Строительство социализма, борьба с экономической и культурной отсталостью невозможны без борьбы с религией и религиозными праздниками, которые ослабляют волю и энергию трудящихся, которые наносят вред их хозяйству. Религиозные праздники используются нашими классовыми врагами для борьбы против социалистическбго строительства., В мечетях и на дому под видом проповедей ведется открытая, наглая, ничем не прикрытая контрреволюционная агитация, которая’ только для вида замаскирована проповедью любви к ближнему (независимо от его классовой принадлежности) и требует примирения с невзгодами и несчастиями, а по существу направлена к притуплению классовой бдительности. Основная цель подобных проповедей — возбуждение ненависти против соцстроительства, против безбожников, против социалистической реконструкции сельского хозяйства и т. д. Религиозные праздники и особенно период месячного поста «ураза», конечно когда он приходится на . летнее время, используются для срыва полевых, работ: сева, уборочной кампании и др. Когда каждый час в сельском хозяйстве имеет огромное значение для проведения колхозных работ, праздники и пост отрывают колхозника, бедняка и середняка от труда, заставляют его уделять время на подготовку и выполнение религиозных обрядов, на посещение мечети, наконец они действуют самым разлагающим образом на сознание трудящихся, отвлекая их внимание в сторону мистицизма, всяких суеверий и т. д. В дни праздников духовенство в своих проповедях очень много внимания уделяет описанию всех ужасов, которые ожидают неверующего в аду, и всех прелестей, которые будут служить наградой верующему в раю. Мы беспощадно разоблачаем классовый смысл этой проповеди. Ведь рассказы и сказки об аде и рае — выдумка, не имеющая ничего, общего с научным объяснением устройства мира. Ведь в основе этих рассказов об аде и рае лежит желание запугать верующего, убедить его в том, что земная жизнь — это временный подготовительный путь человека к вечной жизни: для неверующего грешника—в аду, для верующего—в раю. А раз так, то зачем же здесь на земле, в этой временной жизни бороться за изменение своего положения, устраивать колхозы, участвовать в социалистическом строительстве? Вот куда гнет духовенство, вот какова настоящая цель его проповедей!’
Далее, всякий религиозный праздник связан с затратой средств трудящихся, их сил и.здоровья, причем значительная доля народных сбережений в праздничные и предпраздничные дни попадает в карманы, духовенства.
Сколько существует самых разнообразных видов и способов для выманивания последних грошей у трудящихся! Прежде всего верующий крестьянин должен отдать в пользу муллы, шейха или своего имама религиозный налог —зекят, составляющий одну десятую с урожая. Далее, духовенству идет шкура жертвенного животного в дни курбан-байрама. В праздник ураза-байрам, на новый год и другие праздничные дни каждый верующий обязан принести своему духовному лицу, в зависимости от своего достатка, соответствующий подарок. Наконец имеются специальные приношения на «коврик мулле», за.молитву «комик-дуа», за похороны, за лечение, за хороший совет и т. д.
Кроме всего этого каждый верующий, обязан хорошенько угостить своего шейха или муллу, должен внести определенную сумму денег на его содержание, а также и содержание мечети и кроме того своим личным трудом участвовать в обработке полей и огородов духовенства. Правда, некоторую часть налога, зекята, духовенство раздает бедным. Но эта раздача, во-первых, носит . характер жалкой подачки, а во-вторых — она очень, дорого обходится бедняку. Помимо всего, на получение доли из зекята может рассчитывать только тот бедняк, который беспрекословно в течение целого года выполняет все распоряжения своего муллы или шейха, другими словами — который работает на них, как вол, да кроме того на собраниях защищает их интересы. Таким образом из религиозного закона раздачи зекята бедным духовенство умудряется извлекать выгоды для себя, оно его применяет для создания покорных и все всем послушных батраков. Конечно в настоящее время даже верующие подходят критически к религии, религиозным законам и обрядам. Такой подход, в первую очередь, сказывается или в том, что наиболее обременительный для верующих налог — зекят — совершенно перестают вносить, или же верующие крестьяне открыто высказывают свое недовольство порядком распределения и методом сбора этого налога.
Недовольство существующими в этом деле религиозными порядками приняло среди верующих в СССР массовый характер, так что член мусульманского духовного управления в Уфе Зия-Кемали, ученый богослов, вынужден был издать специальное разъяснение о том, насколько справедливо взимается религиозный налог с крестьян и купцов и насколько правильно распределяются’«»‘между ними налоговые тяготы, Ученый богослов свое разъяснение начинает с разбора вопроса: выполняет ли крестьянин свою работу сам, или же он пользуется дарами природы, сколько времени, труда и средств он затрачивает на получение урожая, и каковы его расходы- И доходы? На этот вопрос дается следующий ответ: . крестьянин использует даровые силы природы (землю, воду, солнечную энергию и т. д.), он обрабатывает землю дарованными ему от бога семенами (!?), ‘причем на это дело затрачивает мало времени и сил (!?). Взамен посеянного ничтожного количества семян крестьянин собирает обильную жатву, причем ученый богослов даже высчитал, что на одну единицу расходов крестьянин получает 100 единиц прибыли. Отсюда он делает глубокомысленный вывод: крестьянин взамен незначительного труда, затраченного в течение очень короткого времени, получает обильную добычу. А следовательно и размер причитающегося с него религиозного налег — зекята (одна десятая урожая) — вполне правилен.
Разделавшись таким образом с крестьянством, ученый богослов переходит к купцам. Здесь его разъяснение принимает совершенно другой тон. Он опять начинает с вопроса: откуда из-; вовлекает купец свой капитал, берет ли он его у природы или же добывает его собственным трудом, сколько этого труда он истрачивает и что приобретает взамен? Прежде всего, в «разъяснении» указывается, что купец добывает капитал только своим ; трудом, причем купцу приходится работать беспрерывно день и ночь (I?). Чтобы вести торговлю, несчастный купец должен улла-тить массу налогов. Ведь его грабят все, корму не лень. Надо получить права, уплатить патентный сбор, завести бухгалтерию, уплатить налоги, пошлины, сборы и т. д. Так как, согласно учению ислама, брать чрезмерную прибыль и проценты купец не может (это великий грех), то он довольствуется малой прибылью, которая конечно никогда не может ему принести 100 единиц прибыли на одну единицу расхода. Отсюда сам собой напрашивается вывод о том, что установленный для купцов незначительный религиозный налог вполне справедлив и вовсе не свидетельствует- о том, что ислам покровительствует купцам и притесняет крестьян.
Это разъяснение ученого богослова лучше всяких других. фактов говорит о классовом характере ислама и о той роли, которую выполняет на; службе у эксплоататорских классов духовенство. Ведь это разъяснение состряпано настолько грубо, что нет нужды даже разбирать отдельные его доводы. Никому, кроме преданного слуги эксплоататоров, даже в голову не может притти мысль сравнивать труд крестьянина с «трудом» купца. А этот «почтенный ученый богослов» не только сравнивает, но и определяет, что купец работает, как вол, в поте лица своего добывает кусок хлеба, а крестьянину (надо понимать конечно — бедняку и середняку) сама природа помогает получать огромные доходы безо всяких с его стороны усилий (?). Вот до какой наглости может дойти служитель ислама.
Работая на пользу имущих классов, духовенство, понятно, не забывает и свои собственные интересы. Ведь религиозные обряды и праздники являются не только хорошим поводом для очередной антисоветской агитационной кампании, но в то же самое время и источником наживы, источником материального благополучия духовенства. Вот почему духовенство, независимо от своей принадлежности к тому или иному учению или секте, всячески стремится поддержать праздники, закрепить через них свое влияние на верующих и незаметно подготовлять отсталую массу к сопротивлению различным мероприятиям советской власти и коммунистической партии.
Конечно было бы неправильно требовать издания специального декрета, воспрещающего всякие религиозные праздники, воспрещающего верующим молиться, посещать мечеть и выполнять различные религиозные обряды. Нашим действительным методом борьбы с праздниками, обрядами, как и вообще с религией, является наша борьба за переустройство всего отсталого хозяйства на социалистических началах, за овладение техническими и производственными знаниями, борьба ^за культурную революцию, за ликвидацию неграмотности. Антирелигиозная пропаганда, являясь частью социалистического строительства, помогает бороться за переустройство быта. Она упорно и энергично объясняет контрреволюционный смысл религиозного учения, разоблачает пропаганду, которую ведет духовенство вокруг религиозных праздников и связанных с ними обрядов. Антирелигиозная пропаганда помогает изживать религиозные предрассудки и суеверия, она облегчает проведение мероприятий советской власти, направленных к реконструкции всего хозяйства на социалистических началах и переделке всего быта.
Благодаря тому, что наша антирелигиозная работа приняла массовый характер и в нее втянуты миллионы трудящихся, явилось возможным приступить к осуществлению грандиозной по своему значению для нашего хозяйства и быта реформе календаря, связанной с переходом на непрерывную неделю и фактическим ослаблением значения религиозных праздников. Непрерывное. производство является крупнейшим фактором п борьбе с религией. Это есть самое настоящее, самое решительное наступление на религию по линии быта, т.е. по тому участку, где религия продолжает тормозить соцстроительство. С введением непрерывного производства праздники начинают постепенно и заметно отмирать.