Культура межнационального общения необходима человеку для познания, освоения, изменения и совершенствования межнациональных отношений и выступает эффективным средством и способом как национального прогресса, так и воспитания в духе общенациональной гордости. В культуре межнационального общения фокусируется отношение людей к представителям других национальностей. Не менее важно для нее и умение заключать, говоря словами французского просветителя Ж. Ж. Руссо «общественный договор». Культура межнационального общения является культурой в сфере национальной политики. Это определенное системное качество, способ общественной жизни и деятельности народов, форма обеспечения развития и преемственности национальных и интернационалистических идей, норм, убеждений и т. д. в их единстве и взаимосвязи. Понятие «культура межнационального общения» применимо к характеристике культурного уровня как социальных групп, слоев, классов, народов, так и отдельной личности. Культура межнационального общения во многом обусловлена общей культурой общения населения. По мере обновления общества ускоряется переход к сознательному и более тесному объединению людей разных национальностей. Сложившиеся в Казахстане и других дружественных странах новые отношения между людьми, классами, социальными группами и народами создают условия, определяющие культуру межнационального общения населения как объективную необходимость.
Культура межнационального общения -это особое качество общественных отношений, возникающих на основе развития и сближения национальных общностей и предполагающих фактическое равенство народов в экономическом, политическом, культурном, научно-техническом развитии, дружескую взаимопомощь между ними, учет национальных интересов и национальных особенностей друг друга, уважительное отношение к национальным языкам. Эти особенности обусловлены общностью экономической, социально-политической и культурно-духовной жизни дружественных наций, народностей, национальных и этнических групп, единством научного мировоззрения.
В структурном отношении культура межнационального общения предполагает наличие двух основных ее компонентов, которые диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первый включает совокупность таких качеств человека, как степень научного знания и понимания сущности национальных процессов, убежденность в необходимости соблюдения принципов и требований научной национальной политики. Он характеризует глубину осознания субъектом общения, т. е. уровень индивидуального интернационалистского сознания. Второй реально отражает возможность целесообразно использовать знания об интернационализме, интеграции, о национальном вопросе, позволяет судить о практическом отношении человека к требованиям функционирующей системы национального взаимодействия. Неслучайно состояние повседневной культуры общения людей разных национальностей служит критерием социальной зрелости народа.
Анализируя понятие «культура межнационального обще-ния», мы сталкиваемся с таким понятием, как «национальные отношения», которое рассматривается как однопорядковое с понятием «межнациональное общение». В многочисленных научных исследованиях чаще всего они не разграничиваются, поскольку просто однопорядковые и одновременно взаимопроникающие. Пронизывая внутренние структуры, систему многообразных связей, они выражаются в явлениях случайных и необходимых, общественных и индивидуальных, глубинно-сущностных и лежащих на поверхности. Поэтому нередко отношения между разными национальными общностями рассматриваются как межнациональное общение, а общение между представителями различных национальностей — как национальные отношения. Следует иметь в виду, что национальные отношения проявляются на разных уровнях — общностном и личностном. В этой связи нам хотелось бы, прежде всего, выяснить специфику национальных отношений.
Национальные отношения — это специфическая форма общественных отношений, представляющая собой систему отношений внутри нации и между нациями, основанных на взаимном доверии равноправных граждан, народов. В систему входят экономические, социально-политические, государственно-правовые, идеологические, нравственно-психологические, культурно-бытовые и другие отношения национальностей. Специфика национальных отношений определяется и тем, что субъектом их является социально-этническая общность: нации, народности, национальные и этнические группы. Это значит, что на экономические, политические, духовные отношения внутри и между народами непосредственное и опосредованное влияние оказывает национальное. Все это обусловливает, в свою очередь, относительную самостоятельность национальных отношений и характерные для них закономерности.
Очевидно, что понятие «национальные отношения» более широкое, чем понятие «межнациональное общение», обусловленное существованием национальных общностей. На личностном уровне в общении представителей разных национальностей эти связи преломляются в межиндивидуальных взаимоотношениях, являясь многогранным проявлением общественного в личном и личностного в общественном. Категория «межнациональное общение» в научной литературе используется в основном для разграничения ее от внутринациональной формы отношения. Оперируя категорией «межнациональное общение», мы хотели бы обратить внимание на то, что речь идет об отношениях между людьми разных национальностей. Поэтому понятие «межнациональное общение» следует понимать как в широком значении — для характеристики отношений между большими группами различных народов, так и в узком — когда имеются в виду отношения людей различных национальностей на личностном уровне. Иначе говоря, межнациональное общение включает не только личностные отношения людей различных национальностей, но и всю совокупность материальных и духовных взаимоотношений народов.
Таким образом, межнациональное общение есть необходимая сторона как национальных отношений, так и общения вообще, поскольку отношения людей не могут быть ничем иным, как их взаимными отношениями. В результате межнационального общения создаются различные формы интеграционных процессов. Межнациональные контакты осуществляются в пределах небольшого региона, в рамках многонациональной страны, а также в масштабах международных связей. Следовательно, они весьма многообразны в силу географической распространенности и состава лиц — участников общения.
Итак, межнациональное общение — это естественный, объективный диалектический процесс, выгодный для всех народов и поэтому реализующийся на основе добровольности и взаимности. Он является результатом развития культуры людей, главным условием, способом существования и совершенствования каждого человека. Межнациональное общение людей можно определить как форму национальных процессов и часть общего процесса развития национальных отношений, охватывающую все сферы жизнедеятельности народов — экономику, политику, науку, культуру и т. д. В каждой из них формируются конкретные формы и способы межнационального общения людей, которые взаимодействуют и дополняют друг друга. Конкретные же внутренние «механизмы» межнационального общения определяются социальными ми кроструктурами и индивидуальными характеристиками общающихся.
Научно-техническая революция и духовное обновление общества оказывают огромное и постоянно возрастающее воздействие на развитие культуры межнационального общения населения. Она во многом зависит от целенаправленной национальной, научно-технической политики государства и правительства, их постоянного внимания к интересам всех национальностей.
Курс правительства и государства, поддержанный всеми слоями многонационального общества, на обновление общества, социально-экономическое развитие страны и ускорение научно-технического прогресса означает дальнейшее укрепление фундамента, на котором базируется культура межнационального общения населения.
При рассмотрении содержания понятия «культура межнационального общения» отправной точкой является соотношение категорий «общечеловеческое» и «национальное». В культуре межнационального общения общечеловеческое и национальное выступают в диалектическом единстве. В этом единстве ведущий элемент — общечеловеческое. Такое понимание соотношения между общечеловеческим и национальным гарантирует правильное развитие культуры межнационального общения населения, ставит заслон националистическому, шовинистическому, расистскому влиянию.
Познание диалектики общечеловеческого и национального в культуре межнационального общения происходит на основе «снятия» противоречий в развитии национальных отношений, в частности между общереспубликанскими (республиканскими) интересами многонационального народа, с одной стороны, и специфическими интересами каждой национальности — с другой, между процессами развития и интеграции наций, объективными предпосылками и субъективными факторами межнационального общения, между старым и новым и т. д. Словом, когда расширяются демократия и самоопределение, когда идет быстрый рост национального самосознания всех наций и народностей, углубляются процессы интернационализации, особую важность приобретает своевременное и справедливое решение возникающих национальных вопросов на единственно возможной основе — в интересах прогресса каждой нации и народности, в интересах их дальнейшего сближения, интеграции, в интересах всего обновляющегося общества.
Примат общечеловеческого в условиях обновления общества и научно-технической революции не ведет к отрицанию национального в культуре межнационального общения. Такие поведенческие принципы, как толерантность, уважение национального достоинства других людей, понимание специфической особенности и глобальной ценности каждой из национальных культур, обогащающих цивилизацию, а также забота об охране окружающей среды, становятся не только достоянием каждой национальной культуры, но и фундаментом их последовательного развития. При этом глубоко национальное всегда содержит общечеловеческие ценности. Поэтому общечеловеческое, по В. Г. Белинскому, заключено в национальную сферу и выражено наиболее ярко только как национальное.
В связи с этим следует подчеркнуть, что культура межнационального общения является важнейшим фактором совершенствования как национального, так и общечеловеческого сознания людей. Понятие «культура межнационального общения» близко к понятию «общенациональное самосознание», но не тождественно ему. Общенациональное самосознание одновременно вбирает лучшие черты народов и объединяет их общими интересами, идеями, идеалами и целями. Например, в функциональном отношении общенациональное самосознание казахстанцев, регулируя установки, ориентации, поведение личности, проникает в сферу культуры межнациональных отношений. Осознание же необходимости объединения усилий в решении глобальных проблем современности, понимание того, что наша страна и наши народы -часть общей цивилизации, развивает и обогащает общечеловеческие ориентации и ценности культуры межнационального общения. Становление и развитие общенационального самосознания народов Казахстана-достаточно длительный, внутренне противоречивый социальный процесс. К основным элементам такого самосознания можно отнести осознание общности коренных интересов казахстанцев, приверженность к общечеловеческим ценностям, принципам подлинного интернационализма в единстве с патриотизмом и т. д., и т. п.
Общенациональное самосознание — это форма отражения жизни и роста культуры межнационального общения, которое представляет собой концентрированное выражение прогрессивных черт и общечеловеческую ценность в национальном сознании народа. Это своего рода призма, через которую субъектом воспринимаются все процессы развития и сближения наций, народностей, национальных и этнических групп. Общенациональное самосознание, являясь «сквозным» элементом культуры межнационального общения, не исчерпывает ее содержание. Культура межнационального общения предполагает не только понимание, осознание национальной политики, не только интернационалистические убеждения, но и способность субъекта к таким действиям, которые делают его участие в области национальных отношений эффективным. Таким образом, культура межнационального общения — понятие более широкое, чем общенациональное самосознание.
Углубление интернационализации общественной жизни под воздействием научно-технической революции способствует росту культуры межнационального общения. Об этом свидетельствуют и результаты социологического исследования республиканского актива Казахстана. Опросом были охвачены 1392 респондента из пяти областей Республики Казахстан: Алматинской, Акмолинской, Костанайской, Семипалатинской и Южно-Казахстанской. Результаты опроса показали регулярность контактов между людьми различных национальностей. Так, каждый респондент сообщил, что живет по соседству с представителями не менее пяти различных национальностей, 83,1% опрошенных имеют среди представителей других национальностей близких друзей, более 50% — близких родственников, 91,9% — приглашают и сами ходят в гости к людям других национальностей. Общественно-политическое обновление стимулирует совершенствование культуры межнационального общения населения. Здесь на передний план все чаще выходят общечеловеческие черты. Становясь доминирующими, они в обобщенном виде включают все элементы интернационалистического отношения к людям. Это, конечно, не означает, что национальное под воздействием научно-технической революции автоматически вытесняется и заменяется интернациональным. Следует отметить, что общечеловеческое, определяя сущность культуры межнационального общения людей, своими корнями уходит в сложную диалектику национального и интернационального, свойственных каждой нации и народности, населяющих Казахстан. Разумеется, у каждой нации, народности имеются национальное сознание, национальная гордость за созданные ею материальные и духовные ценности, за свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации и, конечно, демократизацию общества. А также нельзя забывать, что истинно общечеловеческое -всегда национальное и наоборот.
Диалектика общечеловеческого и национального отражает всеобщие стороны культуры межнационального общения народов и индивидуумов. Только единство общечеловеческого, интернационального и национального, их гармоническое сочетание создают тот необходимый уровень зрелости, который свойствен подлинно общенациональному и патриотическому сознанию людей. Чтобы быть патриотом, интернационалистом, следует думать как об интересах своей нации, так и об общенациональных интересах народов, их всеобщей свободе и равноправии. Результаты социологического исследования основных компонентов патриотическо-интернационалистического мировоззрения среди республиканского актива Казахстана говорят о существенных недоработках в вопросах формирования и развития этого мировоззрения. Например, характерны непонимание многих процессов жизни наций и народностей, влия-. ние на эти процессы научно-технической революции, низкий уровень культуры межнационального общения. В связи с эти необходимо улучшить подготовку государственных, профсоюзных работников, хозяйственных руководителей, работников образования, культуры и науки, студенческой молодежи в области учения о нациях и межнациональных отношениях, национальной политике правительства и государства. Целесообразно, например, на всех факультетах высших учебных заведений ввести спецкурс «Основы научной национальной политики» (в объеме примерно 22 ч лекций и 20 ч практических занятий). Повышению культуры межнационального общения населения, на наш взгляд, могли бы способствовать разработки программы национального развития Казахстана, создание, межвузовских кафедр «теория и практика национальных отношений», а в системе Министерства образования и науки Республики Казахстан — Центра национальных и международных отношений. Создание этих подразделений и чтение лекций, проведение практических занятий по актуальным проблемам национальных вопросов и разработка программы национального развития республики, несомненно, будут содействовать значительному повышению уровня культуры межнационального общения населения.
Не следует также забывать о наличии программных положений в документах многих неформальных организаций, Их научный анализ и в случае необходимости критика должны будут сыграть роль своеобразного барьера, ограждающего сознание людей от разрушительного влияния национализма и шовинизма, экстремизма и трайбализма. В этой связи следует отметить, что долгое время развитие дружбы народов и культуры межнационального общения осуществлялось директивно. А когда началась перестройка, некоторые начали ставить под сомнение интернационалистское общение, воспитанное в годы испытаний, в совместном труде и быту, Например, кое-кто в угаре национализма, трайбализма договаривался до того, что объявил интернационализм, дружбу народов ничего не значащими пропагандистскими лозунгами, иллюзиями, мифами, не отражающими реальное положение вещей и национального бытия. Если называть вещи своими именами, то в данном случае речь идет о сознательно распространяемой неправде, отрицающей реалии роста межнационального общения как веления времени и объективной необходимости. В культуре межнационального общения практически отражено такое качественное состояние сознания, которое детерминировано объективным процессом развития и сближением национальных общностей, необходимостью объединения усилий многонационального рабочего класса, крестьянства, трудящихся масс за утверждение и совершенствование демократического, справедливого общества. Социальная ценность этой культуры состоит, прежде всего, в полезности практической целесообразности. Под таким углом зрения мы обязаны видеть положение дел во всех сферах жизни. Именно практическая деятельность дает нам принципиальный ответ на вопрос, в каком направлении и какими темпами идет и будет развиваться процесс формирования культуры общения людей разных национальностей, какие нормы, принципы останутся ведущими в их взглядах и соответственно в общественном поведении. При этом не следует забывать, что уровень интернационалистской зрелости человеческого общения характеризуется не только усвоением принципов его культуры, но и «растворением» этих принципов в себе, выработкой внутренней потребности к высокой нтернационал и стеком у поведению в любых обстоятельствах. Человек, следующий принципам высокой культуры межнационального общения, как правило, социально активнее, более дальновиден, увереннее смотрит в будущее.
Интересными представляются с точки зрения определения зрелости культуры межнационального общения и поиска путей роста культуры и общения ответы на вопрос: «С людьми каких национальностей у нас сложились наиболее тесные, дружественные отношения?». Приводим результаты социологического исследования, проведенного нами на Алматинском хлопчатобумажном комбинате (675 респондентов), Шымкентском свинцовом заводе (401) и среди тружеников села Алматинской области (349 респондентов). У лиц казахской национальности тесные отношения сложились, %: с людьми своей же национальности — 66,7 респондентов; русскими — 57,4; уйгурами — 32,4; татарами — 20,9; немцами -20; узбеками — 17,4 и украинцами — 14,3. Улиц русской национальности наиболее тесные отношения сложились, %; с русскими — 65,6; казахами — 55,6; немцами — 39,7; украинцами — 37,8; уйгурами — 24,7; татарами -21,1; узбеками-14,2.