Развитие культурного строительства в 1941 году было прервано вероломным нападением на нашу страну фашистской Германии. Великая Отечественная война предъявила высокие требования к работе работе учреждений культуры и искусства, к повышению ее идеологической роли. В дни войны значительно возросла политическая и трудовая активность трудящихся, расширился кругозор, повысился интерес к международным и внутренним событиям.
В годы войны стремительно развивалась наука Казахстана. Уже к марту 1942 года ученые внесли предложения и разработки по 150 темам народнохозяйственного и оборонного значения, Особенно плодотворно работали ученые-геологи, открывшие около 500 и обследовавшие 150 месторождений полезных ископаемых, часть из которых сразу же осваивалась. В 1941-1945 годах в республике открылось 12 новых научных институтов и их филиалов, а число научных сотрудников увеличилось со 152 до 864 человек. Значительную роль в развитии науки сыграло сотрудничество республик. Рядом с учеными Казахстана работали коллективы более 20 научных учреждений Москвы, Ленинграда, Киева и других городов страны. Такие всемирно известные ученые, как академики И.Л. Вернадский, В.А. Обручев, А.М. Панкратова, А.А. Скочинский, выдающиеся деятели культуры СССР — С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Д. Вертов, М.Жаров, братья Васильевы, Ф. Эрмлер, и многие другие — способствовали подготовке кадров для республики и дальнейшему развитию культуры. Огромный вклад в победу внесли работники культуры Казахстана. С первых дней войны около 90 поэтов и писателей ушли на фронт. Личным примером боевой отваги, а когда было нужно, и страстным писательским словом вдохновляли они на бой с врагом своих товарищей-солдат, увлекали их на героические подвиги. Среди них были: Д. Онегин, Д. Абилев, Д. Саин, М. Абдуллин, К. Абдыкадьиров и др. 8 тяжелые для Ленинграда сентябрьские дни 1941 года казахский народный акын Жамбыл Жабаев обратился к его жителям со стихотворением «Ленинградцы, дети мои! », в котором выразил мысли, чувства и переживания всех Казахстанцев. Песня акына стала подлинным гимном дружбы и поддержки ленинградцев.
Культурно-просветительные учреждения с самого начала войны развернули действенную и многогранную массово-политическую и культурно-просветительную работу, подчинив ее задачам военного времени, задачам общенародной борьбы против немецко-фашистских захватчиков. Основное внимание уделялось воспитанию народных масс в духе советского патриотизма, любви и преданности своей социалистической Родине. Они проводили многогранную агитационно-массовую работу: читку газет, журналов, групповые и индивидуальные беседы на актуальные темы внутреннего и международного положения, выпускали стенные газеты и боевые листки, отражавшие героические трудовые будни рабочих, колхозников и интеллигенции. Они систематически информировали население о событиях на фронте, о героических подвигах бойцов Советской Армии, о самоотверженной работе тружеников тыла. Одновременно велась широкая идейно-воспитательная и культурно-массовая работа в колхозах и совхозах, на промышленных предприятиях и транспорте, среди учащейся молодежи и по месту жительства населения.
В годы Великой Отечественной войны особое развитие как в композиторском, так и в самодеятельном, народно-профессиональном творчестве получил жанр песни и те жанры, которые пользовались популярностью в народе и содействовали мобилизации его энергии на решение задач военного времени. Усилилось творческое содружество не только между маститыми русскими и молодыми национальными композиторами, но и между музыкальными деятелями соседних братских республик. Песни военных лет, отражая идейно-эмоциональное настроение широких народных масс, способствовали сплочению всех сил в борьбе против общего врага. Особой популярностью пользовались песни М. Тулебаева, А. Жубанова и народных музыкантов К. Азербаева и других
Вся культурно-просветительная работа была подчинена претворению в жизнь лозунга: «Все для фронта, все для победы!» Большой популярностью пользовались лекции и доклады на военно-исторические и военно-экономические темы, пропаганда военных знаний. В сложных условиях военного времени в Казахстане отмечается бурный рост народного творчества. Во многих областях республики состоялись поэтические состязания — айтысы акынов, как межрайонные, так и межобластные. В декабре 1943 года в г.Алма-Ате состоялся республиканский айтыс акынов с привлечением импровизаторов с большинства областей. В их содержаниях отмечается особый патриотический дух военных лет. На фронт отправлялись бригады мастеров искусств Казахстана. Одиннадцать таких бригад побывали на фронтах и дали там 870 концертов. Свыше 15 тысяч концертов было дано ими в госпиталях, на призывных пунктах, в воинских частях, на пограничных заставах,
Крупные сдвиги произошли в музыкальной культуре казахского народа. Композиторы Казахстана создали свыше 300 музыкальных произведений — опер, симфоний, военных и патриотических песен.
В годы войны (1941—1945) в Казахстан были эвакуировано свыше 20 научных учреждений и 30 вузов, 23 театра, 146 детских домов, киностудии из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы. В начале 1942 г. в Алма-Ате на базе эвакуированных студий «Мосфильм» и «Ленфильм» и созданного в октябре 1941 г. «Казахфильма» была организована Центральная объединенная киностудия — «ЦОКС». Здесь выпускалось 80% всей кинопродукции страны. На экраны страны вышли такие советские фильмы, как «Секретарь райкома», «Русские люди», «Фронт», «Нашествие», «Иван Грозный», «Два бойца», «Фронт», «Она защищает Родину», «Жди меня» и другие шедевры кино, оказавшие большое влияние на гражданское становление и воспитание патриотизма миллионов людей и вселявшие в людей веру в победу. Делу укрепления морально-политического единства советского народа отдавали свой талант ведущие мастера казахской художественной прозы: Г. Мусрепов, Г. Мустафин, С. Муканов, М. Ауэзов. Боевой задор, творческое дерзание внесла в литературу талантливая молодежь, выросшая в битвах Отечественной войны: Д. Молдагалиев, Б. Булкишев, С. Мауленов, Б. Момыш-улы и др.
В области литературы наиболее значительным прозаическим произведением периода войны явилась изданная в 1942 г. первая книга романа М. Ауэзова «Абай», сразу поднявшая казахскую литературу на новую художественную ступень. В романе впервые представлена широкая картина социальной и культурной жизни казахского народа XIX в., начало жизненного и творческого пути поэта Абая. Среди крупных прозаических произведений, созданных казахскими писателями в годы Великой Отечественной войны, следует отметить романы «Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова и «Шиганак» Г. Мустафина. Главными темами творчества казахских писателей наряду с художественным осмыслением истоков победы в Великой Отечественной войне стал трудовой героизм советских людей на заводах и стройках, на колхозных полях и в забоях шахт, творческие дерзания советской интеллигенции. Роман С. Муканова «Сыр-Дарья» — о героическом труде строителей оросительного канала, «Миллионер» Г. Мустафина посвящен новому этапу в колхозном строительстве, а его роман «Караганда’ изображает процесс зарождения, становления и развития казахского рабочего класса, превращение карагандинского угольного бассейна в крупный промышленный центр. События романа А. Сарсенбаева «Рожденные на волнах» — о жизни рыбаков Каспия — развертываются на фоне пробуждения самосознания казахских трудящихся и их совместного участия с русскими в революционном движении. В романе А. Нурпеисова «Курляндия» («долгожданные дни») показан духовный облик славной советской молодежи, мужественно защищавшей свою Родину.
Как видим, казахстанцы, несмотря на трудности, достойно несли вахту на трудовом фронте. Оказывая бескорыстную помощь освобожденным от фашистских захватчиков районам, казахстанцы ускоряли восстановление их народного хозяйства. Это давало возможность жителям освобожденной территории на родной земле быстрее включиться в общее дело борьбы против агрессора. Вместе с рабочими и колхозниками свой вклад в победу Советского Союза над фашистской Германией внесли ученые, работники культурных учреждений Казахстана
Война нанесла значительный ущерб народному хозяйству в том числе и материальной базе учреждений культуры. В 1941-1945 года многие учреждения культуры Казахстана использовались под военные и хозяйственные нужды, другие были закрыты в результате слабой материальной базы, либо из-за нехватки кадров. Достаточно отметить, что к началу 1946 года в Казахстане действовало 4184 массовых клубных учреждений или на 1125 меньше, чем в 1941 году; число массовых библиотек по сравнению с предвоенным годом сократилось на 2247; книжный фонд библиотек уменьшился на 1540 тысяч экземпляров, большинство наличных книг пришли в ветхость.
В этих условиях перед культурно-просветительными учреждениями встают еще более важные и ответственные задачи. Жизнь требовала расширения размаха и повышения идейного уровня культурно-просветительной работы. Однако успешное решение этих задач в значительной степени было затруднено объективными причинами. Прежде всего сеть культурно-просветительных учреждений была совершенно недостаточна для широкого проведения культурно-массовой работы; ощущалась острая нехватка помещений, инвентаря и оборудования для клубов, изб-читален, красных чайхан, библиотек, а также квалифицированных кадров, имеющих специальную подготовку. В виду того, что в годы войны книжный фонд почти не пополнялся, библиотеки испытывали острую нужду в массово-политической, сельскохозяйственной, технической и художественной литературе. Многие предприятия республики, поставлявшие клубам и библиотекам культинвентарь, музыкальные инструменты, оборудование были переведены на выпуск другой продукции, что тяжело отразилось на материальной базе учреждений культуры. Достаточно отметить, что предприятиями местной промышленности в 1947 году было изготовлено лишь 1257 столов, стульев, стеллажей при плане 21995 . На один клуб в среднем по республике приходилось по одному столу, 12 стульев и 10 скамеек.
Учитывая это, во второй половине 1945 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О мерах помощи Казахской ССР в деле массово-политической и культурно-просветительной работы». В целях оперативного и действенного руководства культурно-массовой работой при Совете Народных Комиссаров республики был создан комитет по делам культурно-просветительных учреждений, а при областных, городских и сельских исполкомах — отделы культурно-просветительной работы.
Принятые в 1946 году законы о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР и Казахской ССР на 1946—1950 годы выдвинули обширную программу культурного строительства в республике. Задача состояла в том, чтобы в ближайшие годы восстановить довоенный уровень сети очагов культуры; создать в каждом сельсовете сельский клуб иди избу-читальню. К концу четвертой пятилетки в Казахстане предусматривалось довести число киноустановок государственной сети до 1310, клубных учреждений — до 5650, радиофицировать все Дома культуры, клубы и избы-читальни[56]. Важным условием неуклонного выполнения программы культурного строительства являлся ежегодный рост государственного бюджета Казахской ССР на социально-культурные мероприятия; если в 1947 году было выделено 1723,9 миллиона рублей, а в 1948-1939,3 миллиона, то в 1950 — 2221 миллиона рублей, из них на культпросветработу соответственно более 40,7; 55; 66 миллионов рублей.
Придавая важное значение подъему идейно-политического содержания работы органов культуры в послевоенный период наряду с решением народнохозяйственных задач в республике вплотную стали заниматься и вопросами планомерного восстановления, дальнейшего расширения сети библиотек, клубов, музеев и активизации их деятельности. В этот период учреждения культуры широко использовали многообразные формы культурно-просветительной работы среди населения: лекции, беседы, книжные выставки, коллективное прослушивание радио, читку газет, проведение тематических вечеров, кружки по изучению материалов Закона о пятилетнем плане. Массовые библиотеки широко продвигали среди населения литературу, посвященную развитию сельского хозяйства, промышленности, культуры и нацеливали на решение предстоящих задач. Например, в Государственной публичной библиотеке им.А.С.Пушкина была организована большая постоянно действующая книжная выставка на тему: «План великих работ на 1946-1950 гг.» , красочно оформлены плакаты «Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР», 15 диаграмм-плакатов наглядно отражали «Пятилетний план Казахской ССР».
Наиболее распространенными формами пропаганды пятилетнего плана были лекции, доклады и беседы. Так, культпросветработники Актюбинской области широко привлекли для чтения лекций сельскую и городскую интеллигенцию. Их силами за полгода после принятия Закона в области было проведено около 5 тысяч лекций, докладов, бесед с охватом более 91 тысячи человек. А в целом по республике за 5 месяцев 1946 года было прочитано по этой тематике 10908 лекций с охватом 1102632 человека.
Еще больший размах массово-политической работы, проводимой культпросветучреждениями наблюдается во время подготовки и проведения выборов в Верховный Совет СССР (1946, 1950гг.), Казахской ССР (1947, 1951 гг.) местные Советы депутатов трудящихся (1948г.). Значительная часть клубов, библиотек, красных юрт, изб-читален республики показали себя в период избирательных кампаний большой политической силой, способной оказывать действенную помощь партийным организациям в их борьбе за решение задач коммунистического воспитания трудящихся. По данным И областей во время подготовки к выборам в местные Советы (1948 г.) в 1538 учреждениях культуры размещались агитпункты и избирательные участки. К агитационно-пропагандистской работе привлекались 12948 активистов библиотек, клубов, красных юрт. Они провели 49272 лекций, докладов, бесед с охватом более 717 тысяч человек. На базе очагов культуры было организовано 5296 кружков.по изучению избирательного Закона и Конституции СССР, работало 646 агиткультбригад. В конце 40-х годов в республике также было развернуто социалистическое соревнование за восстановление и улучшение работы очагов культуры. Всенародное движение явилось одним из важнейших условий успешного выполнения и перевыполнения планов культурного строительства послевоенных пятилеток.
Инициаторами этого патриотического движения выступили в Акмолинской области, например, культпросветработники и комсомольцы колхозов Шортандинского района, в Западно-Казахстанской колхозники, рабочие МТС и совхозов Урдинского района, в Алма-Атинской — актив изб-читален Илийскога района и т.д. Так, трудящиеся Урдинского района Западно-Казахстанской области в 1946 году полностью восстановили довоенную сеть библиотек и клубов. За короткий срок они сдали в эксплуатацию 10 изб-читален, 15 клубов, отремонтировали все здания очагов культуры, приобрели для них культинвентарь и оборудование.
Наряду со строительством учреждений культуры на средства, выделяемые колхозами и профсоюзами, в послевоенные годы широкое распространение получил метод народной стройки, когда колхозники, рабочие, интеллигенция в свободное от работы время, безвозмездно ремонтировали и строили новые очаги культуры. Только в 1946-1947 гг, в республике таким методом было возведено 124 библиотеки и клуба, вновь восстановлено 407 учреждений культуры, а в 1948 году — 608 клубов, 326 изб-читален, 89 библиотек.
Активное участие в восстановлении городских учреждений культуры принимали рабочие коллективы. Они ремонтировали заводские и фабричные клубы, библиотеки, городские парки культуры, благоустраивали их территории. Повсеместно также развернулся сбор книг для сел и аулов. Достаточно отметить, что за короткий срок молодежь города Алма-Аты собрала более 15 тысяч книг, много настольньЕХ игр. Всего же по республике только за первые шесть месяцев 1947 года было собрано свыше 66 тысяч книг, что в значительной степени пополнило книжные фонды сельских изб-читален, библиотек, красных юрт.
Вместе с тем следует отметить, что в целом по республике сеть очагов культуры восстанавливалась медленно. Это объясняется тем, что строительство и укрепление материальной базы культурно-просветительных учреждений, как и всего народного хозяйства страны, в послевоенный период проходило в крайне тяжелых условиях.
С первых послевоенных дней приступили к перестройке тяжелой промышленности на мирный лад. Процесс был исключительно сложным и трудоемким. Он требовал от советского государства крупных капиталовложений. И понятно, что в эти годы не было возможности наряду с укреплением материально-технической базы индустрии развивать и сеть очагов культуры. Поэтому их строительство шло в основном за счет средств, выделяемых колхозами, промартелями, профсоюзами на культурно-бытовые цели, трудность положения усугублялась еще и тем, что вследствии острой нехватки стройматериалов, оборудования, культинвентаря эти отчисления зачастую оставались неиспользованными.
Материальная база многих очагов культуры была слабой. В 1947 году большинство библиотек ютились в коридорах правлений колхозов, проходных комнатах сельсоветов, неприспособленных для работы помещениях. Успешное восстановление народного хозяйства, улучшение экономического положения колхозов и совхозов республики в конце 40-х годах создавало необходимые условия и для развития культуры. Это нашло свое выражение в выделении колхозами значительных ассигнований на укрепление материальной базы и строительство зданий учреждений культуры. Начало ему положило обращение колхозников, рабочих МТС и совхозов, сельской интеллигенции Алма-Атинской области в феврале 1949 года ко всем трудящимся республики с призывом развернуть социалистическое соревнование за дальнейший подъем культуры и благоустройство сел и аулов. Они взяли обязательство в 1949-1950 годы построить 134 клуба, 66 изб-читален,20 красных юрт, 44 красных уголка, 59 библиотек, 2 колхозных театра, заложить 32 парка, отремонтировать и привести в образцовый порядок все имеющиеся в области очаги культуры, полностью обеспечить их мебелью, культинвентарем, книжный фонд каждой избы-читальни довести до одной тысячи книг[64].
За 1949-1960 годы по республике только методом народной стройки и на средства колхозов было выстроено 1079 клубов, 628 изб-читален, 943 красных уголков[65].
Крупным событием в культурной жизни республики явилось учреждение в июне 1946 года Академии Наук КазССР на базе Казахского филиала АН СССР. Образование национальной АН свидетельствовало о том, что наука в Казахстане вступила в качественно новый этап своего развития, что в республике выросли многочисленные кадры ученых, окрепли и расширились научные учреждения. Первым президентом Академии Наук был избран Каныш Имантаевич Сатпаев — видный ученый и талантливый организатор науки в Казахстане- В системе АН КазССР к концу 1950 года действовало 50 научно-исследовательских учреждений, в том числе 19 институтов, 13 секторов, 2 музея, обсерватория, 3 ботанических сада и 8 научных баз. В Академии наук КазССР обучалось 500 аспирантов {66].
В послевоенный период вершиной казахской прозы является эпопея М. Ауэзова «Путь Абая», которую академик К. Сатпаев справедливо назвал «энциклопедией казахской жизни». Это произведение большого эпического плана, дает широкую и разностороннюю картину эпохи, поражает глубиной проникновения автора в различные слои жизни казахского общества второй половины прошлого века.
Первыми на события Отечественной войны в казахской литературе отозвалась гражданско-патриотическая поэзия — поэма К.Аманжолова Сказание о смерти поэта (1944) о подвиге погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева, стихи Токмагамбетова, Жарокова, Орманова и др. После войны появились романы Солдат из Казахстана Мусрепова (1949), Курляндия Нурпеисова (1950), Грозные дни Ахтанова (1957), мемуары Момышулы За нами Москва (1959). Во второй половине 40-х годов издается целая серия поэтических сборников казахских поэтов С. Муканова, Т. Жарокова, А. Токмагамбетова, А. Тажибаева, Г. Орманова, К. Аманжопова, X, Бекхожина, Ж. Саина, А. Сарсенбаева, Д. Абилева и др.[67].
В области образования в годы войны в Казахской ССР, как и по всей стране, было временно приостановлено осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения на селе и десятилетнего в городе. Значительно снизился охват детей школьным образованием. С 1949—1950 учебного года в Казахстане повсеместно начался переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению, а в областях и крупных промышленных центрах -десятилетнему.
Для обучения без отрыва от производства части молодежи, которая в годы войны заменяла отцов и братьев на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, а потому не смогла завершить свое школьное образование, создавались вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи. К концу 50-х годов в республике было уже 363 таких школ, где обучалось 35 тысяч человек. Но они не могли охватить всех желающих учиться, кроме того, не хватало помещений, специальных учебников и программ, учителей. Проявлялась забота о материальном положении учителей. Были предусмотрены льготы и преимущества для учителей и членов их семей в сельской местности, Сельским учителям предоставлялись бесплатно квартиры, а в случае их отсутствия местные Советы оплачивали аренду квартиры, обеспечивали их топливом, освещением, выделяли приусадебные участки. Правительство обязало местные власти начать массовое строительство домов для учителей.
С окончанием войны из Казахстана был реэвакуирован ряд вузов и техникумов Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза. Уехала и большая часть преподавателей и профессоров. Поэтому положение с профессорско-преподавательским составом в вузах и техникумах республики было довольно трудным.
В ноябре 1947 года ЦК ВКП (б) и Советским правительством было принято постановление «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образовании в КазССР». Республике выделялись дополнительные средства для строительство школ и других учебных заведений, приобретение учебного инвентаря и оборудования. В Казахстан направлялись квалифицированные преподаватели вузов, в центральных институтах и университетах увеличилось число мест в аспирантуре для преподавателей из Казахстана. Молодежи предоставлялась возможность для учебы в вузах и техникумах Москвы, Ленинграда и других городах страны. Особое внимание уделялось подготовке специалистов высшей и средней квалификации из числа казахов, уйгур, дунган[68]. В особенно сложных условиях развивались общественные науки. Тяжко отразилось на их дальнейшем развитии постановление ЦК ВКП{6) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, которое знаменовало собою начало нового нитка преследований интеллигенции, инакомыслия и новых исканий. В русле указанного постановления стали строить свою работу и партийные комитеты партии Казахстана.
В работе Союза писателей республики были выявлены так называемые ошибки и недостатки: уход в далекое прошлое казахского народа, воспевание ханско-феодального строя, уход в буржуазную символику и декаденство, безыдейное представление старины, возведение в идеал образованных феодалов, неглубокий и ошибочный показ гражданской войны, колхозного строительства, искаженное изображение быта советской семьи, элементы упадничества и пессимизма. При этом критике были подвергнутьи практически все крупные писатели Казахстана того времени: Ауэзов, Мустафин, Мусрепов, Аманжолов, Шухов. Политической репрессии был подвергнут
Бекмаханов Е. Научные взгляды Е. Бекмаханова, высказанные им в монографии «Казахстан в 20—40-е годы XIX века» (1947), были объявлены как отражение концепции буржуазных националистов, политически вредными, игнорирующими решения партии пб идеологическим вопросам[69].
Политическая кампания больно ударила по театру и даже по эстраде. Из релертуаров театров и концертных организаций с апреля по сентябрь 1951 года были сняты как- «порочные в идейно-художественном отношении и потерявшие свою актуальность» 30 пьес и 174 текста песен[ 70].
В этот период диктат правящей партии и ее идеологии, сопровождавшийся репрессиями, не позволили творческой части казахской интеллигенции до конца раскрыть свои созидательные возможности. Советская система видела в них, и весьма справедливо, своего будущего судью, поэтому она отторгла интеллигентных людей казахского края.
Поэтому, в целом, оценивая некоторые достижения в культурном строительстве Казахстана 40-х годов, следует иметь в виду, что имевшиеся позитивные перемены происходили в условиях нарастающей командно-административной системы, тоталитарного режима и в определенной степени сдерживали дальнейшее культурное развитие Казахстана.