Франции каждая организация, число работников которой превышает 10 взрослых человек, отчисляет на нужды образования 1,1% своих доходов. Республика Казахстан принята в Международную ассоциацию по обмену студентами технических специальностей (1АЕ8ТЕ)2. Новый статус позволяет республике значительно увеличить число ежегодных студенческих обменов, укрепить отношения с международными партнерами, расширить географию стажировок.
Президент страны придает особое значение развитию науки, научно-технологического потенциала, подготовке кадров для работы в но-ввгх рыночных условиях. В республике разработана государственная программа «Наука», идет интенсивная интеграция науки и образования, работают 25 совместных научных и вузовских программ. У казахстанской науки есть предложения по базовым направлениям внедрения проектов для привлечения инвестиций. Слова Президента на встрече с учеными: «От науки зависит — быть суверенному Казахстану или нет», — становятся девизом начала XXI столетия. Наука пробивает себе дорогу в социально-экономический прогресс, будучи по своей природе важнейшей производительный силой общества.
Сегодня в связи с формированием основ новой постиндустриальной цивилизации возрастает роль человеческого капитала. Вместе с тем следует заметить, что традиции и менталитет людей, воспитанных при советской системе хозяйствования — ослабление стимулов к труду и накоплению, непрофессионализм и коррупционность определенной части чиновников, — не позволяют своевременно и эффективно использовать человеческий потенциал страны. В то же время за годы перестройки выросли новые люди, которые уже овладевают последними достижениями научно-технической революции и тем самым наращивают человеческий капитал страны — основу процветания и благополучия суверенной республики.
Разрабатывая концепцию человеческого капитала, следует подчеркнуть, что в области экономической теории идет параллельный процесс формирования новых идей, имеющих различные парадигмы. Это значит, что прежние парадигмы, к примеру, теория трудовой стоимости не устраняются, а дополняются рыночными законами спроса и предложения, теорией предельной полезности и т. д. По-видимому, остаются в силе идеи Вернадского, что человек — планетарное явление, мыслящий мозг человека — закономерный продукт материи и Вселенной. Поэтому при любой принятой системе не может быть саморегулирования, самоорганизации без активного участия человеческого капитала — источника материального и духовного благополучия общества.
По данным Агентства по статистике, в 2000 г. на один квадратный километр казахстанской земли приходилось шесть человек, а в 2001 г. — 5,5. Такая тенденция уменьшения численности населения объясняется двумя причинами: во-первых, экономическими трудностями, во-вторых, ситуацией в системе здравоохранения. Учитывая эти обстоятельства, руководство объявило 2002 год Годом здоровья, 2003— 2004 гг. — Годами аула, ибо состояние здравоохранения и миграции населения из села требует пристального государственного регулирования. Как отмечают эксперты, для динамичного развития экономики и сохранения национальной безопасности Казахстану необходимо население не менее 25 млн человек. По данным статистики, 48% населения республики живет в сельской местности. В сельском хозяйстве Казахстана активно работают 22% населения, это порядка 4 млн человек.
Учитывая то обстоятельство, что Казахстан располагает возможностями реализации на внутреннем и внешнем рынке продовольственной продукции, прежде всего, таких ценных продуктов, как зерно и мясо, в ближайшей перспективе целесообразно сосредоточить внимание инвесторов, прежде всего, отечественных, вокруг проблем аграрного сектора. В сопредельных странах проживают не менее 2 млрд человек — это огромный рынок сбыта продовольственных товаров. Производительные силы современного общества под воздействием новых волн научно-технической революции позволяют индустриально развитым странам провести так называемую «зеленую революцию», с помощью которой можно сократить до минимума численность занятых непосредственно в сельском хозяйстве — до 2—4% населения. Это значит, что в этих странах бывшие сельские жители перешли в перерабатывающую промышленность или другие сферы, например, в отрасли услуг, общественного питания и т. д. Определенная часть сельских жителей оседает в городах. Как правило, это происходит в развитых странах, таких как США, Германия и пр. Границы между городом и деревней почти стерты. Городские жители могут работать по найму и в ближайшей сельской местности, скажем, неполный рабочий день, приезжая туда со своей техникой для перевозки грузов, обработки полей и т. д.
Сельское хозяйство Казахстана — не только сфера приложения труда, но и сфера проживания. Юг и юго-восток республики — густонаселенный регион, где остро стоит вопрос безработицы. Расчеты аграрников предсказывают необходимость использования интенсивной технологии на орошаемых землях, выращивания трудоемких технологических культур, пользующихся спросом, с использованием более эффективной техники. Теперь очевидно, что в период приватизационной политики первых лет перестройки произошли просчеты, порожденные повсеместной фермеризацией. Реформаторы на местах не учли того обстоятельства, что при недостаточности или отсутствии необходимой материально-технической базы, при господстве ручного труда отдельно взятый фермер не в состоянии вести рентабельное хозяйствование. Это аксиома экономической теории. Начиная с 2003 г. страна повернулась к проблемам села, в ближайшие годы предусматривается оказание государственной поддержки через бюджетные ассигнования, вкладывание зарубежных и отечественных инвестиций на нужды агропромышленного комплекса. Так, в 2003—2005 гг. селу выделено более 100 млн тенге ежегодно (см. «АиФ», № 32, 2002).
Следует заметить, что неэффективность системы хозяйствования на протяжении всего периода существования государственного социализма не смогла решить одну из насущных проблем, какой является снабжение страны продовольствием и другими продуктами аграрного сектора. Несмотря на то, что страна располагала большими массивами сельскохозяйственных угодий для ведения земледелия и животноводства, продолжался импорт продовольствия, что в конечном счете грозило национальной безопасности страны. Перспективы казахстанского аграрного сектора, безусловно, связаны с развитием, возрождением различных форм кооперации, испытанных в мировой практике и в свое время теоретически обоснованных в трудах выдающихся экономистов-аграрников. Речь идет об основоположниках теории кооперации Вильяме Кинге, Франце Германе Шульц-Делинге, М.И. Туган-Барановском, А.М. Чупрове, К.Э. Пажитнове, К.Э. Макарове, А.В. Чаянове и мн. др. В той или иной мере идеи кооперации, коллективного, артельного труда были высказаны и представителями казахской интеллигенции дооктябрьского периода.
Рыночные преобразования в Казахстане происходят в специфических условиях, порожденных системой объективных и субъективных факторов. Среди первых, как отмечалось выше, остаются сложившиеся производительные силы и соответствующие им производственные отношения. Относительно состояния производительных сил, включая человеческий капитал, было сказано выше, теперь следует коснуться характеристики производственных отношений, формирующихся в трансформационной экономике.
Переход от административно-командной системы к свободному рынку означал коренную ломку прежней системы производственных отношений. Кардинальные преобразования в экономике прежде всего затронули систему государственной и колхозной собственности. В первые годы реформ шел ускоренный процесс приватизации и становления многообразия форм собственности. В советской экономической литературе, исходя из классово-формационной классификации общественного развития, пропагандировалась идея создания в будущем единой коммунистической формы собственности. Практика моделирования советской системы хозяйствования со всей убедительностью доказала несостоятельность безальтернативного движения к будущему. Догматическая приверженность определенным постулатам, недопущение какого-либо выбора при решении сложных социально-экономических проблем завели страну в тупик.