Казахские народные ораторы ХІ-ХVІ веков. Казахи, как и русские, бережно хранят образцы речевой культуры, которые функционируют во всех сферах жизни и быта, отражая исторические события, этические и правовые нормы. Кроме того, в этих метких, точных и выразительных высказываниях проявляются процессы развития самосознания народа. В становлении казахской речевой культуры большую роль сыграли народные ораторы, которых называли би, шешен. В казахском языке слова «би, шешен» воспринимаются почти как синонимы и соответствуют русскому слову «оратор». Би-оратор прежде всего хорошо знает историю своей страны, людей и события прошлого, знает порядок решения спорных вопросов, законы адата. Казахские народные ораторы «красоту и изящество выражения мысли черпали из фольклорного источника, из народных речений, пословиц и поговорок, отличающихся точностью и поэтической изобразительностью». Речь таких известных казахских ораторов, как Аяз би, Майкы би Асанкайгы, Жиренше шешен, была насыщена пословицами, поговорками, афоризмами и назиданиями. Позже основоположники казахского художественного слова Бухар жырау, Махамбет Утемисов и другие, а также классики литературы Абай Кунанбаев, Ыбрай Алтынсарин, Шокан Валиханов широко использовали в своем творчестве народные изречения, используя их как в оригинальном, так и трансформированном виде (здесь и далее использован материал из книги Б. Адамбаева «Казахское народное ораторское искусство» и его периодизация казахского ораторского искусства). Период становления казахского ораторского искусства связывают с именами Аяз би и Майкы би. Аяз би жил предположительно на рубеже ХІ-ХІІ веков на побережье Аральского моря, о чем свидетельствуют раскопки «Города Аяза», «Аяз-кала», руины которого были обнаружены вдоль Арала. В памяти народной сохранились мудрые, крылатые изречения Аяз би, назидания; подтверждающие красноречивость, афористичность метафоричность его высказывании. По сохранившимся легендам, Аяз би сначала был ханским визирем, затем провозглашен ханом, прославился как мудрый общественный деятель. «Одна из исторических личностей, чье имя и дела сохранили предания Майкы би. Легенды, связанные с ним, отражают события ХП-ХШ веков». Непревзойденный оратор он внес большой вклад в единение раздробленных казахских родов, создание первого казахского ханства во главе с ханом Алашой. При непосредственном содействии Майкы би были заложены основы символики казахских родов и племен. Ему принадлежат образцы красноречия, назиданий, мудрых изречений. Второй период развития казахского ораторского искусства связывают с именами Асан кайгы (Асана скорбного) и Жеренше шешена (Жиренше красноречивого), творчество которых по преданию относится к ХІV-ХV векам. Асан кайгы предстает в преданиях как предсказатель, философ, постоянно скорбящий и думающий о будущем своей земли и народа, заботящийся о его благе. Асан кайгы участвовал в создании и укреплении Казахского ханства, по преданию, он объездил все земли, начиная с берегов Волги и Каспия до самой китайской границы, в поисках земли обетованной. Сохранилось подробное описание исконно казахской территории, приписываемое Асан кайгы. Расселив свой народ, он занялся поисками места для столицы, выбрав для нее самый центр исконных казахских степей подножие Улытау. Широко бытующие в народе меткие красочные оценки и характеристики Асан кайгы, адресованные хану Жанибеку, являются образцами подлинно ораторской речи. С Жиренше шешеном, который всегда ведет повествование от своего имени, тоже связано много преданий и легенд. Считается, что Жиренше — духовный отец, эталон для всех известных в истории представителей казахского ораторского искусства. Его назидательные рассказы связаны с событиями, происходившими в период правления хана первого казахского государства Жанибека. Однажды, например, он спас визирей, которые не смогли ответить на вопрос хана «Каково расстояние между ложью и правдой?» С помощью своей красавицы жены Каракоз Жиренше нашел разгадку: «То, что слышишь ушами, может быть и ложью, а то, что увидел глазами, это сущая правда, значит расстояние между ложью и правдой равно расстоянию между ухом и глазом». Хан был удовлетворен, а визири получили свободу. В народе немало мудрых изречений и метких афоризмов, сохранившихся со времен Жиренше и распространяемых от его имени. Казахские народные ораторы ХVII-ХVIII веков. Имена Толе би, Казыбека би, Айтеке би и батыров Кабанбая, Богенбая, Жанибека, Сырыма Датова, живших в ХVII-ХVIII веках и прославившихся участием в государственных делах и успехами в ораторском искусстве связывают с третьим периодом развития ораторского искусства в Казахстане. Обладая искусством красноречия, они выполняли обязанности посланников в соседние государства, во взаимоотношениях народа с ханской верхушкой выражали волю народа, в эпоху бесконечных войн объединяли и поднимали его на освободительную войну. На XVIII век приходится расцвет казахского ораторского искусства, потому что именно в этот период происходили самые значительные события в степи. Хан Тауке объединил раздробленные казахские роды в три обширные группы, подразделив их на жузы, привлек в этот союз киргизский и каракалпакский народы, создал Совет биев (Жеті Санат), в права и обязанности которого входило, в случае необходимости, от имени хана решать наиболее важные проблемы. В это время был издан свод законов «Жеті жарғы» («Семь Уложений»), определяющий общественно-политические отношения степняков, стремившихся к объединению, чтобы противостоять чужеземным захватчикам. Свод этот был основан на взаимном соглашении семи главных биев, что способствовало неизмеримому росту авторитета их в глазах народа.
Кроме того, XVIII столетие — время бесконечных набегов жунгар в казахские степи, период жута и голода. Все это способствовало росту авторитета биев и народных предводителей, сплотивших и возглавивших силы, способные противостоять захватчикам. Выступления ораторов призывали к пробуждению степи, избавлению от многовекового застоя. Все чаще звучали в этот период имена известных батыров: Кабанбая из рода кара керей, Богенбая из рода каижыгалы, шакшака Жанибека из рода аргын Толе би из Старшего жуза, Каздаусты Казыбека из Среднего жуза, Алим Айтеке би из Младшего жуза — известных и влиятельнейших биев своей эпохи, которые в совершенстве владели искусством слова. Исключительной была в это время популярность в народе знаменитого батыра и оратора Сырыма Датов в период национально-освободительного движения в Младшем жузе (1783-1797гг.). Видимо поэтому сведения о творчестве и социальной значимости Сырыма Датова по сравнению с другими наиболее полные, сохранились даже письменные изложения его речей и выступлений, правда, в небольшом объеме.
Исследователи особенностей ораторского мастерства Сырыма отмечают влияние ораторских традиций на представителей последующих поколений ораторов, а именно на творчество и деятельность Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, приводят примеры и доказательства благотворного воздействия ораторского искусства на казахскую литературу.
«Образцами ораторского мастерства, политически верных и логически безукоризненных, раскрывающих суть народно-освободительной борьбы в эпоху национально-освободительного движения, являются толгау Казыбека Калдыбекулы, адресованные жунгарскому хунтайджй, обращения и письма Сырыма Датова, направленные Оренбургскому генерал губернатору», считает Б. Адамбаев.