Культура Казахского ханства в ХVI-ХVII веках представляла собой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров.
Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этногенез, преемственность культур предшествующих поколений. Являясь отличительной чертой этноса, казахский национальный костюм отображал особенности его материальной культуры, он строго регламентировался. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат, С сакско-го времени берет свое начало высокий войлочный головной убор — қалпақ, также остроконечный женский головной убор — сәукеле. Кроме того, казахи носили на голове треух — тымақ, бөрік с меховой опушкой, тюбетейку — тақия на твердой основе, вышитую, украшенную жемчугом, бусами, кораллами, перьями совы -үкі (филин). Белдемше — распашная юбка считается наследием времен хунну, кимешек — женский головной убор из белой материи с вырезом для лица, который вокруг расшивался, — это одежда тюркско-кыпчакского времени. Казахи носили камзол, бешмет, платье — көйлек, шаровары — шалбар. Зимой надевали тулуп — тон, шубу — куш, от дождя их защищал войлочный плащ — кебенек (его образцы до наших дней не сохранились). На ногах носили сапоги — саптама, ичиги — мәсі, войлочные чулки — байпақ, кожаные калоши — кебіс, сандалии — шоқай. Широко использовались пояса, пряжки, бляхи, ремни — белдік, белбеу. В качестве украшений служили медальоны, подвески, браслеты, кольца, большие шаровидные пуговицы. Они покрывались чернью, инкрустацией, эмалью, финифтью, цветными камнями, жемчугом, кораллом, перламутром. При изготовлении украшений казахи отдавали предпочтение серебру, золото использовалось редко.
Казахи широко применяли овечью и верблюжью шерсть для изготовления тканых, нетканых, а также валяных изделий. Это киіз -гладкий белый или серый войлок для покрытия юрты; текемет — постилочная кошма из войлока, украшенная узором, который вдавливали» валяя шерсть, свернутую с циновкой, ногами, пред-плечьями и поливая горячей водой, Сырмақ — постилочное полотно, украшенное нашивками разноцветного войлока методом аппликации, грани рисукка и бордю-ры отделывались цветными щнурами, Постилочное полотно — сырдак, отличалось тем, что вышивалось по войлоку разноцветными шерстяными нитками, а түскиіз — войлочный настенный ковер, украшался техникой аппликации. На горизонталь-ном ткацком станке — өрмек — ткали из верблюжьей шерсти алаша — постилочное полотно, сшитое из полос? басқұр — тканые полосы для внутреннего убранства юрты, шекпен — домашнее сукно.
Орнамент и узоры сохранили преемственность от искусства древних скотовод-ческих племен. Это были зооморфные мотивы: қошқар мүйіз — бараний рог, марая мүйіз — олений рог, қос мүйіз — двойной рог, сынық мүйіз — сломанные рога, қыңыр мүйіз — кривые рога, табан — ступня, түйе мойын — верблюжья шея, қаз мойын -гусиная шея, құс қанат — крылья птицы, өркеш — горб (верблюжий), өрмекші -паук; растительные: агаш — дерево, жапырақ — листок, үш жапырақ — трилиетник, гүл — цветок, өткізбе — вьющийся стебель, шиыршық — завиток; космогониче-ские: донгеяек — солнечный круг, төрт құлақ — крестовина из четырех лучей, ши-май — спираль, шеңбер — окружность, обруч, жұлдыз — звезда, айшық — полумесяц, шұғыла — луч солнца, зарево, бітпес — нескончаемый. Геометрический орнамент со-держал остроконечник — сүйір, зигзаг — ирек, кольцо — балдақ, крючок — қармақ, че-тыре треугольника — төртүшкіл, амулет — түмар, цепь — шынжыр. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свои символы: синий — небо; красный — солнце, огонь; белый — истина, радость, счастье; желтый — разлука, печаль; черный — символ земли; зеленый — молодость, весна.
В казахских обычаях нашло отражение празднование таких событий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игрьт: скачки — бәйге, борьба — күрес, борьба двух всад-ников — сайыс, қызқуу — догони девушку, борьба за ту шу козла — көкпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами — состязанием акынов-импровизаторов. Важ-ное место отводилось празднованию нового года — Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия — 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг дру-га, готовили специальное блюдо — наурыз көже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т, п.) преподносились уважаемым людям. В обществе неукоснительно соблюдался принцип старшинства на собраниях, курултаях, при определении места в боевом порядке, при разделе военной добычи, при вступлении в дом, рассаживании по местам, представлении кушанья, открытии торжества, при многих других жизненных ситуациях.
Пищу казахи готовили преимущественно животную из мяса и молока. Из конины готовили қазьт — ребра с межреберной тканью и жиром после засолки вкладывали в кишки, затем сушили, коптили. Шзркық — колбаса из отдельно нарезанных кусков конины. Жал~жая — подгривная и набедренная часть конины. Қарта — необезжиренные лакомства из кишок. Мясо хранили в қарыне — рубцах. Животное резали пто определенным правилам, тушу разделывали строго на части — жілік. Бас — голову жамбас — бедренную часть — подавали почетным гостям. Блюдо из вареного мяса называли просто — ет (мясо) или ас (но не бесбармак). Йз молока готовили разно-образные кисломолочные напитки и продукты; айран. қатық, қаймақ, сарымай, құрт, іршшік, еүзбе, шалап, көже (тары көже, бидай көже, жүгері көже и т.п.), из кобыльего молока — қымыз, из верблюжьего — шұбат. Одного только кумыса существовало несколько видов. Для детей и стариков — саумал қымыз — малосброженный кумыс с добавлением парного кобыльего молока. Түнемел қымыз — созревший в течение двух суток, его пили с лепешкой, куртом. Үшкүндік қымыз — крепкий, выдержан-ный в течение трех суток, его пили взрослые. Хлеб пекли разных видов, например таба нан, шелпек, тандыр нан. Из алкогольных напитков была боза — брага из перебродившего кислого молока, проса и пшеницы.
Характерной для кочевого казахского быта была и посуда. Например, саба — емкость конической формы из кожи, вмещающая до 100 литров и используемая для приготовления и хранения кумыса, шубата. Для перевозки кумыса существовала другая кожаная емкость — еүйретпе, а объемом до 3-4 литров — торсық, Ведраподойники изготавливались из дерева — шелек, кожи — көнек, тыквы — қауақ. Пиа-лы (кеее) перевозили в войлочном чехле — кесеқап, Мясо подавали на деревянном блюде — табақ, кумыс наливали в глубокие миски — тегене, затем черпаком — ожау разливали в деревянные пиалы — тостаған. Масло делали в маслобойке күбі. Мясо варили в казане, разновидность которого — тай қазан использовался для приготовления мяса целой лошади. Пищу готовили на очаге (ошақ).
В семейных отношениях были распространены калым, аменгерство, родительское право, внутри рода брак запрещался между родственниками до седьмого колена. Супружеские узы скреплялись одобрением народа и хоровым пением обрядовой песни «Жар-жар». В Степи существовал институт родственных связей «Жеті ата» — «Семь колен», то есть человек должен был знать своих предков — «баба» до седьмого колена. Этот институт выполнял очень важные функции в казахском обществе. Во-первых, это была живая история, история рода, жуза5 этноса, поскольку от каждого члена сообщества требовалось не просто перечисление своих предков, но и знание их дел, черт характера, физического облика и целого ряда других подробностей. Так поддерживалась и передавалась из поколения в поколение историческая память. Во-вторых, это постоянное возобновление родственных связей, установление новых, это основа самосознания индивида и сознание единства всего этноса. Дети одной семьи через семь колен становились крупным родом, что создавало единство языка, традиций, культуры- С восьмого колена отделялся самостоятельный род. В-третьих, это инструмент воспитания, на примере «Жеті ата» воспитывалось стремление следовать примеру предков. В-четвертых, это была вера, поскольку у казахов был культ духа предков «аруак». Это была вера не в какие-то абстрактные, потусторонние силы, а в непосредственных предков, что делало религиозные чувства кровным делом каждого, делало их рациональными. В-пятых, «Жет! ата» — это мощный регулятор общественной жизни, он регламентировал права, обязанности, статус, запреты, санкции, этикет. Эта норма родственных связей определяла многое, вплоть до пространственного расположения людей в юрте, за дастарханом, атмосферу общения. И, наконец, «Жет! ата» служил гарантом здоровых генетических корней этноса, поскольку запрещалось вступать в брак родственникам до седьмого колена.
Казахи пользовались своим традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии они имели названия определенных животных. Цикл начинался с года мыши (тышқан), затем шли годы коровы (сиыр), барса (барыс), зайца (қоян), дракона- улитки, змеи (жылан), лошади (жылқы), барана (кой), обезьяны (мешін), курицы (тауык), собаки (ит), кабана (доңыз). Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды, — есешш. Казахи имели свои представления о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и др. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетіген — семерка, Жеті карт- семь старцев и т, п. Это созвездие служило астрономическими часами, по которым происходила смена сторожей стад.
В XVI — XVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба- Тенгри. Казахи почитали дух земли — Жер ана, воды — Су ана. Им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня. Историк Ибн Рузбихан писал: «…Известно, что среди казахов все еще держатся некоторые признаки неверия, например, сохранилось идолопоклонство. Хотя они совершают намазы».
Казахи придерживались шаманских верований, почитали культ предков, поклонялись животным. Культ духа предков — аруак выражался в почитании предка-члена рода; в трудные минуты жизни, например, идя в бой, призывалось его имя. Ему приносили жертву, просили о чем-нибудь, например, бездетные — сына. Почитались кости животных, нельзя было проливать молоко. Шаманы-баксы носили ритуальный костюм, навешивали на себя различные предметы — амулеты, непременно имели посох. Авторитет их был высок, люди испытывали страх перед ними. В зависимости от силы и могущества духа предков, с которыми бақсы вступили в связь, они делились на великих, больших и мелких. Великие лечили всех больных, резали животы, помогали при родах, гадали. Большой баксы мог воткнуть саблю до эфеса в горло, лизал языком раскаленное железо, бил себя изо всей силы в грудь топором, и все это сопровождалось игрой на кобызе. Становясь все более и более неистовей, баксы падал, а через некоторое время вставал и говорил, что во время обморока его дух сказал следующее… Вокруг баксы складывались легенды, небылицы. Баксы занимались лечением (были травниками, костоправами), изгоняли злых духов, таких как жын (джин, бес), албасты — дьявол в образе женщины, сорель — вроде лешего, жившего в дремучих лесах, конаяк — человекообразное существо с ремнями вместо ног, жезтырнак — демон в образе старухи с металлическими ногтями. Эти злые духи, злые силы, согласно бытовавшим верованиям, наносили вред людям, мешали достижению цели, вызывали заболевания, нередко убивали людей.