Необходимым и важнейшим условием сохранения наций является решение вопросов по охране репродуктивного здоровья, cтандарты по охране здоровья женщин для чего требуется принятие законодательных актов, предусматривающих всю полноту экономической заинтересованности государств и работодателей в деятельности по оздоровлению условий труда и, прежде всего, женщин детородного возраста. Концепция тендерной политики в Республике Казахстан разработана на основе Конституции РК, Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан и международных документов, ратифицированных Республикой Казахстан. На конференции, посвященной 10-летию Стратегии «Казахетан-2030» Президент РК Н.А.Назарбаев отметил: «Прежде всего, мы должны обеспечить ускоренный переход на современные принципы и стандарты деятельности в сфере здравоохранения. Это касается вопросов первичной медико-санитарной помощи, охраны материнства и детства, медицинского образования и науки». Конституция РК (ст. 29) провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Первым международным документом по правам человека, к которому присоединился Казахстан, была Конвенция о правах ребенка. Конвенция основной договор, отражающий широкий круг гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав детей. Одним из четырех принципов, заключенных в конвенции является право ребенка на жизнь, выживание и развитие. В настоящее время завершен первый период в реализации мероприятий, определенный для выполнения Государственной программы «Здоровье народа». Принята Концепция совершенствования финансирования системы здравоохранения в РК. Увеличен объем предоставляемых медицинских услуг населению, тем самым обеспечивается закрепленное Конституцией РК право гражданина на охрану здоровья. Состояние здоровье женщин является очень важным для благополучия семьи и ребенка, так как женщина является ключевой фигурой в обеспечении здорового образа жизни в семье, рационального питания, ухода за ребенком. В отношении репродуктивного здоровья, очень важно, чтобы женщины получали должный уход до, во время и сразу после рождения ребенка. Международные стандарты об охране здоровья человека получили свое развитие в Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 19. 12. 1966 г., где в частности, в ст. 12, указано, что «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Некоторые конвенции МОТ связаны с охраной здоровья и обеспечением здорового образа жизни и развития каждого, а именно Конвенция № 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» от 22. 06. 1960 г.; Конвенция №127 «О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся» от 28. 06. 1967г, ; Конвенция №148 «О защите работников от профессионального риска, вызванного загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» от 20. 06. 1977г. и др. Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ) отстаивает концепцию хорошего здоровья, определяющую его как «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недугов». В девятой общей программе работы ВОЗ на период 1996-2001 гг. подчеркивается, что одной из основных задач ВОЗ является «укрепление здоровья и повышение благополучия женщин». Причинами, отрицательно влияющими на здоровье женщин и нарушение их репродуктивной функции, являются такие социально — экономические процессы, такие как феминизация бедности, бесконтрольное применение лекарств, а также рост инфекций, передаваемых половым путем и СПИДа. В многочисленных научных исследованиях доказана отрицательная роль производственных факторов в развитии нарушений специфических функций женщин, патологии беременности и родов, нарушений здоровья новорожденных детей. Среди сложного комплекса причин, участвующих в нанесении ущерба здоровью женщин, в особенности репродуктивному, принципиально важными являются нарушение прав женщин на достаточный уровень жизни, на труд в справедливых и благоприятных условиях, на благоприятную и чистую окружающую среду. Полагаем, что понятие «равенства между женщинами и мужчинами» самое главное осознать, что условия жизни женщин мужчин значительно отличаются друг от друга, в определенной степени в силу репродуктивной функции женщин. Вопрос не в данных отличиях, а в том, что они не должны негативно влиять на условия жизни женщин и мужчин, вести к дискриминации. Эти отличия следует соответствующим образом учитывать, что должно выражаться в равном распределении экономических, социальных и политических возможностей. Равенство полов не означает их уподобление друг другу или идентичность, равно как и то, что это равенство не должно устанавливать в качестве нормы такие условия и образ жизни, которые присущи мужчинам. Конституция Республики Казахстан, основанная на нормах международного права, провозглашает следующие основные права и свободы; каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; все люди равны перед законом, имеют право на равную защиту: никто не должен подвергаться пыткам, жестокому или унижающему его достоинство обращению или наказанию; каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах государства; каждый человек имеет право на труд, образование, на отдых и т.д. Права женщин безусловно являются неотъемлемой частью общих прав человека. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола признается и гарантируется Конституцией РК, ее законодательством, а также нормами международных договоров, ратифицированных РК. Статья 14 Конституции РК гласит: «Никто не может подвергаться какой-либо’ дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым обстоятельствам». В разделе II «Человек и гражданин» Конституции РК закреплены гарантии равенства полов на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, жилище, собственность, охрану здоровья, медицинской помощи, образование» социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и так далее. В соответствии со статьей 27 Конституции РК брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Вместе с тем, правовая база государства не в полной мере решает все вопросы положения женщин, обеспечения конституционных норм о равенстве прав мужчин и женщин. Практика свидетельствует, что многие законы нуждаются в дальнейшем совершенствовании в плане расширения правовых возможностей для женщин реализовать свой интеллектуальный потенциал, высокий уровень профессиональной подготовки, обеспечения необходимых условий для женщины. Сегодня в Казахстане действуют более 200 женских неправительственных организаций. Среди них такие крупные как: «Ассоциация деловых женщин Казахстана», «Женщины предприниматели Казахстана», Международная экологическая ассоциация женщин Востока, «Феминистская лига» и т.д. Созданы политические партии, такие как; «Демократическая партия женщин Казахстана», Республиканское движение «Женщины Казахстана». В 1979 году ООН была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ст. 4 которой допускает принятие государствами-участниками «временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами». Однако такие временные меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства и равноправного положения мужчин и женщин. Так были внесены коррективы в трактовку прав человека, установившуюся со времен французской революция. В 1993 году ООН была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Казахстан определил своим приоритетом в области внешней политики интеграцию с мировым сообществом. Самым значительным международным заявлением о необходимости обеспечения гендерного баланса в процессе принятия решений на сегодняшний день является Пекинская платформа действий 1995 года. Сформулированное в ней обязательство по расширению возможностей женщин основано на убеждении, что: «13. Расширение возможностей женщин, их всестороннее участие на основе равенства во всех сферах жизни общества, включая участие в процессе принятия решений и доступ к власти, имеют основополагающее значение для достижения целей равенства, развития и мира». Пекинская платформа прямо нацелена на достижение пятидесятипроцентного баланса во всех сферах жизни общества, а содержащийся в ней анализ придает первостепенную важность обеспечению всестороннего участия женщин в процессе принятия решений. Основным заявлением Платформы является то, что политика должна формироваться со всесторонним участием женщин, а ее ж результатом должны быть программы, способствующие расширению возможностей женщин и повышению их роли. В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Казахстан присоединился к данной Конвенции достаточно поздно). Подписан Факультативный протокол к ней и в 2001 году Республикой Казахстан был представлен отчет в ООН получивший положительную оценку. В 1995 году Глава государства Казахстана Н.А.Назарбаев создал Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Казахстан (далее РК). Советом впервые была разработана Концепция государственной политики улучшения положения женщин в РК. В 1998 году Совет был преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин при Президенте РК, наделенную более широкими правами н полномочиями. Присоединившись к Пекинской платформе действий по достижению полного равенства прав женщин и мужчин Казахстан взял на себя обязательства разработки конкретных программных действий. Созданный Национальной комиссией по делам женщин в сотрудничестве с заинтересованными общественными организациями Национальный план . действий по улучшению положения женщин в РК включает 12 основных приоритета (вопросы здоровья, экономического и политического продвижения, защита от насилия и т.д.). Его целью является создание условий и разработка действенных механизмов для повышения активности и роли женщин в общественно-политической жизни. Казахстан ратифицировал Конвенции ООН «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины», шесть конвенций Международной организации труда, в том числе «О равном вознаграждении мужчин и женщин за груд равной ценности». Всего Казахстан присоединился к более чем 60 международным договорам по правам человека. Так, 27 ноября 2003 года постановление Правительства РК была принята Концепция гендерной политики в РК, которая определяет основные принципы, приоритеты и задачи гендерной политики в Казахстане. К задачам гендерной политики в Казахстане относятся достижение сбалансированного участия женщин и мужчин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития своего бизнеса и продвижения по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от насилия по признаку пола. Существующая модель государственной службы в РК способствует продвижению женщин в государственных органах в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.
Права человека, сформулированные во многих международных документах, соответствуют различным аспектам жизнедеятельности индивида который имеет право требовать их соблюдения от государства. Одновременно с этим необходимо отметить, что отдельные права человека имеют отношение только к части правоотношений и могут относиться к гражданину, рабочему, женщине либо к ребенку, а также к определенным группам людей, выделяемых по национальным и иным признакам (меньшинства и т.п.) Но, если говорить о способности отстоять свои права, то только ребенок не способен самостоятельно защитить свои права. Права детей порой могут, быть реализованы только взрослыми, как на основе международного, так и национального права. Развитие международно-правовой защиты прав и интересов детей в современном мире ведет свое начало от Декларации прав ребенка (Женевская Декларация), принятой 26 сентября 1924г. на пятой ассамблее Лиги Наций. Декларация была достаточно лаконичной, хотя и включала в себя в те времена главные, охраняемые законом права детей. Необходимо, однако, отметить, что в формулировках принципов вообще отсутствовало слово «право». Декларация была, сформулирована от имени «мужчин и женщин всех стран мира». В Декларации говорилось об их «долге», но ничего не говорилось об обязательствах правительств по созданию определенных условий для детей. Декларация состояла из пяти принципов. Ее первый принцип гласил: «Ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного». В ней было выражено стремление к обеспечению основных нужд детей: «Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должен быть предоставлен уход; отсталому ребенку должна быть оказана помощь; порочные дети должны быть исправлены; сиротам и беспризорным детям должно быть дано убежище и все необходимое для их существования» (принцип ІІ). В то же время, предусматривалась определенная степень самостоятельности: «Ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех видов эксплуатации» (принцип IV). Важным является то, что Женевская декларация впервые указала на необходимость специальной охраны и заботы о детях, став точкой отсчета в борьбе за права ребенка, и сделала ребенка объектом международно-правовой защиты. После Женевской декларации в течение длительного периода, вплоть до принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, фактически не было международно-правовых актов, посвященных юридической защите детей и подростков.