Народные ремесла — важнейшая составная часть культурного наследия. В них отражены уровень материального производства и духовной жизни народа в прошлом. Наряду с национальным зодчеством и фольклором, они являются источником для познания его истории, образа жизни и эстетических идеалов. Изучение национальных художественных традиций способствует их сохранению и использованию в новых социальных условиях. От изготовления седла и конструирования переносных жилищ до современных форм казахских ремесел пройден большой сложный путь развития. Народные мастера испокон веков занимались изготовлением войлочных ковров, плетением циновок, ткачеством, вышивкой, тиснением по коже, были искусными кузнецами, ювелирами, резчиками по дереву и кости. Возникновение этих традиционных видов казахского ремесла связано с натуральным способом хозяйства, характерным для Казахстана вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Сохранению многовековых традиций ремесла, устойчивости жизненного уклада казахов во многом способствовали их обособление и локализация в степях, начавшиеся с XV века, когда узбеки перекочевали в Среднюю Азию, ногайцы ушли через Волгу на Северный Кавказ, слившись там с оседлым населением. К тому времени теряет былую значимость и древний караванный «шелковый» путь, проходивший через города Южного Казахстана и сыгравший важную роль в развитии городской культуры, торговли, ремесленных дел, земледелия. В то же время подвижность хозяйства, широкие просторы, позволявшие при всех превратностях судьбы уходить в глубь степей, сохраняя свою целостность, язык и культуру, а также экзогамная система брачных отношений1 создавали условия для укрепления традиционных этнических связей и постоянных контактов между племенами, населявшими в старину территорию Казахстана, способствуя их дальнейшему сближению и образованию казахской народности. Процесс этот, начавшийся в глубокой древности, в основном завершился, как известно, лишь к середине XV века, точнее к 1456 году, когда, отделившись от Золотой Орды, откочевали на восток со своими подданными султаны Джанибек и Керей, положив начало объединению казахских племен.
В последние годы ведется комплексное изучение памятников истории и культуры долины Сырдарьи — одного из крупнейших в прошлом регионов земледельческой культуры. В этом регионе выделяется Отрарский оазис, в котором выявлены руины свыше ста пятидесяти городов, поселений, усадеб-крепостей. В центре его и поныне высится громада развалин древнего города Отрара. Хронологические пределы их жизни охватывают по меньшей мере полторы с лишним тысячи лет.
Археологами установлена преемственность в развитии оседлой культуры от ранних поселений до феодального города. О развитой оседлоземледельческой культуре этого региона свидетельствуют остатки мощных ирригационных сооружений, каризная система водоснабжения2, следы которой обнаружены недавно в районе городища Сауран. Первые поселения земледельцев, а затем и ремесленников, перераставшие в дальнейшем в города, появились на юге Казахстана, как известно, в первые века нашей эры. Одним из таких городов был Тараз (Талас), на месте которого сейчас расположен современный город Джамбул. Первое упоминание о нем имеется в путевых записях византийского посла Земарха, побывавшего в 568 году в ставке западно-тюркского кагана Дизабула. Это был густо застроенный, с многолюдным предместьем город3, имевший свой монетный чекан. Город славился поливной керамикой, здесь был караван-сарай. На базарах Тараза продавали товары почти со всего мира, можно было услышать не только тюркскую (кипчакскую) речь, но и арабскую, персидскую, хинди. Сюда из степей пригоняли баранов, лошадей, верблюдов, привозили меха, шкуры, кожи, обменивая их на ткань, зерно, фрукты, посуду, оружие.
О цветущих землях юга Казахстана в народной памяти сохранялись легенды и сказания. В одной из них странник Асан Кайгы (дословно — Асан Печальник) в поисках обетованной земли останавливает свой взор на реках Сулы Кулес, Кур Келес и Таласе, орошающих земли юга, и глубоко сожалеет, что не может увезти их на своем коне и подарить изнывающим от жары и засухи людям в других местах своей страны1.
Огромный урон оседлоземледельческой культуре Казахстана нанесли вторжения кочевников с востока, особенно монголов (XIII век), постоянные набеги войск среднеазиатских правителей, междоусобные войны казахских ханов. В 1723-1728 годы, названные в истории казахов как «годы великих бедствий», джунгарами был опустошен по существу весь Казахстан. Большая часть оседлого населения была истреблена, оставшиеся в живых покинули свои селения, стали вести кочевой образ жизни и заниматься скотоводством. Лишь в некоторых местах, главным образом на юге Казахстана, сохранилось земледелие. Здесь высевали просо, пшеницу, ячмень, кукурузу, а по свидетельству П.Рычкова и хлопок2, выращивали бахчевые.
Вполне возможно, что именно в этот период земледельцы присырдарьинских степей вернулись к практике первоначального садоводства, то есть сажали из плодовых только урюк, а для закрепления берегов арыков, отдельных участков оросительных систем древесные породы. Наличие культурных садов у казахов (за исключением тех немногих, которые жили в городах и селениях с сохранившимися традициями оседлоземледельческой культуры) исследователями не отмечено. Все перечисленные факторы послужили основанием для утверждения, что казахи были только кочевниками, не имевшими элементов оседлости, земледелия, городской культуры, хотя «чистых» кочевников в степях Казахстана почти не было. Другое дело, какой тип хозяйства преобладал в том или ином регионе и в каких пропорциях оседлость и кочевничество сочетались. «У всех восточных племен, — писал К.Маркс, — можно проследить с самого начала истории общее соотношение между оседлостью одной части и продолжавшимся кочевничеством другой части». Так было и у племен, населявших Казахстан-Казахстанский этнограф Х.Аргынбаев дает следующую классификацию форм хозяйства у казахов: скотоводство в условиях кочевничества; скотоводство в условиях полуоседлости и примитивного земледелия при селениях; скотоводство и земледелие в условиях оседлости2. Эти формы хозяйства традиционно в той или иной степени дополняли одна другую.
В степях Сарыарки, где находились богатые пастбища, издавна было развито подвижное скотоводство. Здесь разводили овец, лошадей, верблюдов, особенно двугорбых. А па обширной равнине, пролегавшей между кочевьями Сарыарки и земледельческими оазисами Средней Азии, по среднему и нижнему течению Сырдарьи и к юго-востоку от гор Каратау казахи, наряду со скотоводством, занимались и земледелием. В тугаях, камышовых зарослях вдоль рек Сырдарьи и Чу было много корма для скота. Расположенные радом пески служили выпасами для овец и верблюдов. Паводковые разливы рек использовались для орошения земель.
Часть населения левобережья Сырдарьи занималась еще и караванным извозом саксаула из Кзылкумов, выжигала из него уголь, добывала охру, заготавливала шерсть, делала арканы, реализуя вес это на городских рынках в земледельческих районах Средней Азии3. О сочетании орошаемого земледелия и скотоводства в этом регионе свидетельствуют сохранившиеся в бассейнах рек Сырдарьи, Арыси, Таласа и Чу старые ирригационные системы, которые использовались до недавнего времени, пока не стали осваиваться в крупных масштабах новые земли под хлопок, сахарную свеклу и другие технические культуры. В долине реки Келес вплоть до середины нынешнего столетия пользовались системой «тескен»4 для подачи воды в пересеченной местности. Охота и рыболовство у казахов, как известно, не были промысловыми. Охотились с помощью ловчих птиц — беркутов, соколов, а также борзых собак — тазы. Рыболовством занимались в основном на Арале и Каспии, а также на многочисленных озерах и речных заводях. Такого рода специализация кочевой, полукочевой и оседлой групп населения определила уровень материального производства, характер, виды и формы народного ремесла казахов, направленного на удовлетворение хозяйственных нужд, убранство жилища, украшение предметов быта, одежды.