Осуществляемая в Казахстане стратегия сохранения и укрепления гражданского мира, межэтнического и межконфессионального согласия направлена на обеспечение социальной базы развития демократии. Выступая с Посланием народу Казахстана «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», Президент отметил: «Мы сохраняем и развиваем многовековые традиции, язык и культуру казахского народа, обеспечивая при этом межнациональное и межкультурное согласие, прогресс единого народа Казахстана». Данный принцип последовательно реализуется в рамках политического курса в сфере межэтнических отношений, объявленного Президентом Казахстана в декабре 1991 г., по созданию в республике «высокоразвитой полиэтнической цивилизации, в которой возродится казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности». Эта мировоззренческая установка является тем основанием, которое определяет политические, культурные и духовно — нравственные приоритеты и ценностные ориентации казахстанского общества. На каждом конкретном этапе она обогащается, дополняется, уточняется, но сущностное содержание ее остается одним — в полиэтническом Казахстане каждый человек независимо от его этнической, религиозной, расовой и иной принадлежности должен чувствовать себя свободным, защищенным и уверенным в своем будущем. Казахстанская модель межэтнического согласия доказала свою жизнеспособность и эффективность. С самого начала государство сделало выбор в пользу формирования гражданской, а не этнической общности, совмещения интересов народов, проживающих в Казахстане, открывающем для всех этносов возможность участия в государственном строительстве. Кофи Аннан во время своего визита в республику назвал Казахстан «примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств». Согласно результатам республиканского социологического опроса «Состояние и перспективы развития этнополитических процессов в Республике Казахстан», межнациональные отношения в республике в настоящее время можно охарактеризовать как стабильные, не содержащие явных, открытых конфликтов между представителями различных национальностей. По мнению значительного большинства респондентов казахской (89,8%), русской (84,8%) и других национальностей (88,3%), в настоящее время в Казахстане складываются мирные дружеские отношения между людьми разных национальностей. При этом большая часть опрошенных считает, что за последний год не произошло каких-либо значительных изменений в сфере межнациональных отношений. 19,7% опрошенных респондентов казахской национальности заявили, что отношения между людьми разных национальностей за последний год улучшились. Подобным образом думают 14,7% опрошенных русских и 14,9% респондентов других национальностей. Эта данные могут служить показателем стабильности сферы межнациональных отношении. В то же время некоторые респонденты (пусть и небольшое число) отмечают ухудшение межнациональных отношений, что говорит о наличии определенных проблем. В качестве основных причин, которые приводят к ухудшению межнациональных отношений, отмеченных опрошенными, можно выделить: а) языковую проблему; б) дискриминацию по национальному признаку при устройстве на работу; в) неконтролируемую миграцию приезжих из стран ближнего зарубежья. Особо хотелось бы подчеркнуть, что респонденты были единодушны в оценке того, что государственными органами уделяется недостаточное внимание к данной проблеме. Языковая проблема связывается респондентами с опасениями, что в будущем их дети не смогут из-за незнания государственного языка иметь возможность получить хорошее образование и устроиться на престижную работу. Этот же мотив является основным в миграционных настроениях. Несмотря на то, что в целом в стране сохраняются стабильные межнациональные отношения, тем не менее 3,5% принявших участие в опросе казахов, 9,9% русских и 11,8% представителей других национальностей уже приняли решение о переезде в другую страну и рано или поздно уедут из Казахстана, и 16,2%, 40,5% и 38,1% респондентов соответственно не исключают такую возможность в будущем. Одной из причин переезда на постоянное место жительства в другую страну названо отсутствие уверенности представителей некоренных национальностей в успешном будущем своих детей и внуков в Казахстане (54,2%), Все это опять — таки увязывается с языковой политикой, которая, несмотря на взвешенный и лояльный подход, не находит понимания среди представителей некоренных национальностей.
Эту проблему поднял в своем выступлении на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент страны: «Со времени обретения мы проводили самую либеральную на всем постсоветском пространстве языковую политику. Но необходимо глубже и точнее разъяснять обществу ее суть. Ведь она является стержнем национальной политики любого государства». Суть языковой политики, по мнению Президента, заключается в следующих основополагающих принципах. Во — первых, общество должно прийти к осознанию важности и необходимости знания государственного языка. По словам Президента страны, нельзя заставлять людей старшего поколения насильно учить язык. Но молодежь в Казахстане должна знать: без знания государственного языка работать в госорганах, сфере услуг, правоохранительных органах или судебной сфере будет невозможно. Во-вторых, перевод делопроизводства на государственный язык предполагает не ущемление кого — либо, а предоставление возможностей перевода и свободного использования русского языка его носителями. В-третьих, владение одним из международных языков, каким является русский, есть фактор, расширяющий информационные горизонты в современном мире. В обозримом будущем этот язык будет оставаться фактором конкурентоспособности Казахстана. Поэтому уровень его знания должен оставаться высоким. Иными словами, необходимо встречное движение в знании государственного языка и русского, что будет служить фактором взаимоуважения и укрепления стабильности в стране. И, наконец, следует избегать ненужной политизации в этом вопросе, решать языковую проблему цивилизованными методами, с учетом языковых потребностей населения страны. Другой проблемой является постепенное изменение этнодемо — графической структуры населения страны. Согласно данным Агентства РК по статистике по состоянию на I января 2007 г., численность населения страны составила 15 396,9 тысяч человек. Наиболее многочисленными в этническом составе населения республики являются семь национальностей — казахи, русские, украинцы, узбеки, уйгуры, татары и немцы, на долю которых приходится около 95% от общей численности населения страны. Доля казахов составила 59,2%, русских — 25,6%, украинцев и узбеков — по 2,9%, уйгуров и татар — по 1,5%, немцев — 1,4% и других этносов — 5%. Эти данные иллюстрируют уменьшение численности одних народностей (преимущественно славянских и европейских) и увеличение численности других — преимущественно тюркских народностей (уйгуры, узбеки и др.). Для сравнения, данные Агентства РК по статистике 1999 г.: русские — 30,02%, украинцы — 3,67%, немцы — 2,38%, узбеки — 2,47% и уйгуры — 1,40%. Уменьшение численности одних народностей происходит, во-первых, по причине внешней миграции. Например, в период до 2003 г. в среднем в год Казахстан покинуло порядка 100 тысяч русских. После 2003 г. темпы выезжающих из Казахстана представителей русской национальности снизились до 50 — 80 тысяч в год. Тем не менее приведенные выше результаты соцопроса показывают преобладающие миграционные настроения, чему также способствует активная политика РФ в этой сфере. В частности, в 2007 г. вступил в силу Указ о добровольном переселении в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, что позволит, скорее всего, менее обеспеченным гражданам РК русской и других национальностей выехать из Казахстана и перебраться в Россию за счет средств, предоставляемых переселенцам на организацию переезда и обустройство на новом месте проживания. Так, социологический опрос показал, что 0,8% русских и 0,2% представителей других национальностей уже готовятся к переезду в Россию в рамках программы переселения согласно данному Указу. Во-вторых, именно для представителей славянских и европейских этносов, проживающих в Казахстане, характерны более низкая рождаемость и более высокий уровень пенсионного возраста. Ввиду названных причин их численность и удельный вес в национальной структуре населения республики будет снижаться. Таким образом, можно предположить, что, несмотря на сохраняющуюся достаточно стабильную внутриполитическую ситуацию и относительный рост уровня жизни населения, тем не менее, в силу всех естественных причин, численность славянских и европейских этносов будет уменьшаться в среднем до 1% в год. Что касается численности преимущественно тюркских народностей, таких, как уйгуры, узбеки и т.д., то ее увеличение происходит ввиду тех же естественных причин: более высокая рождаемость, благоприятная экономическая ситуация в стране, наличие свободных мест на рынке труда и на фоне более низкого уровня жизни в соседних центрально азиатских республиках. Несмотря на обозначенные выше негативные тенденции, показательным для характеристики этнополитической ситуации является то, что проблема межнациональных отношений в Казахстане находится на 20-м месте в ряду наиболее актуальных для населения проблем. Согласно ответам респондентов, в течение прошедших трех лет случаи ущемления прав по национальному признаку снизились в четыре с лишним раза. О значимости данной проблемы заявили в ходе последнего опроса только 1,6% респондентов.